Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 81 Калининского района
Санкт-Петербурга
Бурлакова Марина Александровна
Обобщающий урок по теме: «Силы в природе» в 7 классе.
Тип урока: обобщение и систематизации знаний.
Одно из основных положений ФГОС общего образования второго поколения — формирование универсальных учебных действий учащихся. Поэтому цели и задачи урока направлены на овладение учащимися УУД, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Цели урока:
Образовательные:
-привести в систему знания о силах в природе;
-продемонстрировать существование сил в природе;
Развивающие:
-развивать умение наблюдать;
-выдвигать гипотезы для объяснения;
-анализировать и обобщать материал.
Воспитательная:
-создать условия для раскрытия учащимися своих способностей;
-создать условия для формирования коммуникативных способностей, работы в группах.
Методы обучения:
—Репродуктивный.
-Частично-поисковый.
-Проектный.
Формы организации деятельности учащихся:
Групповая, коллективная работа.
Оборудование:
бланки листов «Самооценка», компьютер, проектор.
Этапы урока:
Организационный (создание рабочей творческой обстановки, проверка готовности класса к учебно-познавательной деятельности) – 1 мин.
Мотивационный (определение темы и цели урока) – 3 мин.
Деятельностный (включение в активную работу каждого ученика, стимулирование активной самостоятельной деятельности учащихся через индивидуальные и групповые формы работы, применение ИКТ) – 28 мин.
Рефлексивно — оценочный (подведение итогов работы в группах, индивидуальной работы учащихся) – 10 мин.
Домашнее задание – 3 мин.
ХОД УРОКА:
Таблица № 1.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1.Организационный
| Приветствует учащихся, определяет отсутствующих. Проверяет готовность класса к групповой работе, наличие необходимого оборудования. При необходимости корректирует ситуацию. | Приветствуют учителя, называют отсутствующих, проверяют наличие необходимого оборудования, тетрадей, письменных и чертежных принадлежностей. |
2.Мотивационный
| Активизирует мыслительную деятельность учащихся вопросами. | Учащиеся приходят к выводу о необходимости систематизации знаний о силах в природе. |
3.Деятельностный
| Активизирует мыслительную деятельность учащихся вопросами. Предлагает сформулировать общие выводы на основании выступлений учащихся. Напоминает о самоконтроле и самооценке, фиксирует склонность к эксперименту, умение самому себе задавать вопросы и отвечать на них. | Обсуждают, определяя правильный ответ. |
4.Рефлексивно-оценочный
| Учитель способствует закреплению учебного материала. | Обсуждают, определяют результативность своей деятельности, ориентируясь на записи в листе «Самооценка» оценивают свое участие в работе, осмысливают, полученные знания, ставят оценки в лист «Самооценка». |
5.Домашнее задание | Учитель предлагает, используя таблицу сил, подготовиться к тесту. Составить 5 тестовых заданий по теме: «Силы в природе» и решить их в рабочей тетради. | Знакомятся с таблицей, задают вопросы по домашнему заданию, записывают домашнее задание в дневник. |
Таблица № 2
Универсальные учебные действия (УУД), формируемые на уроке | |
1.Организацион-ный | Коммуникативные УД: Устанавливают рабочие отношения, распределяют роли, учатся эффективно сотрудничать. |
2.Мотивационный | Познавательные УД: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УД: Обобщение, систематизация. Целеполагание. Определяют познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Коммуникативные УД: Умение строить понятные для партнеров высказывания, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать других. |
3.Деятельностный | Познавательные УД: Использование необходимой информации для выполнения учебного задания, структурирование знаний, умение использовать знаково-символические средства для решения задач, выдвижение гипотез и их обоснование, умение оценивать правильность выполнения, осуществлять анализ объектов с выделением признаков, строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и связях, поиск и выделение необходимой информации. Личностные УД: Осознание учащимися своих знаний. Коммуникативные УД: Умение формулировать собственное мнение и позицию, навыки конструктивного общения в малых группах, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания. Регулятивные УД: Умение оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
4.Рефлексивно-оценочный | Регулятивные УД: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности, вносить необходимые коррективы на основе самооценки и учета характера ошибок. Личностные УД: Самооценка личностных достижений и результатов деятельности. Коммуникативные УД: Умение формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия, слушать и слышать друг друга. |
5.Домашнее задание | Регулятивные УД: Уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь. |
Конспект урока:
— Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня мы обобщим все знания о силах в природе, а также будем продолжать расширение своего кругозора в области физики. Давайте вместе подумаем, действительно ли нам это нужно и для чего. (Идет обсуждение). Учащиеся приходят к выводу о необходимости систематизации знаний о силах в природе.
К доске вызываются 4 ученика (по 1 от каждой группы), которые получают карточки для своей группы по каждому заданию. В группах идет обсуждение, через 3 минуты для ответа вызывается один «эксперт» от группы, класс слушает ответы и дает рецензию ответа.
1 задание для групп: «Веселые картинки»
определите, действие каких сил представлено на рисунках:
| |
|
|
2 задание: «Ума палата»
объясните смысл пословиц, поговорок с физической точки зрения:
Сила есть — ума не надо.
Пошло дело как по маслу.
Брошенный вверх камень на твою же голову и упадёт.
Не подмажешь – не поедешь.
3 задание: «Таблица»
Вспомните характеристики сил по плану (с помощью проектора на экране выводится таблица).
Сила тяжести | Вес тела | Сила упругости | Сила трения | |
Обозначение |
|
|
|
|
Определение |
|
|
|
|
Формула |
|
|
|
|
Прибор для измерения |
|
|
|
|
Единица измерения |
|
|
|
|
Направление |
|
|
|
|
Точка приложения |
|
|
|
|
Примеры действия силы |
|
|
|
|
Таблица заполняется по мере выступления групп и обсуждения правильности ответов.
Сила тяжести | Вес тела | Сила упругости | Сила трения | |
Обозначение | Fт
| Р | Fупр. | Fтр. |
Определение | это сила, с которой Земля притягивает к себе все тела, находящиеся вблизи ее поверхности | это сила, с которой тело действует на опору или подвес. | Это сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение. | Это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого |
Формула |
Fт=mg |
Р=mg |
Fупр=kx |
Fтр= μN |
Прибор для измерения | Динамо—метр | Динамо-метр | Динамометр | Динамометр |
Единица измерения | Ньютон | Ньютон | Ньютон | Ньютон |
Направление | вертикаль—но вниз | перпенди-кулярно к опоре | в сторону, противопо-ложную удлинению | против движения тела |
Точка приложения | находится в центре тяжести тела | приложе-на к опоре или подвесу | приложена к центру тела | сила приложена в точке соприкоснове-ния двух поверхностей |
Примеры действия силы | падение камней, дождь, град и др. | перегрузка | натягивание тетивы лука, растягивание резинки, пружины. | предметы не выскальзывают из рук, полки и картины висят на стенах. |
4 задание: «Готовимся к ЕГЭ».
Ответить на вопросы теста:
1. Чему примерно равна сила тяжести, действующая на мяч массой 500 грамм?
A. 5 Н. Б. 0,5 Н. B. 50 Н.
2. Какую примерно массу имеет тело весом 600 Н?
A. 600 кг. Б. 60 г. B. 60 кг.
3. Сила, возникающая в результате деформации тела и направленная в сторону, противоположную перемещению частиц тела, называется…
A. силой упругости. Б. силой трения. B. силой тяжести.
4. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лед…
A. уменьшается. Б. увеличивается. B. не изменяется.
5 задание: «Найди пару»
| |
Сила трения |
|
Сила упругости |
|
Вес тела |
|
6 задание «Правильно-Неправильно»
Неправильно | |
Сила – мера инертности | Вес тела измеряется в килограммах |
Вес тела всегда направлен вниз | Сила трения направлена против движения |
Прибор для измерения силы — динамометр | Сила характеризуется только числовым значением |
Сила – векторная величина | Сила возникает в результате одностороннего действия |
Сила тяжести измеряется в ньютонах | Сила упругости возникает при деформациях |
7 задание: Мини-проекты «Удивительное рядом»
Каждой группе необходимо представить домашний проект «Удивительное рядом» (в виде мини-презентаций) о силах в природе (задания по проекту учащиеся получают заранее).
Как укреплены колонны Исаакиевского Собора?
Что будет если исчезнет сила трения?
Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле. К чему это приводит?
Как изобрели стрелы и лук?
— Итак, подводим итоги.
Молодцы. Вы активно сегодня работали, выполняя самые разные задания. Показали не только теоретические знания, но и умения применять их при объяснении физических явлений, решении тестовых заданий. (Проводится оценивание учащихся).
Обратимся теперь к листу «Самооценка»:
1. Я готов к проверке знаний. 2. Мне необходимо повторить основные характеристики. 3. Мне многому надо научиться. | |
— Определи процент участия в работе?
| 1. 100 % 2. 75 % 3. 50 % |
— Пригодится ли тебе составленная таблица «Силы в природе» для подготовки к тестированию?
| 1. да. 2. нет.
|
— На уроке я работал …
| 1.активно. 2.пассивно. |
Литература:
1. А.В.Перышкин «Физика 7 класс» Дрофа, 2013
2. А.В. Перышкин «Сборник задач по физике 7–9 классы», Москва, «Экзамен», 2006.
3. В.А. Орлов «Тематические тесты по физике 7–8 классы», Москва, «Вербум – М», 2001.
4. Фото и картинки — страницы свободного доступа интернет.