Конспект урока на тему «Человек и природа»
Цель: развитие у обучающихся критического мышления, формирование культуры спора, толерантности, признания множественности подходов к решению проблемы, активной гражданской позиции.
Оборудование: места для работы в группах, листы А4 для составления синквейна
Предварительная работа: команды-участницы предварительно составляют презентации на тему «глобальные проблемы современности», выбирают предложенную позицию либо технократов, либо натуралистов, либо свою личную позицию
Ход игры
Ученик:
С древнейших времен дошла до наших дней притча о богатом хозяине, созвавшем к себе на пир множество гостей из разных стран и земель. Были выставлены щедрые угощения, каждый из гостей получил дорогие подарки. Большинство приглашенных благодарили хозяина и пользовались его дарами, но нашлись и те, кому показалось , что соседям дали больше. Тогда они стали отнимать питье и еду у ближних и жадно поглощать отобранное. Завязалась потасовка, в которой богатый стол был разорен, быстро опустел, и от былого изобилия на нем ничего не осталось.
Как вы думаете, о чем повествует притча?
(об отношениях между людьми, о том, как мы часто берём, ничего не давая в замен)
Учитель:
Вывод: в жизни, к сожалению, такие отношения возникают не только между людьми, но и отношениях человека с окружающим миром, с природой, частью которой является человек.
Поэтому мы решили сегодня поговорить именно об этих отношениях, которые на сегодняшний момент стали глобальной проблемой для всего человечества.
Нам сегодня предстоит ответить на вопрос:
— Каким может быть отношение человека к природе?
Тема нашей игры так и звучит « Человек и природа».
Ученик:
На нашей игре присутствуют те команды, которые прошли отборочный тур.
Поприветствуем их. Это команда лицея №5, школы № 6, школы № 44.
в ходе нашей игры вы должны постараться найти ответы на вопросы.
Представим наше жюри.
Учитель:
— Уважаемые участники, как вы уже поняли мы сегодня будем рассматривать отношения человека и природы, но эти отношения мы будем рассматривать с трёх позиций: учёных- натуралистов, учёных –технократов, и лично вашей позиции, вашего взгляда на то, какими должны быть отношение человека к природе.
Ученик: (Проводим жеребьёвку)
Просим представителей от каждой команды к столу жюри и достать карточку с номером вашего выступления
Учитель: (Объяснение системы работы)
Первой выступает……………………
Выслушайте внимательно правила игры.
( На первом этапе игры каждая команда выступает со своим домашним заданием, школа № 6……………., лицей № 5…………., школа № 44), просим вас слушать друг друга очень внимательно, так после выступления всех команд, вам предстоит задать друг другу по три вопроса к той тематике, которую команда представила.
На подготовку данного задания вам даётся 7 минут, на выступление каждой команде даётся 3 минуты. Вопросы задаются командами- аппанентами после каждого выступления.
Ученик:
(Оценивание)
Чтобы получить высокий балл, вам необходимо знать критерии, по которым будет оцениваться ваша работа.
Критерии по 5 бальной системе.
| |
Структура (организация выступления) |
|
Способ (манера речи) |
|
Работа с вопросами |
|
Соблюдение регламента |
|
Доказательность |
|
(Под музыку идёт работа)
Учитель:
1. Выступление команды « натуралисты», задаются вопросы другими командами
2. Выступление команды « технократы», задаются вопросы другими командами
3. Выступление команды отражающей свое мнение, задаются вопросы.
Игра-синквейн
А теперь, попробуем закрепить свои знания немного не в традиционной для нас форме и посмотрим с чем у нас ассоциируется понятие природа, о котором мы так много сегодня говорили.
Мы предлагаем вам составить стихотворение, из пяти строк по определённым правилам, отражающее смысл понятия «природа»
6. Учащимся в течении 3-х минут предлагается составить
синквейн.
Природа
Два прилагательных: _____________ _______________
Три глагола: _______________ ________________ ____________
Предложение: ______________________________________________
Слово- резюме: _____________________________________________
Ученик:
А теперь давайте вернёмся к вопросу, который мы поставили в начале урока:
— Каким может быть отношение человека к природе?
Отношение человека к природе может быть и является неоднозначным: человек во все времена и берёг природу и истреблял её, но люди должны стремиться бережно относится к природе и не потому что так надо, а для того, чтобы сохранить жизнь на земле)
Учитель:
(подведение итогов членами жюри)
Судейский протокол
Критерии по 5 бальной системе.
натуралисты | технократы | собственная позиция | |
Содержание (раскрытие темы)
|
|
|
|
Структура (организация выступления)
|
|
|
|
Способ (манера речи)
|
|
|
|
Работа с вопросами
|
|
|
|
Соблюдение регламента
|
|
|
|
Доказательность
|
|
|
|
2
« технократы» |
3
« Ваше мнение» |