Конспект урока для 5 класа «Память. Формирование приемов осмысленного запоминания»



Сычёва Лариса Игоревна,

учитель начальных классов

первой категории

ГОУ средняя общеобразовательная школа №510
ЮАО г.Москвы

Тема: Память. Приемы осмысленного запоминания.































Память.

Формирование приёмов осмысленного запоминания.



Данные упражнения направлены на развитие смысловой памяти и возможности формирования у детей рациональных приёмов осмысленного запоминания.



  • 1. Упражнения, направленные на формирование способностей

устанавливать связи между элементами.



    1. « Двойная стимуляция памяти».

Перед учеником раскладывают 15 – 20 карточек с изображением отдельных предметов, например: яблоко, троллейбус, чайник, самолёт, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок и т.д. Ребёнку говорят: « Сейчас я назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, отложи её в сторону.»

Затем читается первое слово. После того, как ученик сделал выбор и отложил картинку, читается второе слово и т.д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берёт по очереди отложенные в строну картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы.

Например, пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть,

ошибка, доброта и т.д.



    1. «Корзинка».

Детям предлагается несколько слов, которые необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а затем – придумать историю, в которой все слова должны быть задействованы.

медведь воздух ваза

тележка пчела кот

колокольчик вода ромашка



    1. «Цепочка».

Цель: побудить детей к ассоциативному мышлению.

Детям предлагается несколько слов, и общими усилиями фиксируются все ассоциации, возникающие при чтении слов, например:

Верблюд – горб, пустыня, вода, песок, колючка, караван и т.д.



Далее дети самостоятельно работают над 2 – 3 словами.

Примерные слова: ноготь стакан грызть

ослик солнечный лёгкий



    1. « Конкретизация абстрактного».

Цель: формирование умения устанавливать логические ассоциации, т.е.

развивать логическое запоминание.

Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведённых ниже слов,

например, весна – солнце и т.д.



зима время бедность

свобода жара терпение

танец обед скука

нежность энергия счастье



    1. «Нелогичные ассоциации».

Детям предлагается несколько слов, логически не связанных между собой.

КНИГА ЦВЕТОК ШКАФ МЫЛО

Дети должны попробовать найти ассоциации, которые связали бы данные слова. Фиксируется первое названное слово-ассоциация. В результате может получиться маленькая история.



    1. « Составляем рассказ».

Цель: научить детей запоминать несколько логически не связанных слов.

Начинаем с 10 слов: дерево, стол, река, корзина, расчёска, мыло,

ёжик, резинка, книга, солнце.

Чтобы запомнить данные слов, можно связать их в рассказ.

Например: Представьте зелёное красивое дерево. Из него начинает

расти доска, у которой вниз опускаются ножки, получается стол.

Смотрю на стол и вижу, что на нём разлита вода, которая, стекая

вниз, образует реку. По реке плывёт корзина, из которой торчит

расчёска, мыло. Мылом я вымою волосы, которые торчат ёжиком.

Мне очень неудобно. Я стягиваю их резинкой. Затем сажусь читать

книгу. По страничкам книги прыгает весёлое солнце.

Сначала дети пытаются представить рассказ составленный вместе с

учителем, затем практикуются сами. В дальнейшем, на заключительном

этапе, учитель только диктует слова, дети, самостоятельно фантазируя,

запоминают их.

Постепенно количество слов для запоминания увеличивается.



    1. « Шерлок Холмс».

Послушай группу слов и ответь на вопросы:

Куча, плавки, мох, чаша, плита, круг, градусники, угол, рука, очко.

Сколько слов прозвучало?

Назови второе слово.

Какие слова начинались с гласной?

Правда ли, что после слова «мох» произнесли слово «плита»?

Какие слова состояли только из одного слога?

Названия каких предметов употреблены в форме множественного числа?

Сколько и какие предметы одежды упоминались?





  • 2. Упражнения, направленные на обучение младших школьников

приёму классификации.



