4 класс Тема: Водоёмы. Растения и животные водоёмов. Охрана растений и животных водоёмов.
Цель: расширить знания детей о водоёмах, взаимосвязи растительного и животного мира, вызвать желание самостоятельно добывать знания.
Задачи: выявить и расширить представления детей о водоёмах, растительном и животном мире; развивать познавательную активность учащихся через самостоятельный творческий поиск необходимой информации; развивать творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной литературой; воспитывать умение анализировать свои успехи и неудачи, умение работать в группах, бережное отношение к природе.
Оборудование: глобус, физическая карта Казахстана, атласы для каждого ребёнка, иллюстрации и таблицы «Растительный и животный мир водоёмов», индивидуальные таблички и схемы, дополнительная справочная литература.
Ход урока. 1. Индукция (психологический настрой). — Сядь–ка, ровненько, дружок, Начинается вот-вот интереснейший урок- Урок познания мира. Но сначала повернитесь И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, друзьям И садитесь по местам. — Вижу, вы уже готовы отправиться в путь за новыми знаниями? — А главное — смекалку и задор — не забыли? — На уроке нас ждут, я надеюсь, открытия. Какие они будут: большие или маленькие? Главное, у каждого они будут свои.
2. Постановка задач: — Мы продолжаем открывать для себя нашу страну Казахстан.
• Послушайте слово: «Водоёмы». — Произнесите его в группах с разной интонацией, чувством. ( от группы произносит 1 человек)
• Ассоциации. — Запишите слово «водоёмы» на листочках. — Какие ассоциации у вас возникли? Составьте кластер. — Прочитайте свои ассоциации в группах. — Дополните свои записи понравившимися словами. — Выберите самые главные, важные для всех вас слова и прикрепите их при помощи клея к своему большому листу, а затем к доске. — Озвучьте свои записи. — Составьте рассказ, используя свои опорные слова. рыбалка рыба красота лягушка водоёмы жизнь вода стрекозы кувшинки
-Прочитайте рассказы в группах. -Кто хочет прочитать классу? (по желанию, остальные рассказы вывесите на доску и кто желает, сможет их потом прочитать)
• Закройте глаза: какой цвет вы представили, услышав слово «ВОДОЁМЫ»? -Выберите листочки того цвета, какой вы представили, и прикрепите к доске около слова «водоёмы». -Вот такой цвет у вас возник. К нему мы вернёмся позже.
3.Работа с картой, глобусом и атласом.
-Посмотрите на глобус и карту. -Сравните со своими представлениями, какой цвет на них преобладает? -Какие открытия вы сделали? (некоторые озёра закрашены голубым и розовым цветом потому, что одни из них пресные, а другие солёные; озеро Балхаш и того и другого цвета, т. к. одна часть его с пресной водой, а другая — с солёной). -Какой цвет преобладает на планете Земля? -А можно ли её было назвать планетой океан? (конечно, ведь 2/3 её поверхности занимают воды океанов, морей и озёр – это 70% поверхности Земли, но лишь 3 % — вода пресная).
4.Работа с картой «открытий».
— Зачеркните «лишнее» слово: — Обведите название водоёмов, которые есть в нашей местности:
РЕКА, ГОРА, ОКЕАН, ОЗЕРО, МОРЯ, ПРУД, КОТЛОВАНЫ, БОЛОТА, ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ. -Подумайте, какие бывают водоёмы?
-Защитите задание (на доске появляется схема).
Водоёмы
искусственные естественные
•Подумайте и выберите, что относится к озеру, а что к реке. •Соедините стрелками.
Вода течёт Вода стоячая РЕКА Два берега ОЗЕРО Со всех сторон окружено сушей Пресная вода Солёная вода
Доп. сведения: нашу Республику, особенно северную часть, можно смело назвать озёрным краем. На её территории находится 48262 озера с запасами воды в 190 куб. м. Самые крупные из них: Балхаш, Алаколь, Салыкколь, Каспий и Арал – озеро. Большую часть составляют солёные или солоновато – солёные, горькие, непригодные для питья.
-Выпишите в группах названия крупных озёр и рек Казахстана в таблицу. -Защитите. Расскажите, какое значение они имеют для жителей Казахстана.
Реки Озёра
Иртыш, Или, Ишим, Тобол, Урал, Сырдарья, Чу и т.д. Каспийское, Аральское, Балхаш. 5.Самостоятельная работа учащихся со справочной литературой и учебником.
— Почему в начале урока вы использовали так много цвета для изображения водоемов? — Водоём – это не простое углубление на поверхности, заполненное водой. Нет, это – удивительный дом, населённый многочисленными жителями. Об этом и пойдёт речь во 2 части нашего урока. — Разных видов животных и растений на свете больше, чем можно увидеть звёзд на небе. И каждый вид удивительно точно приспособился к своему и только к своему месту обитания. Они образуют природные сообщества.
— Поработайте с учебником и дополнительной литературой, заполните свои таблички.
1. Название растения 2. Приспособленность к условиям жизни в водоёмах 3.Названия животных 4.Чем питаются 5.Приспособленность к условиям жизни в водоёмах
6. Афиширование. •Обсудите в группах. Защитите свои «открытия». Дополните сведения.
— Сделайте общий вывод по своим «открытиям» на листочках бумаги. — Прикрепите их на доп. доску «Открытий».
Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Растительный и животный мир образуют сообщества, которые связаны между собой цепью питания. • А как вы думаете, к чему может привести разрыв этой цепи?
7.Составление цепей питания из имеющихся иллюстраций (подготовленных учителем заранее), озвучивание их.
Вывод: чтение стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете». (1 ученица заранее подготовленная) Все – все – все на свете, Нужны все на свете! На свете нужны! Нужны все подряд- И мошки не меньше нужны, чем слоны. Кто делает мёд Нельзя обойтись И кто делает яд. Без чудищ нелепых Плохие дела И даже без хищников У кошки без мышки, Злых и свирепых! У мышки без кошки Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем – то не очень дружны – Мы всё – таки очень друг другу нужны. А если нам кто – нибудь лишним покажется, То это, конечно, ошибкой покажется… Все – все- Все на свете, На свете нужны. И это все дети запомнить должны.
8. Вызов и разрыв. • Пройдите около правой части доски (открывается доска, на которой изображены хищные животные). • Посмотрите внимательно, кого вы видите? • А как вы думаете, почему среди них вы увидели себя, других ребят из класса? • Кто же самый главный хищник на Земле? ( в группах) – Докажите.
9. Работа с текстом учебника с. 104 – 105. -Какие меры в нашей стране принимаются для сохранения природы водоёмов?
10. Перевоплощение (закрыли глаза). — Представьте, что вы – редкие животные или растения водоёмов, которые занесены в Красную книгу Казахстана. Вас пригласили выступить на конференции, где вы можете выступить с жалобой, просьбой, обращением к людям. — Что бы вы могли поведать?
11. Чтение стихотворения (хором с доски). Дерево, трава и птица Не всегда Умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете Мы останемся одни.
12. Рефлексия. — Подведём сейчас итог: может, зря прошёл урок?
• Напишите на листочках, какие открытия вы сделали. • Кто хоче Что больше всего понравилось? • Какие чувства вы испытывали в течение урока?
Домашнее задание: — Нарисуйте знак или плакат в защиту животного или растения водоёмов. |