Конспект урока «Лес – природное сообщество»

Конспект урока «Лес – природное сообщество»

Цели: Познакомить детей с понятием «природное сообщество». Закрепление знаний учащихся об особенностях природы леса, животном и растительном мире.

Показать разнообразие обитателей леса и взаимосвязи в лесном сообществе: ярусами, микроорганизмами, грибами, цепью питания; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, учиться видеть красоту леса; воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.

  Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, магнитофон, компьютер, проектор, коллекция плодов деревьев, кустарников, листьев, гербариев, словарь Ожегова, компьютерная программа с презентацией, карта природных зон, иллюстрации животных, птиц, растений, лекарственных трав, грибов

Выставка журналов (имеющихся в школьной библиотеке, с пояснением к ним)

Ход и содержание.

  1. Организационный момент.

Начинается  урок,

    Он пойдет ребятам впрок,

    Постарайтесь всё понять,

    Учитесь тайны открывать,

    Ответы полные давать

    И получать оценку «пять»!

 Сообщение детей о погоде на сегодняшний день (под музыку, по карте Татарстана)

  1. Проверка домашнего задания.

— На прошлом уроке мы с вами говорили о почве. Что же такое почва?

-Мы говорили о том, что в природе происходит круговорот веществ. Сейчас вы должны будете ответить на вопросы теста (Тест в приложении)

— Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли и т.д. Происходит круговорот веществ в природе.

Почва — основное наше богатство. Она даёт нам все продукты питания, одежду, лекарство, стройматериалы. Без почвы погибнет жизнь.

Мы с вами проводили опыты, которые помогли нам узнать состав почвы. Давайте же вспомним: из чего состоит почва?

Обобщение ответов учащихся:

« Почва – это верхний рыхлый слой земли тёмного цвета. Почва состоит из остатков растений и животных, содержит воду, воздух, глину, песок и минеральные соли. Почва пропускает воду лучше, чем глина, но хуже песка. Но это не самое главное свойство почвы. Главное её свойство – плодородие».

  1. Объяснение нового материала.                                 

  1. (Звуки леса)

         Дом со всех сторон открыт.

         Заходи в зеленый дом.

         Чудеса увидишь в нем.   

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (о лесе)

-Да, сегодня мы будем говорить о лесе. А что такое лес?

ответы детей:

Лес — это наряд нашей земли. Там, где лес, там чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. Это грибные поляны и душистая вкусная земляника. И т.д.

— Лес — сообщество древесных и травяных растений, различных животных, грибов.                                                                                      

  -Какие непонятные слова встретились вам  в этом определении?

Слово «сообщество»

— В словаре Ожегова  это слово означает группу растительных и животных организмов, живущих вместе.

Значит, ВСЕ ОБИТАТЕЛИ ЖИВУТ ВМЕСТЕ СООБЩА, СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ.

 — Давайте вспомним обитателей леса.

А) Какие растения вы видите?

Б) Каких животных вы знаете?

В) Кто ещё обитает в лесу?                                           

 -О чудесах и загадках леса, о его жизни мы и будем говорить сегодня на уроке.

11. Показ учащимся на карте лесной зоны.

Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры. Одно из замечательных богатств нашей страны – лес.

— Каким цветом окрашена на карте лесная полоса?

— Узнайте по условному знаку, какой это лес?

— Как расположены растения в лесу?

Если приглядеться внимательно к растениям в лесу, то мы увидим, что растут они ярусами — этажами.

(Сообщение ученика)

Лес состоит из трех ярусов. Верхний ярус образуется кронами деревьев. Листья высоких деревьев потребляют много солнечной энергии.

Более низкие деревья получают меньше солнечных лучей. Эти деревья и кустарники составляют средний ярус леса. Они растут в тех местах, где высокие деревья не закрывают их от солнца.

Травянистые растения, цветковые растения, мхи и папоротники составляют нижний ярус леса. В этой части леса растениям надо приспосабливаться, чтобы получить достаточное количество солнечной энергии для своего развития.

Самостоятельное задание с последующей проверкой «Распредели по этажам растения»

Сосна, орешник, малина, шиповник, медуница, калина, осина, рябина, дуб, мать-и-мачеха, клён, земляника, костяника, берёза

деревья, кустарники, травы

-А сейчас послушайте отрывок из рассказа Ю. Дмитриева «Один художник решил нарисовать лес»

— Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка – лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

-Это не лес! – послышался голос старичка – лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

— Как вы думаете, ребята, почему засох лес? Кого еще должен был нарисовать художник?

Животных. С животными лес наполняется жизнью.

Физминутка. (под музыку «Голоса птиц)

Руки подняли и покачали-

 Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти  встряхнули,

Ветер сбивает росу.

 В сторону руки — плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

 Как они сядут, тоже покажем-

  Крылья сложили назад.

