Конспект урока для 4 класса «Водоёмы. Растения и животные водоёмов. Охрана растений и животных водоёмов»

4 класс 
Тема: Водоёмы. Растения и животные водоёмов. Охрана растений и животных водоёмов. 

Цель: расширить знания детей о водоёмах, взаимосвязи растительного и 
животного мира, вызвать желание самостоятельно добывать знания. 

Задачи: выявить и расширить представления детей о водоёмах, растительном и животном мире; развивать познавательную активность учащихся через 
самостоятельный творческий поиск необходимой информации; развивать 
творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной 
литературой; воспитывать умение анализировать свои успехи и неудачи, 
умение работать в группах, бережное отношение к природе. 

Оборудование: глобус, физическая карта Казахстана, атласы для каждого ребёнка, иллюстрации и таблицы «Растительный и животный мир водоёмов», индивидуальные таблички и схемы, дополнительная справочная литература. 

Ход урока.  
1. Индукция (психологический настрой). 
— Сядь–ка, ровненько, дружок, 
Начинается вот-вот интереснейший урок- 
Урок познания мира. 
Но сначала повернитесь 
И друг другу улыбнитесь. 
Улыбнитесь мне, друзьям 
И садитесь по местам. 
— Вижу, вы уже готовы отправиться в путь за новыми знаниями? 
— А главное — смекалку и задор — не забыли? 
— На уроке нас ждут, я надеюсь, открытия. Какие они будут: большие или маленькие? Главное, у каждого они будут свои. 

2. Постановка задач: 
— Мы продолжаем открывать для себя нашу страну Казахстан. 

• Послушайте слово: «Водоёмы». 
— Произнесите его в группах с разной интонацией, чувством. 
( от группы произносит 1 человек) 

• Ассоциации. 
— Запишите слово «водоёмы» на листочках. 
— Какие ассоциации у вас возникли? Составьте кластер. 
— Прочитайте свои ассоциации в группах. 
— Дополните свои записи понравившимися словами. 
— Выберите самые главные, важные для всех вас слова и прикрепите их при помощи клея к своему большому листу, а затем к доске. 
— Озвучьте свои записи. 
— Составьте рассказ, используя свои опорные слова. 
рыбалка 
рыба красота 
лягушка водоёмы жизнь 
вода 
стрекозы кувшинки 

-Прочитайте рассказы в группах. 
-Кто хочет прочитать классу? (по желанию, остальные рассказы 
вывесите на доску и кто желает, сможет их потом прочитать) 

• Закройте глаза: какой цвет вы представили, услышав слово «ВОДОЁМЫ»? 
-Выберите листочки того цвета, какой вы представили, и прикрепите к доске около слова «водоёмы». 
-Вот такой цвет у вас возник. К нему мы вернёмся позже. 

3.Работа с картой, глобусом и атласом. 

-Посмотрите на глобус и карту. 
-Сравните со своими представлениями, какой цвет на них преобладает? 
-Какие открытия вы сделали? (некоторые озёра закрашены голубым и розовым цветом потому, что одни из них пресные, а другие солёные; озеро Балхаш и того и другого цвета, т. к. одна часть его с пресной водой, а другая — с солёной). 
-Какой цвет преобладает на планете Земля? 
-А можно ли её было назвать планетой океан? (конечно, ведь 2/3 её поверхности занимают воды океанов, морей и озёр – это 70% поверхности Земли, но лишь 3 % — вода пресная). 

4.Работа с картой «открытий». 

— Зачеркните «лишнее» слово: 
— Обведите название водоёмов, которые есть в нашей местности: 

РЕКА, ГОРА, ОКЕАН, ОЗЕРО, МОРЯ, ПРУД, КОТЛОВАНЫ, БОЛОТА, ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ. 
-Подумайте, какие бывают водоёмы? 

-Защитите задание (на доске появляется схема). 

Водоёмы 

искусственные естественные 

•Подумайте и выберите, что относится к озеру, а что к реке. 
•Соедините стрелками. 