Для выполнения классификации нужно уметь выделять разные признаки объектов, сравнивать объекты по этим признакам, обобщать, т.о. для выполнения данного приёма должны быть хорошо развиты процессы анализа и синтеза.



На подготовительном этапе обучения приёму классификации включаются следующие виды упражнений:

  1. задания, в которых требуется дать название группе объектов, выделив в них общее свойство;

  2. задания, в которых по названию группы нужно подобрать объекты, в неё входящие;

  3. задания, в которых нужно найти и добавить несколько объектов, подходящих для данной группы;

  4. задания, в которых требуется определить объект, не подходящий в данную группу, т.е. «лишний объект».



2.1.1. Как назвать одним словом — ромашку, василёк, одуванчик?

нору, терем, хлев, хатку?



2.1.2. Какую надпись ты сделаешь на коробке, в которой находятся

;

рис. 1 рис. 2



бинт, зелёнка, йод, ножницы, вата, лекарства.

2.1.2. Запиши числа от 5 до 14. Подчеркни первые пять записанных чисел.

Объясни, какие числа подчеркнул, не называя самих чисел.



2.2.1. Выложи на парту — картинки с изображением животных

предметы синего цвета

— большие геометрические фигуры.



2.2.2. Запиши все числа, большие 4, но меньшие 10 (или однозначные числа,

большие 4).



      1. Запиши названия месяцев с буквой «р» .

      2. Какие слова для обозначения непогоды в зимнюю пору ты знаешь?



2.3.1. Добавь фигуру, подходящую к рис. 1 задания 2.1.2. (рис. 2).



2.3.2. Допиши свои примеры так, чтобы они были похожи:

12+5; 14 +5; 17+5…

— дама; мама; сама…



2.3.3. Составь не менее 8 слов по конструкции: _О_Ь.

_о_ь _о_ь _о_ь _о_ь



_о_ь _о_ь _о_ь _о_ь







2.4.1. Найди того, кто пришёл из другой сказки: дед, Колобок, зайчик, мышка,

бабка, волк.



2.4.2. Найди «лишнее» и объясни, почему: — кресло, шкаф, стул, табурет…

— 34, 56, 14, 64…

— 25см, 19м, 60л, 4дм…

На основном этапе обучения младшего школьника приёму классификации можно использовать следующие виды упражнений:



    1. Мальчик разложил свои игрушки в две коробки. В одну он положил

самолёт, паровоз, машинку, кубики, а в другую – медвежонка, собачку,

солдатиков. Почему?

    1. Чем отличаются группы?

группа А группа Б









    1. Определи признак разбиения на группы: — 5, 9, 6, 1 и 12, 95, 42, 70;

— 13, 31, 43, 38 и 27, 67, 17, 87.



    1. Запиши примеры в разные столбики так, чтобы ответы каждого столбика были равными: 6+4, 2+7, 17-10, 4+3, 10-1, 12-2, 8+2, 9-2, 6+3.



3. Разложи на группы:

3.1.



3.2. 5м; 30см; 12кг; 84дм; 6г; 20т





3.3. х + 7=30 43 — у=11 12 + а=45

с — 9=24 50 – х=17 у 15=8



Предложенные виды упражнений варьируются и усложняются в

зависимости от возраста учащихся.





На уроках русского языка, чтения и риторики предлагались следующие

упражнения:

  • Почитай. Подумай, чем отличается первая группа от второй.

    1. Лето, наше, планета, летит, далеко, ласточки, ласковый.

    2. Улетело наше лето в самый дальний край земли. За ласковым летом улетают ласточки.



  • Прочитай. Распредели и запиши слова по смысловым группам (цветы, деревья, посуда, инструменты). На какой вопрос они отвечают? Какие слова ты не включил в эти группы? Почему?

Колокольчик, стакан, осина, роза, астра, молоток, тарелка, ромашка,

пчела, дуб, отвёртка, берёза, ясень, кастрюля, тополь, чашка, незабудка,

сковорода, ящик, клещи, стакан, телевизор.



  • Прочитай. Найди в каждом ряду «лишнее» слово.

Лук, чеснок, укроп, петрушка, крапива.

Заяц, лиса, медведь, ворона, волк, белка.

Собака, тигр, кот, корова, овца.

Грабли, лопата, грядка, мотыга.

Ласточка, скворец, пчела, воробей, грач, жаворонок.

Диван, кресло, стол, ковёр, шкаф, полка.

Пушкин, Чехов, Глинка, Маршак, Лермонтов.

Смирнов, Скворцова, Петров, Соловьёв, Плотников.

  • Реши анаграммы и исключи «лишнее» слово:

НИАВД СЕОТТ СЛОТ ЛЕКСОР



  • Прочитайте. Сгруппируйте пословицы и поговорки по смыслу.

Добро не горит и не тонет. Наш сокол маленький, но удаленький.

Без труда нет плода. Старый друг лучше новых двух.

Терпение и труд всё перетрут. Из малого выходит великое.



  • На доске записаны слова цветными мелками. У серого и голубого слов одинаковые вторые буквы, у серого и розового – третьи. Раскрась розовое слово.

МОЗГ ГОРА ВАЗА

  • Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с

шифром. Для этого определите смысловую связь внутри каждого шифра.

Подберите к ним пары слов с такой же смысловой связью.

Исходный материал: Шифр:

холод – жара школа – учитель

лес – степь озеро – река

ложь – правда трусость – храбрость

лес – тигр

трамвай – автобус

море – корабль

яблоко – вишня

голод – сытость

стакан – вода

дуб – берёза



  • Прочитайте. Продолжите начатые ряды до 4-5 слов, подбирая их по трём признакам одновременно:

к тропинке, к росинке…

в погоду, в собаку…

для поломки, для посылки…



  • Прочитай. Впиши название.

………………………………..

Слониха, слонёнок и слон

Устали стоять в зоопарке

И в море уплыли на синей байдарке.

Слониху, слонёнка, слона

Пушистые волны качали,

И детской улыбкой дельфины встречали…

Дельфины устроили дружеский ужин

Слонихе, слонёнку, слону.

По Ю. Мориц

В родственных словах отметь корень.

Разгадай тайну, почему родственные слова называют и по-другому: однокоренные?

Найди в строках стихотворения изменения каждого из однокоренных слов. Какую часть слова выделишь, чтобы показать изменение слова?

* Проверь себя: не забыл(а) ли ты пройденное? Для этого из стихотворения «Слониха, слонёнок и слон» выпиши:

1) одно – два слова с главными опасностями письма;

2) слова с орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА;

3) слово с двумя орфограммами на месте безударного слога ЖИ;

4) слово со звуком [j’], который обозначен не буквой «й».



  • Мама стала диктовать дочери список продуктов, необходимых для покупки. Дочка, чтобы не опозориться и не написать с ошибками, записала так: м.к.рон., в.рм.шель, кукурузные хлоп.., м.л.ко, см.тана, сли.ки, к.фир, тв.ро. .

Запиши слова из списка продуктов, показывая выбор букв, в три столбика: по слову-указателю, которое можно подставить:

ОНА ОНО ОНИ

…… …… ……



  • Вставь вместо точек слово из трёх букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго.

Например: ПО ( ХОД ) ОК.

НА ( *** ) НИК КУ ( *** ) ОЛ

ТЕ ( *** ) РОЖ СО ( *** ) ЕСО



  • Слово в скобках в верхнем ряду каждого задания образовано из двух рядом стоящих. Пойми закономерность и впиши недостающее слово в скобки нижнего ряда.

БАГОР ( РОСА) ТЕСАК ФЛЯГА ( АЛЬТ ) ЖЕСТЬ

ГАРАЖ ( ____ ) ТАБАК КОСЯК ( _____ ) МИРАЖ



КАНВА ( ВНУК ) УЛИКА ГАММА ( ГИМН ) ДИВАН

ХОЛСТ ( _____ ) ОЛЕНЬ ПЕРЕЦ ( _______ ) КЛОУН



  • По рифмующимся окончаниям предложений попробуй вспомнить стихотворение А.С. Пушкина.

клоками,

дубов;

коврами

холмов;

рекою

…пеленою.

Расскажи это стихотворение наизусть или прочитай по книге.





  • 3. Упражнения, направленные на формирование опосредованного

запоминания, т.е. использования при запоминании вспомогательных

средств.



      1. « Подбери картинку».

Оборудование: большой лист бумаги с несколькими словами, предметные картинки, соответствующие данным словам.

Учитель объясняет ученикам, что для хорошего и прочного запоминания нужно научиться пользоваться вспомогательными средствами, которые помогут сначала запомнить информацию, а затем – вспомнить эту информацию.

Например, необходимо запомнить ряд слов. Помогут запомнить эти слова картинки: чтобы запомнить слово «свет», нужно отобрать картинку с изображением настольной лампы; для запоминания слова «лес» — картинку с изображением гриба и т.д. Затем, глядя на картинки, вспомнить слова. Картинки помогут вспомнить слова сразу после запоминания и через некоторое время.

Ученикам предлагается ряд слов (8-10) и набор картинок, между которыми ассоциативный ряд устанавливается легко. Затем просим детей, глядя на картинки, вспомнить слова ( первое воспроизведение непосредственно после восприятия, второе – отсрочено во времени).



      1. « Подбери картинку».

Оборудование: индивидуальный набор предметных картинок каждому ученику (15 -18).

Инструкция: Сейчас вы будете запоминать слова. Чтобы их легче было запомнить, нужно выбрать картинку, которая поможет вам в будущем вспомнить это слово. Предметы, обозначаемые словами, которые я буду вам называть, нигде не нарисованы, но всегда можно найти такую картинку, которая сможет напомнить это слово. Чтобы выбрать такую картинку, надо попытаться установить какую-либо связь между заданным для запоминания словом и картинкой. Отобранные картинки отложите в сторону.

Через 15-20 мин после запоминания осуществляется воспроизведение слов. Для этого ученик смотрит на первую картинку и называет первое слово, затем – вторая картинка и второе слово и т.д.

Слова для запоминания: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Картинки: вилка, школьная доска, булочная, расчёска, глобус,

кувшин, петух, забор, брюки, лошадь, уличный фонарь,

ботинки, часы, карандаш.

    1. «Шифровка».

Цель: научить детей пользоваться схематическими изображениями

предложений как средством запоминания.

Для запоминания предлагают относительно завершённые

высказывания.

Например, — Волк выбежал из леса.

— Дети сегодня играли во дворе.

— Сегодня светит солнце.

— К дому подъехала машина.

— С дерева падали листья. и т.п.

Нужно обсудить с учениками, что должно быть лаконично

нарисовано, чтобы «зашифровать» в рисунке данное предложение.

Излишняя детализация может помешать воспроизведению.

Так, например, фразу «Волк выбежал из леса» можно схематично

изобразить так: ёлочка и зубастая пасть волка. Затем учить

школьников проводить шифровку рисунка и анализировать

изображение, выявляя зашифрованную фразу. На одном занятии для

работы даются 2-3 фразы.



  1. «Объедини слова».

Учитель называет пары слов, не связанных по смыслу. Учащиеся должны найти любые связи и таким образом объединить слова.

Например, дана пара «кот – лист». Их объединение возможно на такой ассоциативной связи, как «кот играет листом» или «кот спрятался под листом от дождя»…

Пары слов: машина – груша;

яблоко — пиджак;

зима – дерево;

огонь – железо;

дождь – мыло и др.



    1. «Объедини по смыслу».

Оборудование: набор слов, которые по смыслу можно объединить в 2-3 группы.

