План-конспект открытого мероприятия
«Детство, опаленное войной»
Цель: знакомить обучающихся с событиями Великой Отечественной войны глазами детей военного времени, показать сопричастность детства героической борьбе народа с фашизмом.
Задачи: образовательная – дать представление о жизни маленьких граждан нашей страны в годы Великой Отечественной войны, их отношении к фашизму и решимости бороться с ним;
развивающая – чувство эмоционального сопереживания и сострадания к жертвам войны, гордости за свой народ и его героев;
воспитывающая — гражданскую позицию учащихся, патриотизм, бережное отношение к героической истории Родины, чувство сопричастности к ней.
Оборудование: презентация (компьютер, проектор, экран), фотографии, видеохроника Великой Отечественной войны, стихотворения С.Смирнова «Таня Савичева», Р.Рождественского «А мы не стали памяти перечить…», С.Васильева «Наташа», С.Михалкова «Десятилетний человек», странички дневника Тани Савичевой, фонограмма песни «День Победы» и произведения Р.Шумана «Грезы».
Ход занятия:
Организационный момент, постановка целей и задач.
Беседа по теме мероприятия.
Учитель: — В мае 1945 года была разгромлена фашистская Германия – государство, развязавшее вторую мировую войну. Это была самая кровопролитная война в истории человечества. Она нанесла такой ущерб, что люди многих стран, в первую очередь тех, которые воевали с фашистами, поняли старую истину: «Худой мир лучше доброй ссоры».
На долю нашей страны выпали наибольшие тяготы и потери. Цена Победы для страны оказалась непомерно велика. И. Сталин назвал 7 миллионов погибших. На самом деле прямые людские потери составляли 26,6 миллионов человек.
Но более всего досталось детям: им приходилось без отдыха работать на заводах, чем можно, помогая взрослым в борьбе с врагом. Дети в ту суровую пору становились воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, они получали звание Героя Советского Союза, ордена и медали. В Указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях; их называли по имени и отчеству, как взрослых. Их воинская доблесть и трудовой подвиг не были таковыми «в масштабе детского возраста»: они стояли в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.
Учитель: — 22 июня 1941 года немецкий фашизм, завоевав всю Европу, напал на нашу страну. На города и села обрушились авиационные бомбы, по дорогам двинулись танки, уничтожая все на своем пути (слайд 2).
На улицах городов появился знаменитый плакат «Родина-мать зовет» (слайд 3). Тысячи добровольцев, мужчин и женщин, отправились на фронт борьбы с коварным врагом. В первые дни войны была написана песня «Священная война», ставшая призывом к борьбе с врагом (слайд 4 с фрагментом песни «Священная война»).
И все тяготы военных лет легли на плечи людей, живших в это время. Многие люди со слезами на глазах вспоминают годы войны: голод, разруха, тяжелые условия жизни. Вместе с взрослыми дети уходили от наступающего врага, а когда возвращались обратно, то вместо родного дома видели пепелище (слайды 5, 6).
РАССКАЗ ТАНКИСТА.
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут его, забыл его спросить…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,—
И не поймёшь, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился,— столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка: —
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал-
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
ПОЁТ ДАНИИЛ 1 А
Учитель: — Женщины и подростки заменили мужчин, ушедших на фронт. Подросткам приходилось без отдыха работать на заводах, чем можно, помогая взрослым в борьбе с врагом.
По данным 1944г. среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Ребята заботились о раненых солдатах, которые лечились в госпиталях: шили одежду, выступали с концертами, писали письма для их родных (слайды 7, 8, 9, 10).
В тяжелых военных условиях дети продолжали посещать школьные занятия. Вот как вспоминают об этом жители Севастополя:
«В Инкермане классные комнаты размещались в глубоких штольнях. Ученики получали там завтрак, с ними под землей занимались 300 учителей. Несмотря на тяжелые условия, дисциплина и успеваемость были высокими. Школьники посещали госпитали, ухаживали за ранеными, устраивали концерты художественной самодеятельности. В свободное от занятий время юные севастопольцы изготовляли деревянные корпуса для противотанковых мин, в помощь фронту собрали 150 тыс. бутылок для горючей смеси. Тонны железного лома, сотни килограммов цветных металлов, они активно помогали обороне Севастополя» (слайд 11). В партизанских лагерях, в лесу, создавались лесные школы. Об одной из таких школ рассказали Вера Георгиевна Иванова и Ядвига Антоновна Чернявская.
Вера Георгиевна и Ядвига Антоновна работали в школе «У дуба». На островке среди болот они вместе со старшими ребятами расчистили площадку между двумя большими дубами. Огородили ее березами и замаскировали навесом, соорудили парты, скамейки и учительский стол. Классной доской служил добытый партизанами лист фанеры, над ним прикрепили лозунг «Смерть фашистским оккупантам». Как требовал закон о всеобщем обязательном образовании, были переписаны все дети школьного возраста. Оказалось в лесном партизанском лагере 92 ребенка, из них 61 первоклассник. В течение 5-ти месяцев школьный день под дубами продолжался по 12 часов. На всех учеников был один букварь, один учебник истории, один задачник по арифметике, один учебник грамматики. Бумаги и чернил не было. Доставали обрывки газет, куски обоев, карандаши. Ребята обнаружили залежи мела, оборудовали песчаную площадку и на песке палочками писали задания. Учительница тут же проверяла сделанную работу. Старшие ребята вырезали для младших товарищей из дерева 60 комплектов букв азбуки и один комплект для учительницы большего размера. Из веточек и чурочек сделали большие стоячие классные счеты. Для уроков физкультуры оборудовали спортивную площадку. Была организована внеклассная работа. Так работала эта школа. А 1 сентября 1944 года, сразу после освобождения Брестской области, ребята смогли продолжить обучение в следующем классе городской школы.
Фашисты разрушали наши города, уничтожали памятники, обрекали жителей на страдания. Особой страницей в истории Великой Отечественной войны стала борьба ленинградцев за свой город. Немецкие войска окружили Ленинград (ныне Санкт-Петербург) со всех сторон и обрекли горожан на вымирание от голода. В тяжелейших условиях, страдая от голода и истощения, ленинградцы 900 дней и ночей вели борьбу с врагом и победили (слайды 12, 13).
Песня о войне 1А
Учащийся читает стихотворение С. Смирнова «Таня Савичева»
На берегах Невы, в музейном зданье,
Храниться очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня,
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане.
От старца до наивного мальца.
И письменная сущность содержания
Ошеломляет души и сердца.
Это – всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явления вник
Время возвышает образ Тани
И её доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых строки.
В каждом слове – емкость телеграммы,
Глубь подтекста, ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе.
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это боль, которая клубится.
Это сердце, что летит сюда…
Время удлиняет расстоянья.
Между нами и тобой.
Встань перед миром Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно шествует она.
Пусть живёт, не ведая старенья,
И гласит про наши времена.
Учитель: — В городе Ленинграде проживала двенадцатилетняя школьница Таня Савичева. Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее. Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором. Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать крутилась юлой, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов, она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых — нарядные занавески, салфетки, скатерти. С детских лет вышивала и Таня — все цветы, цветы…Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО. Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось — по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи. Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену — в цех сообщили, что он умер…». Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама (слайд 14). Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь.
Учащаяся читает записи из дневника Тани Савичевой
«Женя умерла 28 декабря 1941 года в 12.30 утра». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942года».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942года».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года».
«Мама 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942года».
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня» (слайд 15).
Учитель: — Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом — стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника (слайд 16).
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша. Сегодня «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия — в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
Среди защитников нашей Родины, которые, сражались с оружием в руках, были и дети. Дети, попавшие на фронт или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек – подростков называли «сынами полка». Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги, за что награждались медалями и боевыми орденами. Некоторые посмертно… Порой они воспринимали бои, атаки, походы как свою игру в войну. Но смерть боевых товарищей, соратников, да и самих этих маленьких солдат всегда была рядом.
Дважды Герой Советского Союза маршал И.Х. Баграмян в своих мемуарах о войне писал так: «Мы любили этих мальчишек и девчонок. Порой думали, что перехитрим их: оденем в наскоро перешитую солдатскую форму, и будем тешить их самолюбие игрой в войну. Но они часто проявляли изумительную хитрость. А потом, оставшись, были отличными стрелками, смело ходили в разведку, часто неожиданно оказывались в самом пекле боя. Их вело в бой непреодолимое желание быть похожими на настоящих солдат.
Пусть всегда будут в нашей памяти мальчишки и девчонки времен войны. Честь и Слава им!» (слайд 21).
СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда — в сорок пятом !!!
Вы кровью и пОтом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы мОлоды были,
Сейчас — уже дЕды.
Мы ЭТУ ПОБЕДУ —
Вовек не забудем !!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям !!!
Пусть счастье и радость
Живут на планете !!!
Ведь мир очень нужен —
И взрослым, и детям !!!
Учитель: — Во время войны командование немецкой армии стало создавать «казачьи отряды» для использования их на фронте и для борьбы с партизанами.
Истинные казаки во время Великой Отечественной войны воевали в рядах Красной Армии, защищая своё Отечество от иноземных захватчиков.
И вместе с победоносными полками Красной Армии казачьи части прошли по Красной площади во время Парада Победы 1945 года.
Учитель: — Радостно встречала Родина своих солдат – победителей, спасших Россию и Европу от уничтожения (слайд 28). Навеки прославлен подвиг солдат, отстоявших жизнь и свободу многих людей.
Учащийся читает стихотворение
Минута молчания, минута молчания,
Скупая слеза тишину сторожит.
Тихо постой у огня, помолчи,
Слушай святую минуту молчания.
Объявляется минута молчания.
Учащаяся читает стихотворение
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим, вдруг ожившим строем,
Мы стоим, не поднимая век.
Скорбь и гнев сейчас тому причиной
Благодарность вечная вам всем…
Учащийся читает стихотворение
Слава вам, храбрые,
Слава – бесстрашные.
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие,
Смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!
На фоне песни И. Резника «Дети войны» на экране демонстрируются слайды презентации с портретами юных героев Великой Отечественной войны, о которых говорилось на открытом мероприятии (слайды 30-57).
Учитель:
— День Победы — праздник всей страны.
Духовой оркестр играет марши.
День Победы — праздник седины
Наших прадедов, дедов и кто младше.
Даже тех, кто не видал войны —
Но её крылом задет был каждый, —
Поздравляем с Днём Победы мы!
Этот день — для всей России важный.
Через несколько дней наступит великий праздник всего нашего народа
– День Победы. Дорогие ребята, постараетесь поздравить и окружить вниманием и заботой ветеранов войны и тыла и людей, чье детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им, какие жертвы они принесли во имя этого светлого дня – Дня Победы!
А наше занятие подошло к концу. Всего вам доброго.