Вода течёт 
Вода стоячая 
РЕКА Два берега ОЗЕРО 
Со всех сторон окружено сушей 
Пресная вода 
Солёная вода 

Доп. сведения: нашу Республику, особенно северную часть, можно смело назвать озёрным краем. На её территории находится 48262 озера с запасами воды в 190 куб. м. Самые крупные из них: Балхаш, Алаколь, Салыкколь, Каспий и Арал – озеро. Большую часть составляют солёные или солоновато – солёные, горькие, непригодные для питья. 

-Выпишите в группах названия крупных озёр и рек Казахстана в таблицу. 
-Защитите. Расскажите, какое значение они имеют для жителей Казахстана. 

Реки Озёра 

Иртыш, Или, Ишим, Тобол, Урал, Сырдарья, Чу и т.д. Каспийское, Аральское, Балхаш. 
 
5.Самостоятельная работа учащихся со справочной литературой и учебником. 

— Почему в начале урока вы использовали так много цвета для изображения водоемов? 
— Водоём – это не простое углубление на поверхности, заполненное водой. Нет, это – удивительный дом, населённый многочисленными жителями. Об этом и пойдёт речь во 2 части нашего урока. 
— Разных видов животных и растений на свете больше, чем можно увидеть звёзд на небе. И каждый вид удивительно точно приспособился к своему и только к своему месту обитания. Они образуют природные сообщества. 

— Поработайте с учебником и дополнительной литературой, заполните свои таблички. 

1. Название растения 
2. Приспособленность к условиям жизни в водоёмах 
3.Названия животных 
4.Чем питаются 
5.Приспособленность к условиям жизни в водоёмах 

6. Афиширование. 
•Обсудите в группах. Защитите свои «открытия». Дополните сведения. 

— Сделайте общий вывод по своим «открытиям» на листочках бумаги. 
— Прикрепите их на доп. доску «Открытий». 

Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Растительный и животный мир образуют сообщества, которые связаны между собой цепью питания. 
• А как вы думаете, к чему может привести разрыв этой цепи? 

7.Составление цепей питания из имеющихся иллюстраций (подготовленных учителем заранее), озвучивание их. 

Вывод: чтение стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете». 
(1 ученица заранее подготовленная) 
Все – все – все на свете, Нужны все на свете! 
На свете нужны! Нужны все подряд- 
И мошки не меньше нужны, 
чем слоны. Кто делает мёд 
Нельзя обойтись И кто делает яд. 
Без чудищ нелепых Плохие дела 
И даже без хищников У кошки без мышки, 
Злых и свирепых! У мышки без кошки 
Не лучше делишки. 

Да! Если мы с кем – то не очень дружны – 
Мы всё – таки очень друг другу нужны. 
А если нам кто – нибудь лишним покажется, 
То это, конечно, ошибкой покажется… 
Все – все- 
Все на свете, 
На свете нужны. 
И это все дети запомнить должны. 

8. Вызов и разрыв. 
• Пройдите около правой части доски (открывается доска, на которой изображены хищные животные). 
• Посмотрите внимательно, кого вы видите? 
• А как вы думаете, почему среди них вы увидели себя, других ребят из класса? 
• Кто же самый главный хищник на Земле? 
( в группах) – Докажите. 

9. Работа с текстом учебника с. 104 – 105. 
-Какие меры в нашей стране принимаются для сохранения природы водоёмов? 

10. Перевоплощение (закрыли глаза). 
— Представьте, что вы – редкие животные или растения водоёмов, которые занесены в Красную книгу Казахстана. Вас пригласили выступить на конференции, где вы можете выступить с жалобой, просьбой, обращением к людям. 
— Что бы вы могли поведать? 

11. Чтение стихотворения (хором с доски). 
Дерево, трава и птица 
Не всегда 
Умеют защититься. 
Если будут уничтожены они, 
На планете 
Мы останемся одни. 

12. Рефлексия. — Подведём сейчас итог: может, зря прошёл урок? 

• Напишите на листочках, какие открытия вы сделали. 
• Кто хоче Что больше всего понравилось? 
• Какие чувства вы испытывали в течение урока? 

Домашнее задание: — Нарисуйте знак или плакат в защиту животного или растения водоёмов.

Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Зимние явления природы»



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: