Тема «Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев».
Цели урока;
1.Образовательные: сформировать о влиянии среды на строение листа, формировать умения самостоятельно работать с материалом книги, дополнительной литературой, выделять главное, обобщать, делать выводы.
2Развивающие: развивать логическое мышление и использовать знания для обоснования видоизменения листьев, решать различные задания
3.Воспитательные: использовать знания для формирования бережного отношения к растениям.
Ход урока.
Этап 1.Мотивация (постановка проблемы). Листья бывают и совсем крохотные, и громадные. Нежные, тонкие и грубые, мясистые. Гладкие, покрытые восковым налетом, и мохнатые, сплошь усеянные волосками. Иглы ели, сосны, можжевельника совсем не похожи на обычные листья. А зеленый лук больше напоминает дудочки, чем настоящие листья. (М. Аспиз «Чудо — листья»)
Проблема: в чем причина многообразия листьев? Имеет ли значение для растения видоизменения листьев?
Этап 2.Выдвижение гипотезы по данной проблеме (мозговой штурм). Запись на доске и в тетради.
Можно ли дать четкий, полный ответ, уверены ли вы в правильности выдвинутых ответов?
3 этап. Организация исследования в парах и группах (15 мин.). Переносим в тетрадь таблицу «Особенности строения листьев»
Строение листьев | Причина такого строения | Значение для растения |
После заполнения сделайте вывод.
Задание1.Прочитайте текст параграфа 25 «Листья и условия освещения», 2 абзац. Текст параграфа 55, 2- 3 абзац «Светолюбивые растения имеют»…Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Обобщение:
Задание 2.Прочитайте текст параграфа 25 «Листья и условия освещения», 1 абзац. Текст параграфа 55, «Тенелюбивые растения». Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Обобщение.
Задание 3. Прочитайте текст параграфа 25 «Видоизменения листьев»..Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Обобщение.
Этап 4.Обмен информацией.(8 мин.). Расскажите о ходе проведения исследования, сделайте вывод и запишите обобщение на доске.
На основании обобщения выполните задания (И. Н. Пономарева, стр. 73, учебник)
Этап 5. Обобщение (8 мин.).
Обратите внимание на гипотезы, исследования и проанализируйте. В чем причина многообразия листьев и их изменения?
Этап 6.Ввод новой информации (4 мин.). По книге М.Аспиза «Чудо – листья».
Этап 7. Рефлексия. (2мин.) Какая проблема урока, как мы ее решали, помогли ли нам обобщения каждой группой.
Д/З: 25, рисунки, понятия, вопросы. Задания на применение знаний в новой ситуации. Логические цепочки.