Конспект урока для 4 класса «Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»

Конспект

открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме «Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»»

Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны.

Оборудование: презентация, гербарий растений пресного водоёма; раковины улиток, клей, ножницы.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Прозвенел весёлый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

2. Сообщение темы и плана урока.

Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова паровозик окончание из слова слоны .Какое слово у вас получилось? (Во -до-ё-мы.)

По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:

Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?

Можно ли назвать пресный водоём сообществом?

Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?

(Вопросы записаны на доске, читают ученики).

3. Проверка домашнего задания

(Устные ответы учеников на вопросы)

Какие животные обитают в смешанном лесу? Как обитатели леса приспособились к условиям жизни? Какие связи существуют между обитателями леса? Как охраняют леса? Какие правила поведения нужно выполнять в лесу?

4. Изучение нового материала.

( слайд 1.).

На какие группы делятся по происхождению? (Водоёмы бывают естественные и искусственные)

А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? (На пресные и солёные)

Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадки.

Посреди поля

Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зелёная. (Озеро).

Не конь, а бежит

Не лес, а шумит. (Река).

Какой водоём с пресной водой ещё не назвали? (Пруд).

(слайд 2)

И так, представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. На что вы сразу обратите внимание? (На растительность).

(слайд 3)

На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения -рогоз, камыш, тростник, осока.

(слайды 4-7)

Очень часто путают растения рогозу и камыш. У рогозы к осени образуется коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника — крупная, отогнутая в сторону метёлка.

На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку.(слайды 8-9)

Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями

Вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”. (Читает ученик)

(слайд 10)

Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочкиряски. Ряска — это самое маленькое цветковое растение.

Среди растений пресного водоёма можно встретить рдест, элодею, телорез.

(слайды 12-14)

Название растения телорез говорит само за себя. Твёрдые зубчики по краю листа могут поранить тело человека.

Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)

5. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма.

Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых — различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров.

С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране — большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Древнейшие люди"

(слайд 15)

Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них – жук-плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунец –хищник. Основная его добыча- головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.

(слайд 16)

По поверхности водоёмов скользят клопы- водомеры. Эти насекомые очень проворны.

(слайд 17)

Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.

(слайд 18)



В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.

(слайд 19)

На стеблях и листьях растений пресноводных растений можно встретить моллюсков- улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины- мягкое, слизистое тело моллюска.

(слайд 20)

Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп.

(слайд 21)

Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц-уток, гусей ,цапель.

(слайд 22)

Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом — бобра, нутрию, ондатру и выдру.

(слайд 23)

У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания — обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.

Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?

сосредоточение запаса воды;

рыбная ловля и охота;

источник энергии;

место для отдыха и занятий спортом;

источник эстетического наслаждения.

(слайд 24).

6. Закрепление

Вернёмся к вопросам, которые вы прочитали в начале урока.

Для ответа на 1-й вопрос выполните задания 64 и 65 в “Рабочей тетради” на стр. 29–30.(Ученики выполняют задания самостоятельно с последующей коллективной проверкой).

Является ли пресный водоём — сообществом?

(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.

(Ученики выполняют задание 68 на странице 31 в “Рабочей тетради”).

Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков?

(Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится)

Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не нарушилось?

(Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров).

7. Итоги урока

— Какие бывают водоемы?

— Почему водоемы называют сообществом

— Какие растения и животные обитают в пресных водоемах?

— Как нужно охранять водоемы?

Выставление оценок.

8. Домашнее задание

Составить кроссворд на тему “Пресный водоём”











































МБОУ СОШ № 30

г. Подольска

















КОНСПЕКТ



Открытого урока по окружающему миру

Тема: «Водоёмы. Водоёмы- природное сообщество.»

4 «Г» класс









Учитель: Мчедлидзе Светлана Ивановна







Самоанализ урока по окружающему миру,

по теме «Водоемы. Водоемы – природное сообщество».



Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 4 классе по теме «Водоемы. Водоемы – природное сообщество». Урок изучения нового материала. Данный урок соответствует программе «Школа России».

Структура урока полностью соответствует его типу.

Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Целью урока было сформировать представления учащихся о водоеме как природном сообществе.

Свежие документы:  Конспект урока истории «Наши предки - СЛАВЯНЕ»



На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

— ввести и разъяснить термин «природное сообщество»;

— познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявлять связи между обитателями пресного водоёма

Развивающие:

— развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

— называть источники загрязнения вод.



— развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любовь к животным и растениям.

Использовалось следующее оборудование:

Учебник А.А. Плешакова «окружающий мир», 4 класс; рабочая тетрадь к учебнику; презентация к уроку; гербарий; записи голосов птиц (уток), лягушек.



Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные результаты:

— самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе, на воде.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— учить отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

— ориентироваться в своей системе знаний;

— находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;

-делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные

— уметь оформлять свою мысль в устной речи;

— слушать и понимать речь других;

— учиться выполнять различные роли в группе.





Предметные результаты:

уметь объяснять мир: приводить примеры «природного сообщества» в водоеме; моделировать значение водных богатств в жизни людей;





В данном уроке отражена метапредметная тема «Знание и незнание», т.к.

  1. дети уже знают основные признаки растений, животных, рыб.

  2. Знают цепи питания, но не знают, что это природное сообщество.



На уроке были использованы следующие методы

-по виду источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)

наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе — как сопровождение)

практические (, работа с учебником, работа с тетрадью, работе с толковым словарем)



-по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа (работа в парах в тетради на печатной основе, раздаточным материалом )

был использован проблемно-поисковый метод ( при заполнении таблиц в тетради, работе с толковым словарем)



Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная.

Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.



Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.



Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация .



Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье — сберегающая технология была включена физпауза.



Урок «виртуальное путешествие» позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.

Урок целей достиг.

В заключение хотела бы поблагодарить всех присутствующих гостей.











































Самоанализ урока

Учитель. Мчедлидзе Светлана Ивановна

Класс. 4

Программа «Школа России»

Предмет.  Окружающий   мир 

Тема. Водоемы

Тип урока. Урок-исследование

Преподавание окружающего мира ведется по учебнику Плешакова

«Окружающий мир» (2 ч в неделю )

Цель курса — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

 Основные идеи курса:

  • Многообразие мира.

  • Экологическая целостность мира.

  • Уважение к миру.



Вы спросите: «Почему выбран предмет «окружающий мир»?!»
Окружающий мир – это первое с чем сталкивается ребенок при знакомстве с реальным миром. Это самое близкое, где он может получить какой-либо опыт.





Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу

«Природа России»

Самоанализ урока по окружающему миру,

по теме «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».



Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 4 классе по теме «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». Урок изучения нового материала. Данный урок соответствует программе «Школа России».

Структура урока полностью соответствует его типу.

Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Целью урока было сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.



На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

— ввести и разъяснить термин «природное сообщество»;

— познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;

Развивающие:

— развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

— развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любовь к животным и растениям.



Использовалось следующее оборудование:

Учебник А.А. Плешакова «окружающий мир», 4 класс; рабочая тетрадь к учебнику; презентация к уроку; гербарий; записи голосов птиц; муляжи и фотографии грибов; картины И.Шишкина; панно с растительным и животным миром леса.



Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные результаты:

— самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— учить отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

— ориентироваться в своей системе знаний;

— находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;

-делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные

— уметь оформлять свою мысль в устной речи;

— слушать и понимать речь других;

— учиться выполнять различные роли в группе.





Предметные результаты:

уметь объяснять мир: приводить примеры «природного сообщества» в лесу.



В данном уроке отражена метапредметная тема «Знание и незнание», т.к.

  1. дети уже знают основные признаки деревьев, кустарников, травянистых растений, но не знают, что они располагаются ярусами.

  2. Знают цепи питания, но не знают, что это природное сообщество.



На уроке были использованы следующие методы

-по виду источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)

наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе — как сопровождение)

практические (работа в группах, в парах, работа с учебником, работе с толковым словарем)



-по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа (работа в группах с гербарием, работа в парах в тетради на печатной основе, раздаточным материалом )

был использован проблемно-поисковый метод ( при работе с гербариями, при заполнении таблиц в тетради, работе с толковым словарем)



Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная.

Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.



Использовалась методика цветовой аналогии «Цветопись» А.Н.Лутошкина.



Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.



Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация .



Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье — сберегающая технология была включена физпауза.



Урок «виртуальное путешествие» позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.



Урок целей достиг.



В заключение хотела бы поблагодарить всех присутствующих гостей.









Свежие документы:  Конспект урока на тему «Горячая точка –Чечня»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: