Тема урока: «Чем человек отличается от животного»
Тип урока: урок открытия нового знания
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (отличие человека от животных)
Задачи урока:
Познавательные:
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их
Образовательные:
– формировать умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы;
– объяснять отличие человека от других объектов живой и неживой природы
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение людей к живым организмам;
– формировать умение работать в парах, группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
— воспитывать самоуважение, стремление к самопознанию и саморазвитию
Развивающие:
– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);
– развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой — 4 класс, рабочая тетрадь, карточки –задания, презентация, ИКТ
Ход урока.
I.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)
— Приветствие учащихся.
-Начать наш урок я хотела бы словами: «Если человек не получил за день ни каких знаний, то его день прошел зря.»
-Как вы понимаете эти слова?
-Для чего нужно изучать окружающий мир?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
— Прочитайте толкование понятия из толкового словаря С.И.Ожегова и определите кому будет посвящена тема нашего сегодняшнего урока.
«Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.» (Слайд 2)
III. Постановка учебной задачи.
— Человек–это часть живой природы.
А какими признаками живой природы обладает человек ? ( рождается, растет, питается ,дышит, размножается , дает потомство, умирает)
— Скажите, а у кого есть еще такие признаки? (у животных)
— А человек отличается от животных.?
-Над этим вопросом люди задумывались очень давно. (Слайд 3)
Древнегреческий философ Платон отвечал на этот вопрос так : (слайд 4)
« Человек – это двуногое животное без перьев».
Но проходило время и через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону:
«Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».
— Ребята, о чем же мы будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока? (Чем человек отличается от животных.)
Какую цель перед собой поставим?( объяснить отличие человека от животных) (Слайд 5)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
— Что отличает людей от животных? «Выскажем предположения». Рассмотри рисунок (слайд 6) ( Дети высказывают своё мнение )
-Сейчас вы проведете исследование и выясните какие признаки отличают человека от животных. Для этого поработайте в минигруппах ( на партах карточки с цифрами 1, 2 ):
1 группа будет находить умения, присущие только человеку.
2 группа — умения, присущие животным. В работе вы будете пользоваться статьей из учебника на с.100-101.
(Работа в группах на листочках выписывают умения , которые присущи только животным ,человеку )
Далее группы зачитывают свои факты.
—Посмотрите на доску и сравните результат.( Слайд7)
Человек | ||
Произносят отдельные звуки | Произносит звуки, слова, предложения, т.е. есть речь | |
Ходят на 4 лапах | Существо прямоходящее, ходят на 2ногах | |
Не могут объяснять, анализировать, сравнивать
| Может решать умственные задачи
| |
Не изготавливают орудий труда, берут из природы приспособления | Существо разумное. Создают различные орудия труда, машины, механизмы | |
Не могут создать чертёж, проект | Может создать чертёж, проект | |
Некоторые могут рисовать | Выполняет разнообразную работу, | |
Пользуются инстинктами Не могут выполнять различную работу | Может писать, резать, пилить и многое другое | |
Могут жить по одному | Существо общественное | |
Не ставят цель работы | Может ставить цель предстоящей работы | |
Не проявляет творчество | Может работать творчески |
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Человек- существо прямоходящее, разумное, общественное, умеющее говорить. (Слайд 8)
-Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак заключается в том, что он существо общественное и разумное. Среди животных тоже немало сообразительных, например, дельфины, собаки и др., но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир — современные постройки, научные центры, города, дороги, фабрики, заводы, проложили путь в космические дали и др
5.Физминутка ( игра «Руки вверх» )
— А животные смогли бы выполнить это задание? Почему? ( не умеют думать, анализировать, делать выводы )
6.. Человек умеет думать и говорить.
Просмотр фрагмента «Ералаш» выпуск 53
— А сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент детского юмористического киножурнала «Ералаш». Смотрите внимательно и будьте готовы ответить на мои вопросы. Просмотр фрагмента
— Сколько человек было в первобытной школе?(9)
— С какой парты вышел первый ученик? (3)
— Что ел первобытный ученик? ( банан)
— Что сказал учитель? ( Завтра с родителями в пещеру директора)
-Где появилась шишка у педагога? ( На лбу справа)
— Какие различные мыслительные приемы мы использовали, чтобы ответить на мои вопросы? ( рассуждали, , анализировали, память, внимание )
— А животные обладают такими способностями?
—Какой сделаем вывод?
Отличием человека от животного является способность мыслить. (слайд 8)
—Но у мышления есть еще один помощник, как вы думаете что? (Слайд 9)
— А животные обладают речью?
— Для чего они издают звуки? ( сообщить об опасности, привлечь самку, привлечь детёныша, угроза)
— Какое значение имеет речь в жизни человека?
Вывод: Чтобы успешно решать умственную задачу нужно объснять, рассуждать, проговаривать решения вслух. (слайд 10)
7. Составление «образной» ленты времени. Слайд 11-17
-Всё в мире изменяется: дети становятся взрослыми, на месте старых домов вырастают новые. Человек строит города, дороги. Меняется облик планеты. Всё меньше остаётся на земле уголков дикой природы, где так же как и тысячу лет назад, выходят на охоту хищные звери, пасутся стада диких животных. А изменился ли облик самого человека с тех давних времён ?
— Обратите внимание как менялся облик человека: форма черепа, овал лица, подбородок.
— Давайте попробуем составить «образную» ленту времени, на которой представлены периоды развития человека.
— Пронумеруем от самого древнего образа к более современному.
1. Австралопите́ки Являются предками рода Люди[1] Австралопитеки жили примерно 4 млн. лет назад. Большинство видов австралопитеков были всеядны, однако были подвиды, специализировавшиеся на растительной пище. Слайд 12
2..Питека́нтроп от греч. , что обозначает обезьянолюди,. Обитал около 700 тысяч лет назад Слайд 13
3. Неандерта́лец— вымерший представитель рода Люди. Первые люди с чертами неандертальца существовали в Европе 600 тысяч лет назад Слайд 14
4. Челове́к разу́мный (лат. Хомо Сапиенс[1] и Гомо Сапиенс[2]) — вид рода Люди . Жил от 35 000 лет назад до современного человека Слайд 15
8.-Сейчас вы поработаете в парах и обсудите события, которые человек наблюдал в природе, положительно повлиявшие на развитие его трудовой деятельности, улучшение условий жизни и продление её срока.
Соотнесите карточки с текстами и сделайте из них пары, отражающие связанные друг с другом события. (На парты раздаются карточки)
Человек попробовал бросить собранные семена в землю и вырастить новое растение | |
Случайно пойманные( найденные) детеныши диких животных привыкали к человеку, жили около него и давали потомство. | Человек приручал животных, они давали ему пищу, одежду. |
Человек замечал, что некоторые природные тела удерживают воду( скорлупа ореха, выемка в дереве) | Человек создал посуду , используя форму шара, овала, куба и свойства глины |
Пища случайно попала в огонь ( зажарилась, нагрелась, запеклась) | Человек научился сохранять , а затем делало её вкуснее, дольше сохраняло её, а обогрев жилища делал его более тёплым и уютнымдобывать огонь. Использование огня при приготовлении пищи |
Человек повсюду встречал опасности: огонь, холод, нападение животных, ядовитые растения и др. | Человек искал защиту от опасностей: шил одежду, строил жилища, научился распознавать лекарственные растения. |
— Давайте проверим, что у вас получилось.
— Какой вывод вы сделали?.
Человек всё время решает простые и сложные задачи,
преодолевает трудности, делает большие и маленькие открытия.
Всё это возможно потому, что человек умеет думать (мыслить). ( слайд16)
10.Самостоятельная работа с проверкой по эталону
— А сейчас вы проверите свои знания. (раздаются тесты, дети подчеркивают правильный ответ)
Тест
1.Чем человек отличается от животных. Отметь правильные ответы
— умеет строить жилище;
— имеет зрение и слух;
— умеет трудиться;
— заботиться о потомстве ;
— умеет говорить;
2.Какие особенности человека позволили ему создавать такие предметы: картины, книги, телевизор, машины, ракеты
-преследовать добычу;
-мыслить;
— добывать пищу;
-творить;
— умение говорить
— А сейчас обменяйтесь тестами и проверьте работу соседа (взаимопроверка по эталону) (Слайд 17)
VII.Рефлексия
Закончить урок я хочу словами великих людей и хочу чтобы вы запомнили их, потому что в жизни они вам очень пригодятся(Слайд18)
Сегодня на уроке: (Слайд19)
Я узнал …..
Я научился…
Мне понравилось ….
Я бы хотел ….
Новые знания мне пригодятся…..
VIII.Итог урока- К
-Какую цель мы с вами ставили в начале урока? ( выяснить чем человек отличается от животных)
-Достигли ли мы её ?
— Сегодня на уроке хорошо работали……
Дом .задание В ТПО стр 28 – все задания .
Человек попробовал бросить собранные семена в землю и вырастить новое растение | |
Случайно пойманные( найденные) детеныши диких животных привыкали к человеку, жили около него и давали потомство. | Человек приручал животных, они давали ему пищу, одежду. |
Человек замечал, что некоторые природные тела удерживают воду( скорлупа ореха, выемка в дереве) | Человек создал посуду , используя форму шара, овала, куба и свойства глины |
Пища случайно попала в огонь ( зажарилась, нагрелась, запеклась) | Человек научился сохранять , а затем делало её вкуснее, дольше сохраняло её, а обогрев жилища делал его более тёплым и уютнымдобывать огонь. Использование огня при приготовлении пищи |
Человек повсюду встречал опасности: огонь, холод, нападение животных, ядовитые растения и др. | Человек искал защиту от опасностей: шил одежду, строил жилища, научился распознавать лекарственные растения. |