Ученикам говорим, что им нужно научиться запоминать длинный ряд слов. Для этого слова, которые будут называться, нужно мысленно объединить в группы по смыслу, что облегчит запоминание. Затем слова, которые они запомнили, нужно записать в столбики по их схожести.

Набор слов для запоминания: машина, картошка, самолёт, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

Данные слова можно разбить на группы – «транспорт», «овощи», «источники света».





    1. «Объедини слова».

Оборудование: набор слов, которые можно разделить на 4 группы.

Набор слов для запоминания: стол, берёза, синица, заяц, табурет,

брюки, лось, ель, снегирь, юбка, осина, ворона, шкаф, лиса, кофта,

диван, рябина, белка, воробей, рубашка.

После восприятия и запоминания, детям предлагается перечислить

все слова устно или письменно.



    1. «Нарисуй правило».

(Рассмотрим данное упражнение на примере правила орфографии, изучаемого в 3 классе).

Правило: В словах женского рода единственного числа в конце слова после шипящих пишется мягкий знак.

Чтобы запомнить это правило, мы используем такие связи:

слова женского рода – «женские» — они ласковые, мягкие – поэтому будет «Ь», «мужские» — они твёрдые, жёсткие – поэтому «Ь» и нет.

Заметим, что в правиле говорится не только о роде, но и о числе. Это значит, что во множественном числе «Ь» исчезает.

Теперь сделаем рисунок. Для «мужского рода» нарисуем рожицу мальчика. Личики девочек будут обозначать «женский род», соответственно в единственном и множественном числе.



Вот «сомнительное» слово:

Ж

Ч

Ш → есть «Ь» ?

Щ

Определить род ( «она? он?» )

↓ ↓

женский род мужской род

(«она») ☺ («он») ☺

▲ ▼

↓ ↓

определить число любое число

( «одна», «много» )

↓ ↓



«одна» ☺ «много»☺☺☺ ↓

▲ ▲▲▲

↓ ↓ ↓

ПИШЕМ «Ь» НЕ ПИШЕМ «Ь»







  • 4. Упражнения, направленные на формирование смысловой

(логической) памяти.



Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи – крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Наиболее эффективными являются мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала.

Обучающая методика по созданию мнемических опор разработана психологом К.П. Мальцевой и называется «Смысловые единицы».

Эта методика может быть использована учителем в процессе обучения школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со второго класса.

Суть методики К.П. Мальцевой заключается в следующем: перед учеником ставится задача выделить в тексте самое главное – создать мнемические опоры – и указывается путь анализа текста. Чтобы выделить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: О ком (о чём) говорится в этой части? и Что говорится (сообщается) об этом?

Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится; а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения.

Обучающая методика имеет две части. Первая часть – выделение смысловых опор, вторая – составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.



А. — Обучение созданию мнемических опор.

Инструкция: Сегодня мы будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, потом – выделить главные мысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (о чём) говорится в начале текста и что об этом говорится? После ответа на эти вопросы, надо задать следующие: о ком (о чём) говорится дальше в тексте и что об этом говорится? И так мы будем работать до конца текста. Всё ли тебе понятно?

На первом занятии, если ребёнок испытывает какие-либо затруднения, вопросы могут быть заданы учителем. Если затруднений нет, то вопросы задаёт сам ученик.

К.П. Мальцева предлагает несколько общих правил выделения мнемических опор.



Общие правила выделения мнемических опор.

  1. Текст предварительно не разбивается на части.

  2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.

  3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.

  4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь – вытекать одна из другой, как «ручеёк».

  5. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ

  6. Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделена не главная мысль, не основное, и нужно вернуться к этому месту в тексте.

  7. Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развёрнутые, самостоятельно составленные или взятые из текста предложения.



Через 3-4 занятия оба вопроса: « О ком (о чём) говорится? Что про это говорится?» сливаются в один, пропадает потребность задавать их вслух.

Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5 -7 занятий с частотой 2-3 занятия в неделю по 20-30минут.





В. — Составление плана как смысловой опоры запоминания.



Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ, а план текста.

На этом этапе, когда опорные пункты начинают выступать в качестве пунктов плана, к ним предъявляются требования, с которыми необходимо сразу ознакомить учащихся:

а) в пунктах плана должны быть выражены главные мысли, чтобы было

понятно, о ком (о чём) и что говорится в каждой части рассказа;

б) пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;

в) пункты плана должны быть чётко выражены.

Пункты плана должны быть сформулированы в виде предложений, в которых есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения.



После составления плана дети работают по памятке:

  1. Прочитай текст и отметь, что говорится по первому пункту (части текста), по второму пункту и т.д.

  2. Закрой учебник и попробуй пересказать вслух всё, что запомнил, заглядывая в план.

  3. Прочитай текст ещё раз, отмечая, что забылось при пересказе.

  4. Перескажи текст вслух.





    • Ты, конечно, помнишь сказку о Красной Шапочке. Прочитай, как по просьбе Дениса, героя рассказов В.Драгунского, ему рассказывала эту сказку мама, а потом и он сам.

Жила-была Красная Шапочка. Раз она напекла пирожков и пошла

проведать свою бабушку. И стали они жить-поживать и добра

наживать.

Получился ли пересказ сказки? Почему? А ты сможешь рассказать

пропущенную часть? Попробуй. Помни: можно излагать мысли по-

своему. Но порядок, точные и особо важные слова старайся сохранять.

  • Прочитай, что вспоминает писатель Г.Скребицкий. Найди в отрывке главную мысль. Понаблюдай, как следующие предложения эту мысль раскрывают.

Очень весело было перебирать старые ёлочные украшения, но

ещё радостнее – делать новые. Каждый год мы клеили маленькие

корзиночки. В корзиночку клалась конфета. И до чего же вкусны

оказывались потом эти конфеты с ёлки! В трудах мы не замечали,

как летит время.

А ты делал(а) ёлочные украшения? Когда? Какие? С кем? Какое было настроение? Напиши об этом небольшие воспоминания. Сначала реши, о чём напишешь, что нарисуешь словами; подумай о названии.



  • Раздели отрывки. Реши, о чём будет первый отрывок, второй; подчеркни слова, которые указывают на тему каждого. Можешь цифрами 1 и 2 отметить предложения из первого и второго отрывков.

Небо голубеет уже по-весеннему. Стал оседать снег. В лесу вокруг деревьев начали протаивать глубокие воронки. Оно радостное, как будто согретое солнцем. На пригорках первые проталины. По нему плывут пушистые кучевые облака. Они первые вестники тёплых дней.

Какое предложение может заканчивать оба отрывка? Почему?

Дай каждому тексту, который у тебя получился, название по его теме и правильно запиши заголовки. Запиши один из текстов по своему выбору так, как запомнил.



    • Упражнения, направленные на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции.



  1. « Цепочка действий».

Ребёнку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно.

Например: « Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, отнеси её учителю в соседний класс и попроси, чтобы через урок её нам вернули».



  1. « Следопыт».

Послушай рассказ и ответь на вопросы.

Мальчик Петя проснулся утром, умылся, позавтракал, оделся, взял портфель и пошёл в школу.

Как зовут мальчика?

Что Петя сделал раньше: оделся или позавтракал?

Который час показывал будильник?



  1. Сначала вставь в слова нужные буквы. Если тебе понравилась эта заготовка, используй её, сделай красочную открытку и напиши своё поздравление маме или бабушке.



Как тор . плюсь я и сп . шу

Поздравить ……………мою!

С …………..! Пусть ……… 1





Подобную работу необходимо проводить в различных вариантах регулярно, т.к. часто причиной невыполнения учебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные инструкцией действия.





