Конспект урока для 6 класса на тему «Ветер»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Урок с применением проблемной технологии.
Цель урока: 1.Образовательная: сформировать понятие «ветер», выяснить причины образования ветра, сформировать понятие «бриз», «муссон», выяснить причину от которой зависит сила ветра, познакомить учащихся с прибором флюгером и научить строить розу ветров.
2.Развивающая: развивать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, формировать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений по передаче информации с помощью технических средств и информационных технологий.
3.Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету и изучаемому материалу; воспитывать взаимопонимание, выручку при совместной работе; воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Требования к результатам обучения:
Личностные:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля,
гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы
Предметные:
— умение работать с разными источниками географической информации;
— умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; —
— умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений
Метапредметные:
— умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
— умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,
-организации своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни
.Образовательные технологии: использование ИКТ, здоровьесберегающие, дифференцированное обучение, , работа в группах, игровые, моделирование.
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, картографический)
.
Оборудование:
• учебник географии 6 класс, под редакцией Герасимовой Т.В.
• атлас по географии 6класс, тетради, контурные карты, календари природы
• таблицы, карта полушарий, слайд бризов
• компьютер, телевизор, мультимедийный проектор;
флюгер, свечи
Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, самостоятельный, индивидуальный — репродуктивный, наглядный.
Ход урока
Учитель: Ребята, отгадайте загадку: гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица
Предполагаемый ответ учащихся: ветер
Учитель: вы правильно догадались тема нашего урока ветер (тему записывают в тетрадь)
Учитель: что мы нового дожны узнать на уроке? Какая цель нашего урока?
(учащиеся высказывают свои предположения)
Блок первый. Учащиеся под руководством учителя формируют понятие ветер, решают познавательную задачу: почему и в каком направлении движется воздух, от чего зависит сила ветра, как можно узнать направление ветра?
Учитель: Ребята побробуйте самостоятельно сформировать понятие ветер(учитель выслушивает ответы учащихся)
Правильное определение записывают в тетрадь.
Учитель: почему возникает ветер? Демонстрирует опыт со свечами, зажженную свечу держит у приоткрытой двери на разных уровнях: на полу , в средней части, вверху. Учащиеся наблюдают за пламенем свечи и пробуют дать ответ на вопрос учителя: почему пламя свечи меняет направление в зависимости от высоты.
Учащиеся вместе с учителем приходят к выводу: теплый воздух в классе поднимается вверх, а на его место из коридора поступает холодный, так происходит перемещение воздуха в горизонтальном направлении и образуется ветер.
Вывод: причина образования ветра в неравномерном нагреваними земной поверхности и возникновения областей низкого и высокого давления.(вывод записывают в тетрадь)
Учитель демонстрирует видеофрагмент ураган, после просмотра задает вопрос: от чего зависит сила ветра, почему сегодня безветренная погода? (выслушивает предположительные т ответы учащихся).
Учитель демонстрирует схему на которой показаны величины давления:
1)760мм рт. ст. и 750 мм рт.ст.
2)760 мм рт.ст. и 735 мм рт.ст.
Вопрос: в каком случае ветер будет сильнее и почему?
Учащиеся вместе с учителем приходят к выводу: сила ветра зависит от разницы в областях атмосферного давления. Чем больше разность, тем сильнее ветер.(запись в тетрадь)
Учитель: как вы думаете в чем измеряется сила ветра? По каким признакам можно определить его силу? Посмотрите в окно, какой силы дует ветер?(после высказываний учащихся учитель предлагает рассмотреть рисунок в атласе сила ветра.
Учитель демонстрирует флюгер и задает вопрос: как вы думаете для чего предназначен этот прибор ?(после ответов учащихся учитель рассказывает о его работе и назначени)
Блок второй. Бризы.
Познавательная задача: что такое бриз?
Учитель демонстрирует слайд дневной бриз и предлагает учащимся самостоятельно выяснить причину его образования (работа в парах), учащиеся делают вывод: дневной бриз это ветер дующий днем с поверхности водоема (запись в тетрадь)
Учитель предлагает учащимся нарисовать схему ночного бриза и объяснить причину его образования.(схема выполняется в тетради, рабоа в парах)
Блок третий. Муссоны.
Познавательная задача: какие ветры называются муссонами?
Деятельность учащихся: смотрят видеофрагмент «Муссоны», отвечают на вопрос: какие ветры называют муссонами(формулируют утверждение. доказывают его, делают выводы). Обозначают действие муссонов на контурной карте.
Вопрос учителя: что потребуется взять с собой в отпуск, если вы летом решили отдыхнуть на о.Сахалине? (зонтик)
Блок четвертый. Взаимосвязь элементов погоды.
Познавательная задача: как влияет ветер на погоду? Какая связь существует между ветром, его направлением, силой, давлением и температурой воздуха?
Деятельность учащихся: под руководством учителя обобщают проделанную работу, устанавливают взаимосвязи между изученными характеристиками погоды делают выводы о влиянии ветра на погоду, вычерчивают розу ветров.
Рефлексия. Подводится итог урока. Перед урокам на парты учащихся учитель раскладывает смайлики, соответствующие определенному настроению (радость, равнодушие, грусть ) В конце урока ученики их прикрепляют на доску, тем самым можно проследить смену их настроения.