  — Оказывается, без животных лес жить не сможет. А каких животных леса вы знаете? Назовите известных вам животных, живущих в лесу – от больших и до самых маленьких.

(Дети называют животных)

-Все эти животные очень разные. А теперь попробуйте распределить этих животных на группы. (Медведь, жук, волк, паук, белка, олень, лиса, синица, ворона, воробей, коршун, лось, заяц, барсук, дятел, муха, комар, муравей, божья коровка)

— Как называется каждая из этих групп? (Звери, насекомые, птицы)

— Если присмотреться к пище этих животных, их также можно поделить на группы. А какие это группы нам поможет вспомнить сценка

Сценка «Заяц, Лиса и Мышь» (выступление детей. Кукольный театр)

Заяц: Как здорово убежать далеко в поле в солнечный денёк. Что за странный запах? Это вовсе не запах травы.

Мышь: Не ешь меня, не ешь меня, пожалуйста, не ешь меня! Я вовсе не отела забираться в твои владения. Я тебя больше не побеспокою, если ты только не съешь меня прямо сейчас.

Заяц: Так-так. Это значит, я тебя сейчас нюхал? Твой запах здорово отличается от запаха травы.

Мышь: О, да. Да и на вкус мышки тоже совсем другие. Они совсем не вкусные, как травка.

Заяц: Ну, об этом мне никогда не узнать. Я не ем мышей. Да и не смог бы съесть мышку, даже если бы захотел.

Мышь: Не смог бы? Почему?

Заяц: Ты когда-нибудь видела заячьи зубы? Они совсем не приспособлены для того, чтобы кусать мышей или других животных.

Мышь: Тогда для чего они приспособлены?

Заяц: Они приспособлены для того, чтобы есть траву, листья, кору деревьев, т.е. растения.

Мышь: Я не знала этого. Если мне не надо заботиться о том, чтобы ты меня не съел, то я вернусь на луг побегать.

Заяц: Пожалуйста, сколько хочешь. Пока! (Мышь убегает). Может быть, я должен был предупредить мышку о лисе, которая бродит по полю? Я знаю, что эта Лиса не прочь слопать меня на обед. А на десерт она, пожалуй, закусила бы той маленькой мышкой. Будет лучше, если я найду мышку и предупрежу об опасности.

Лиса: Ничего себе! Что ты здесь прогуливаешься? Знаешь ли ты, что я могу тебя в один миг съесть?

Мышь: Ты не можешь меня съесть, даже если захочешь. Заяц сказал, что зубы предназначены для пережевывания зеленых растений, а не мышек.

Лиса: Его зубы предназначены для пережевывания растений. А мои – для того, чтобы есть животных, таких как зайцы, мыши.

Мышь: Ты п-п-полагаешь, что с-с-сможешь с-с-съесть м-м-меня? Ай-ай-ай!

Лиса: Ха-ха-ха! Этой маленькой мышке повезло. Сейчас я не голодна. Подумать только, она вообразила, что мои зубы не годятся для того, чтобы есть животных.

Заяц: О, как я рад, что нашел тебя.

Мышь: Да-да. Я должна спросить тебя кое о чем. Почему ты мне не сказал, что твои зубы отличаются от зубов Лисы?

Заяц: Я как раз собирался сделать это. Но большинство животных знают об этом. Лисы – плотоядные животные, а зайцы – травоядные. Плотоядные такие, как лисы, едят других животных. Зубы у них острые, развитые клыки. А у травоядных зубы широкие, плоские приспособлены для пережевывания травы, листьев, коры. Кто что любит.

Мышь: Теперь я все поняла! Прежде всего, надо взглянуть на зубы животного и тогда я пойму сможет оно меня съесть или нет.

Заяц: Для тебя будет лучше, если ты спросишь меня. Я великолепно знаю плотоядных и травоядных зверей, даже не глядя на их зубы.

Мышь: Вот и замечательно. Я обязательно буду спрашивать тебя.

Заяц: Бежим, а то Лиса вернется.

— Ребята, на какие группы можно разделить животных первого столбика? Как они зависят друг от друга? ( В каждой группе есть хищники и поедаемые ими животные).

— А теперь давайте составим цепь питания, которая складывается в лесу. (учебник стр. 124)

Найдите ошибку в цепи питания.

Мышь —— дуб —— лиса

Осина —— лиса —— заяц

— Сейчас я проверю, внимательны ли вы.

Загадки-обманки.

  1. Неуклюжий, косолапый,

Он в берлоге лижет лапу

Знаем, нас не проведешь –

Этот зверь, конечно, .. (медведь)

  1. Вот забавный недотрога,

Он иголок носит много

Этот маленький зверек

Называется …(ёж)

  1. У бедняжки нет берлоги,

От врагов спасают ноги

Он привык к зиме белеть

Догадались? Он … (зайка)

  1. Эта рыжая плутовка

Кур ворует очень ловко

Ей не скажешь: «Ну-ка, брысь!»,

Этот зверь, конечно, …(лиса)

  1. Над цветами я летаю,

Мёд янтарный собираю

Всем обидчикам – гроза,

Кто я, дети?…. (пчела)

  1. Я зимой в пушистой шубе

Ем грибы на старом дубе,

Мне на месте не сидится,

Потому что я … (белка)

— А сейчас послушайте еще одну загадку.