Результаты показывают, что лишь при наличии у детей специально сформированных способов произвольного запоминания, адекватных предъявляемому материалу, мнемическая задача рассматривается как задача на логический анализ этого материала, на выявление необходимых внутренних отношений между формой материала и его содержанием. При отсутствии таких способов запоминание у учащихся направлено в первую очередь на форму материала (в частности, на речевую форму) без должного проникновения в содержание.







Библиография.

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, 1-3 классы. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  2. Введение в психологию. / Под общ. Ред. Проф. А.В.Петровского. – М.:

Издательский центр «Академия», 1997.

  1. Т.Г. Визель. Нейролингвистически ориентированные методы

восстановительного обучения.// Современные подходы к диагностике

и коррекции речевых расстройств./ — СПб, 2001.

  1. Возрастные и индивидуальные различия памяти./ Под ред. А.А.

Смирнова. – М.: Просвещение, 1958.

  1. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов

пединститутов. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. / Под

ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984.

  1. Выготский Л.С. Развитие мнемических и мнемотехнических функций.// Собр. Соч. в 6 т./ — М.: Просвещение, 1983.

  2. Галанов АК.С. Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я.// Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти./ — М.: «МГУ», 1979.

  4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М.:

Просвещение, 1987.

  1. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М., 1985.

  2. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми:

Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу

«Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». – М.:

В.Секачёв, 2001.

  1. Занков Л.В. Развитие памяти умственно отсталого ребёнка. – М., 1949.

  2. Зинц Р. Обучение и память. – Минск, 1984.

  3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание — М.: «МГУ», 1996.

  4. Истомина З.М. Развитие памяти. М., 1978.

  5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей,

выступая публично. — М.: Прогресс, 1989.

  1. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. –

М.: Просвещение, 1994.

  1. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение.// Педагогика и психология,

12.– М.,1979.

  1. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя

начальных классов. – М.: Педагогика, 1988.

  1. Мальцева К.П. Наглядные и словесные опоры при запоминании у

младших школьников.// Вопросы психологии. – М., 1995.

  1. Манелис Н.Г. Формирование высших психических функций у детей с

задержанным вариантом отклоняющегося развития.// Современные

подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств./ Отв. Ред.

М.Г. Храковская. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001.

  1. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция

умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. –

Петрозаводск, 1992.

22. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе. – М.: Просвещение,1986.

23. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.:

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

  1. Паульсен Сузанне Загадки памяти.//GEO.Научно-популярное издание

М.:GEO, 2003 – с.205-214.

25. Педагогический поиск. / Сост. И.Н.Баженова. – М.: Педагогика, 1988.

26. Петерсон Л.Г. Математика, 1-4 классы. Учебники для начальной

школы (в 12 частях). – М.: Издательство «Ювента», 2000.

27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное

пособие: в 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.

28. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Просвещение,

1973.

29. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1992.

30. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М.: ТЦ

Сфера, 2003.

31. Степанова О.А. Игровая школа мышления. – М.: ТЦ сфера, 2003.

32. Тикунова Л.И., Новикова Ю.В. Юным умникам и умницам. Учитесь

писать грамотно/ Дидактические материалы. – М.: Росткнига, 2003.

33. Тикунова О.И. Тетради « Развитие мышления, памяти, речи,

сопереживания». ( Серия « Подготовка к школе»).– М.: « Карапуз»,

2000.

34. Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому «Педагогической

антропологии».// Собр. Соч. – М., 1950.

35. Фарапонова Э.А. Возрастные различия в запоминании наглядного и

словесного материала.// Вопросы психологии, 1996.

36. Хасаева Т.Х. Развитие мнемических способностей у детей младшего

школьного возраста. – М., 1980.

37. Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания на развитие

творческих способностей, 1-4 классы. – М.: Росткнига, 2001.

38. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ

г. Донецка. — М.: Педагогика, 1988.

39. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников. – М.:

Международная педагогическая академия, 1995.



Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Прогулка по зоопарку»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: