Непосредственная образовательная деятельность
в подготовительной к школе группе
Тема: «Академия Воды»
Разработчик –
Шарапова Ольга Владимировна,
воспитатель 1 квалификационной категории
2015 г.
Образовательная область – познавательное развитие.
В интеграции с образовательными областями – социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель НОД – расширять и закреплять представление детей о свойствах воды.
Задачи:
1. Закреплять у воспитанников умение делать причинно – следственные связи.
2. Развивать познавательный интерес воспитанников в процессе экспериментирования, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Ход НОД
1. Вступительное слово воспитателя.
— Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Владимировна. Я предлагаю вам взяться за руки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне, и у нас будет хорошее настроение. Спасибо вам за ваши улыбки.
— Сегодня я приглашаю Вас в Академию. А что это за Академия, вы сейчас узнаете. Присядьте, пожалуйста, на стульчики.
(Воспитатель исполняет песню на мотив «Серенада Пьеро» «О воде»).
Куплет:
Дождь водой по крышам стучит
И вода ручейками бежит.
Где — то из них появилась река,
Мы купаемся все там иногда.
Припев:
И в морях, океанах,
Ледниках и стаканах,
И в озёрах больших.
И на кухне из крана,
В родниках и фонтанах,
Даже в утренних туманах,
Это тоже конечно вода.
— Ребята, вы догадались, в какую Академию мы отправимся? (Академия Воды)
— Ребята, подойдите ко мне.
— А вы знаете, чем занимаются в лабораториях Академии? (изучают, исследуют, проводят опыты).
— Правильно. Мы сегодня станем исследователями. И будем изучать свойства воды.
— Вы готовы? Тогда, вперёд!
Вокруг себя повернись,
В Лаборатории окажись,
В исследователей Воды превратитесь!
2. Беседа о правилах поведения в лаборатории.
— Ребята, а вы знаете, как себя должны вести исследователи в лаборатории?
— Ребята, в лаборатории надо работать аккуратно. Ещё как?
Не толкаться, шуметь и мешать проводить опыты друг другу.
— Учёные – исследователи все свои наблюдения записывают. Мы тоже свои наблюдения будем отмечать в виде символов, которые лежат на столе около доски.
3. Лаборатория № 1
Проводится эксперимент с водой (свойство воды – вкус)
— Перед каждым из вас стоят стаканы с жидкостью (воспитатель берёт в руки стакан с водой).
— Ребята, возьмите в руки стакан. Сделайте небольшой глоток. Попробовав воду, что вы можете сказать о ней? (Есть ли у нее вкус?) (нет)
— Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.
— Положите в стаканчик с водой одну ложку белого вещества из баночки. Помешайте воду ложкой. Сделайте небольшой глоток. Что-нибудь изменилось? (да, она стала солёная).
— Правильно, молодцы. Т. е. вода приобрела солёный …….. (вкус).
— Поставьте стакан теперь уже с солёной водой на место и возьмите другой. Чуть пригубите из этого стакана. Положите в него 2 ложки другого белого вещества. Помешайте воду ложкой. Сделайте небольшой глоток. Что теперь вы можете сказать о воде из стакана? (она стала сладкой).
— Т. е. вода приобрела сладкий ……..(вкус).
— Поставьте стаканчик на место и возьмите следующий. Положите в него кусочек лимона.
Помните лимон ложкой и аккуратно помешайте. Сделайте небольшой глоток. Что теперь вы можете сказать о воде из стакана? (вода в стакане стала кислой).
— Т. е. вода приобрела ……..(кислый вкус).
— В одном стакане вода солёная, в другом, сладкая, в третьем — кислая. Ребята, вспомните, пожалуйста, какая вода по вкусу была в первом стакане? (без вкуса, безвкусная, пресная).
— Молодцы. А почему она была без вкуса? (потому, что она была чистая).
— Ребята, можно назвать воду чистой, после добавления в неё других веществ (например, соли, сахара или лимона?) (нет)
— А какую воду можно назвать чистой? (безвкусной)
— Какой вывод можно сделать? Можно сделать вывод, что (чистая вода не имеет вкуса)?
— Ребята, молодцы, мы с вами выяснили, что у чистой воды нет вкуса.
— Молодцы, ребята. Эксперимент окончен. Давайте подойдём к столу, внимательно посмотрим на картинки и выберем символ свойства чистой воды без вкуса (дети подходят к столу, выбирают символ, располагают его на доске).
4. Валеологическая пауза
— Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы.
— Ребята, давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр, встанем на небольшом расстоянии друг от друга ко мне лицом.
(Проводится разминка Вперёд четыре шага»)
5. Лаборатория № 2
Проводится эксперимент с водой (свойство воды – цвет)
Уважаемые учёные! Есть ещё одно свойство воды. Давайте выясним, какое?
Приглашаю вас в следующую лабораторию.
— Подойдите, пожалуйста, к окну.
— Перед вами НА ПОДОКОННИКЕ стоят 3 стакана с водой.
— Возьмите в руки стакан с водой. Внимательно посмотрите на воду в стакане. Что вы можете сказать о воде? (прозрачная, чистая).
— Почему вы решили, что вода в стакане прозрачная? (потому, что мы видим дно стакана).
— Возьмите шприц с белой жидкостью и вылейте её в стакан с прозрачной водой.
— Перемешайте обе жидкости круговыми движениями руки.
— Что изменилось? Видно ли теперь дно в этой воде? (вода изменила цвет, стала белой, в белой воде дна стакан не видно).
— Молодцы, ребята. Поставьте стакан. Возьмите следующий стакан с чистой водой.
— Возьмите шприц с коричневой жидкости, перемешайте.
— Что произошло с водой в этом стакане? (стала коричневой).
— Молодцы. Поставьте стаканчик на место и возьмите другой с прозрачной водой. Вылейте из шприца зелёную жидкость в стакан с водой, перемешайте.
— Что произошло с водой в этом стакане? (стала зелёной). Видно ли дно в этой воде? (нет)
— Ребята, вспомните, пожалуйста, какая вода была в стаканах перед добавлением других жидкостей? (прозрачная, бесцветная).
— Что произошло с водой после добавления этих жидкостей, растворов? (вода стала разного цвета) (она окрасилась в белый, зелёный и коричневый цвета)
— Можно назвать чистой воду зелёного, коричневого, белого цветов и других цветов? (нельзя)
— А какую воду можно назвать чистой? (прозрачную)
— Какой вывод можно сделать из опытов? (дети отвечают, что чистая вода не имеет цвета).
— Правильно, ребята. Вот мы и открыли ещё одно свойство воды: «Чистая вода не имеет цвета»
— Молодцы, ребята, второй эксперимент подошёл к концу. Давайте подойдём к столу у магнитной доски, внимательно посмотрим на картинки и выберем символ для этого свойства чистой воды и расположим его на доске «Чистая вода не имеет цвета» (дети подходят к столу, выбирают символ, располагают его на доске).
6. Игра «Учёные — водолазы»
— Ребята, а вы знаете, что, исследования воды проводятся не только в помещениях.
Для исследования моря и морской воды, учёные выходят в море на кораблях.
— Ребята, вы готовы к новым открытиям? Тогда в путь!
— Вокруг себя обернитесь,
На корабле окажитесь.
— Вот мы и на корабле.
— Чтобы спуститься в море, оденьте снаряжение.
Надеваем гидрокостюм – правая нога, левая нога, рука левая, правая, голова.
Надеваем маску.
Закрепляем на спине баллон с кислородом.
Надеваем на ноги ласты.
— Мы отправимся гулять, (идём в сторону ковра вперёд спиной)
Дно морское изучать!
— Прыгаем в воду!
— Опускаемся в море. Ребята, ложитесь на спину головой к морской звезде.
— Закройте глаза.
(фоновая музыка)
— Глаза открывайте,
Вверх их поднимайте,
Море сверху изучайте. (Динамическая заливка светом на потолке «Морское дно» под музыкальное сопровождение)
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!
К исследованию моря приступаем,
По дну морскому мы шагаем,
Глубины моря изучаем.
Свои пробирки открываем,
Воды со дна в них набираем.
Пробирки закрываем
И на место убираем.
Чтоб продолжить опытами заниматься
Пора наверх нам возвращаться (подниматься).
Быстро гидрокостюм снимаем
И в лабораторию возвращаемся.
7. Лаборатория № 3
Проводится эксперимент с водой (свойство воды – запах)
— Перед вами на столе стаканы с водой. Возьмите стакан с водой. Понюхайте в стаканчике воду.
— Какая вода в этом стаканчике? (дети — нюхают, отвечают, что вода без запаха)
— Молодцы. Теперь я добавлю в стаканчик другую жидкость.
— Что изменилось? (дети нюхают жидкость, отвечают, вода стала пахнуть чесноком)
— Как можно ещё сказать? (у воды появился запах)
— Молодцы. Поставьте этот стакан с водой на место и возьмите другой стакан с водой без запаха.
— Каждому из вас я капну в стакан с водой несколько капелек другой жидкости.
— Что теперь скажете? (дети нюхают, отвечают, что вода стала приятно пахнуть).
Т. е. у воды опять появился…………..( приятный запах)
— Хорошо. Поставьте стаканчики на место и возьмите следующий стаканчик с водой.
— Понюхайте воду. Какая вода в вашем стаканчике? (чистая, без запаха)
— Молодцы. Теперь я добавлю в стаканчик другую жидкость. Что теперь скажете? (дети нюхают жидкость, отвечают, что и эта вода стала пахнуть).
— Молодцы, ребята. Вспомните, какая вода была в стакане до того, как я добавила в неё другую жидкость? (чеснок) (дети отвечают, что вода была чистая, без запаха).
— Ребята. Можно ли назвать чистой воду с запахом? (нет)
— А какую воду можно назвать чистой? (дети отвечают вывод: «Чистой водой можно назвать воду без запаха»)
— Подскажите, какое же свойство воды мы с вами сейчас узнали? (чистая вода не имеет запаха).
— Молодцы, ребята, вот и третий эксперимент подошёл к концу. Давайте подойдём к столу и подберём символ для этого свойства чистой воды (дети подходят к столу, выбирают символ, располагают его на доске).
— Ребята, молодцы. Скажите, пожалуйста, что мы с вами делали в лабораториях? (проводили исследования чистой воды).
— Посмотрите на символы и скажите, пожалуйста, что мы узнали о чистой воде?
Основной вывод: чистая вода не имеет вкуса, цвета и запаха.
8. Презентация «Запасы чистой воды».
— Ребята, приглашаю вас на стулья. Обратите внимание на экран.
1 слайд. Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Если присмотреться внимательно, то можно увидеть, что на нашей планете воды больше, чем суши.
2 слайд. В морях, в океанах, как вы знаете, вода — солёная. Жить в такой воде могут только морские обитатели.
3 слайд. Людям и многим другим существам употреблять такую воду не возможно.
4 слайд. Пресной воды намного меньше, чем солёной и с каждым годом её становится всё меньше.
5 слайд. Большие запасы пресной воды находятся в айсбергах.
6 слайд. Под собственной тяжестью края ледяных гор обламываются и оказываются в воде. Эти громадные айсберги много лет дрейфуют в океане.
7 слайд. Для того, чтобы иметь запас воды, человек научился создавать искусственные водохранилища с пресной водой.
8 слайд. Фильм «О плотине и водохранилище»
9 слайд. – Ребята, как называют сооружение, которое перекрывает течение реки? (плотина)
10 слайд. — Как называется водоём, созданный человеком для хранения большого количества пресной воды?
(водохранилище)
11 слайд — чистой воды на нашей планете очень мало.
— А что это значит, что её нужно беречь.
— Вправо, влево повернись.
В группе снова очутись
9. Подведение итогов.
— Ребята, вы сегодня были настоящими исследователями. И я хочу вам вручить медаль «Исследователи воды». Она будет вам напоминать о нашей встрече.
Спасибо. До свидания.