Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 А классе
Тема урока: «Земля — кормилица».
УМК «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова
Дата проведения 28.11.2014
Учебная литература
1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4класса начальной школы в 2 частях – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2006. – (Зеленый дом).
2. Плешаков А.А.От земли до неба. Атлас-определитель
Учитель нач. классов Захарченко М.В.
.
Цель урока : Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом;
Задачи урока:
— сформировать у учащихся понятие «Что такое почва?»; учить различать виды почв; знать, отчего зависит плодородие почвы;
— развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
— Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом, энциклопедией и Интернетом.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | 2 | 3 |
1.Организация класса. — В названии темы урока «…- кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав мою загадку. Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я всё терплю и добром плачу. (Земля) | Доброе пожелание учителя. Мобилизация внимания на плодотворную работу.
| Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
|
2. Актуализация знаний и мотивация к деятельности. Повторение изученного материала. — Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой земли. (верхний слой земли называется почвой) (слайд № 1) | Коммуникативное взаимодействие,
|
|
3. Работа над новой темой Практическая работа (опыт№1) — Возьмем стакан с землёй и опустим туда кусочек почвы. Что вы видите? — О чём это говорит?
| Направляющая и контролирующая деятельность учителя | Развитие умения опытным путем делать вывод. Предполагаемые ответы детей: — Из почвы идут пузырьки. — В почве есть воздух. |
Практическая работа (опыт№2) — Возьмем бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву в лоток. — Что осталось на салфетке?
| Направляющая и контролирующая деятельность учителя | Развитие умения опытным путем делать вывод. Предполагаемые ответы детей: — Влажное пятно, значит, в почве есть вода
|
Подведение итога (слайды № 2,3,4)
|
|
|
Практическая работа (опыт№3) — Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили кусочек почвы — Что вы видите на дне стакана? — Какой делаем вывод? | Направляющая и контролирующая деятельность учителя | Развитие умения опытным путем делать вывод. Предполагаемые ответы детей: — Вода в стакане стала мутной. — На самом дне видны песчинки, а сверху – глина -В состав почвы входит песок и глина
|
Подведение итога (слайды № 5,6,7)
|
|
|
Практическая работа (опыт№4) — натрем немного почвы. Что вы видите? — Почему это происходит? Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. | Направляющая и контролирующая деятельность учителя | Развитие умения опытным путем делать вывод. Предполагаемые ответы детей: — Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. — Это горят остатки травы, старые листья и остатки насекомых. |
Затем подводим итоги. (слайд № 8,9) |
|
|
Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?» (слайд № 10) |
|
|
Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатываю: пашут, удобряют, поливают. (слайд № 11) И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно сажать собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. (слайд № 12) Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи. (слайды № 13,14,15,16)
| Коммуникативное взаимодействие,
|
|
Сделаем вывод — Что называют волшебной кладовой? — Почему? — Что издавна делает земля-матушка? — А кого кроме людей кормит земля-матушка? | Направляющая и контролирующая деятельность учителя | Развитие умения делать вывод. Предполагаемые ответы детей: — землю — Посеешь горсточку зёрен, а соберёшь сто горстей. -кормит людей: на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу. — насекомых, птиц, зверей, поэтому мы называем её кормилицей. |
4.Физкультминутка
| Здоровьесберегающая деятельность на уроке. |
|
5. Продолжение новой темы. Работа с учебником (стр.173-174) Вывод. -Что необходимо делать для защиты почвы?
| Направляющая и контролирующая деятельность учителя | Развитие умения делать вывод. Предполагаемые ответы детей: -Высаживание полезащитной лесной полосы, снегозадержание, распахивание почвы, умеренное применение удобрений. |
6. Закрепление изученного материала. — Что называют почвой? |
| Развитие умения делать вывод. Предполагаемые ответы детей: — Почва – верхний рыхлый, плодородный слой земли.
|
7. Закрепление. Тест, кроссворд (Слайды № 17,18) |
| Самооценка, анализ и самоконтроль |
8. Итог урока
|
|
|
9.Домашнее задание Стр.171-174 |
|
|
10. Рефлексия деятельности (итог урока) -Что нового узнали? -Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке? -С каким настроением уходим с урока? |
|
|