Шапка набекрень,

Спряталась за пень

Кто проходит близко,

Кланяется низко (Гриб)

-А что такое грибы?

(Сообщение заранее подготовленного ученика о грибах)

Работа с учебником с. 123                                            

 (работа с текстом)                                                          

-Давайте, ребята, дослушаем рассказ о художнике.

-А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

-Нужны птицы, а ещё – кусты, ягоды и грибы, — не унимался лесовичок.

Дорисовал, но все равно лес стал чахнуть.

-Нарисуй жабу и ящерицу!

-Нет, — сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чьё – то фырканье.

-Вот это лес! – сказал старичок – лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей. И все они и есть лес.

— Что же такое лес?

Вывод с. 127

111. Подведение итогов урока.

-Что вы узнали сегодня на уроке?

Много лет люди нещадно эксплуатировали леса. Большая часть лесов на Земле уже уничтожена. У нас в России лесов ещё много, но они быстро уничтожаются.

Заповедники лечат, охраняют и берегут лесничие. Они следят за правильностью вырубки, за соблюдением сроков и правил охоты, ведут заготовку кормов для диких животных на трудное время года для подкормки.

В заповедниках – лесах такую работу ведут егеря.

В природе всё взаимосвязано и если исчезнет одно из звеньев – это приводит к гибели других.

Выступление школьного библиотекаря (2-3 минуты рассказ о журналах)

(На доске — выставка журналов о природе рядом – небольшая аннотация)

— Посмотрите журналы во время перемены. Эти журналы есть в нашей библиотеке, можно взять, почитать.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

lV.Домашнее задание

С. 126 (вопросы)

Задание  по выбору:

1) изготовить книжку-малышку «Зеленая аптека» (о лекарственных растениях)

2) найти пословицы, поговорки, загадки о птицах, животных. Оформите их в альбом.

3) нарисовать плакаты в защиту леса и лесного сообщества.

4) подготовить сообщение о любом насекомом, животном или птице лесного сообщества





Использованная литература:

  1. Серия “Я познаю мир” — Растения. /Багрова Л.А., АСТ, 2004.- 398 с. /

  2. Серия “Я иду на урок” – Природоведение /Книга для учителя. Москва, 1999 г. «Первое сентября» — 320 с. /

  3. Дифференцированный подход в обучении природоведению”. О. М. Смирнова. /ВАКО, Москва. 2005 г. – 127 с./

  4. Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» /ВАКО, 2008. – 256 с./

  5. Г. Т. Дьячкова «Окружающий мир. Олимпиадные задания» 2-4 классы/Издательство «Учитель», Волгоград, 2006. – 138 с./



         



Приложение.

Тест по природоведению:

  1. Почва является домом для некоторых животных:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Подумай и напиши, какая катастрофа случилась бы в природе, если бы:

  1. Исчез углекислый газ в воздухе – не смогли бы расти___________________

  2. Исчезли растения – не смогли бы жить________________________________

  3. Исчезли микробы – никто не разрушал бы____________________________

  1. Что придаёт почве плодородие и тёмный цвет?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аннотации к журналам

«Детская энциклопедия»

Журнал «Детская энциклопедия» расширяет кругозор и рассказывает о том, что должен знать каждый образованный современный человек и делает это интересно и занимательно.

Вы никогда не задумывались над тем, чем отличаются птицы от других животных, чем привлекают нас?

В этой книжке вы найдёте ответы на многие свои вопросы.

                                        

«Свирель»

Детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе. Ежемесячный журнал, издаётся с 1994 года. В этом журнале вы найдёте много интересных рассказов о животных Земли, стихи потов о родной природе Журнал оформлен красочными иллюстрациями и фотографиями.

«Юный натуралист»

Научно-популярный иллюстрированный детский и юношеский журнал. Основан в 1928 году. Имеет много разнообразных рубрик: «Поляна игр», «Клуб почемучек», «Записки натуралиста» и т.д. Журнал публикует рассказы, стихи и известных писателей и начинающих. Журнал интересен своими необычными конкурсами.

«Муравейник»

Детский экологический журнал для семейного чтения. Издается с 1994 года. Это журнал о природе. У него уже появились свои традиции, интересные разделы. «Зелёный шум», «Кругосвет», «Муравейка», «Корни и крона», «Бурелом» — вот некоторые из разделов журнала.



В нашей библиотеке множество журналов для детей. И каждый из них интересен по-своему.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: