Конспект урока на тему «Двинская земля»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению с применением ИКТ

Тема: «Двинская земля»


Автор: Некрасова Лариса Викторовна

Пахова Наталья Ивановна

Образовательное учреждение: МБОУ Гимназия № 25 г. Архангельска

Должность: учитель географии; учитель русского языка и литературы

Квалификационная категория: высшая

Класс: восьмой

Форма проведения: занятие по краеведению с применением ИКТ

Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор, ручка, фломастеры, карточки.

Время реализации занятия: 45 минут.

Авторский медиапродукт: Windows XP, Power Point, наглядная презентация.

Целесообразность использования ИКТ на внеклассном мероприятие:

  1. Недостаточное количество информации и отсутствие необходимых иллюстраций;

  2. Повышение эффективности усвоения краеведения за счёт одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационного материала;

  3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса;




Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению с применением ИКТ

Тема: «Двиская земля»

Цель: актуализация и обобщение знаний о родном городе (крае) в игровой форме.

Задачи:

  1. способствовать повышению интереса учащихся к краеведению;

  2. совершенствовать у учащихся навыки групповой деятельности, коммуникативных и познавательных умений;

  3. создание ситуации успеха через жизненный опыт учащихся и разноуровневые по степени сложности задания;

  4. подвести учащихся к осознанию внимательного, бережного отношения к достопримечательностям, культуре родного края.

Методы, способствующие интенсификации учебно — воспитательного процесса

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

— словесные;

— наглядные;

— практические;

— проблемно-поисковые;

  • Методы формирования сознания:

— метод воспитательных ситуаций;

— беседа;

— пример;

  • Методы стимулирования и мотивации деятельности:

— анализ жизненных ситуаций;

— создание ситуации успеха;

— создание ситуации новизны;

— познавательная игра;


Ход мероприятия:


  1. Организационный этап (установление позитивного эмоционального контакта).

  2. Постановка проблемы. Создание проблемной ситуации.

3. Актуализациая знаний учащихся о городе, поморских традициях, достопримечательностях.

4. Групповая работа учащихся: ответы на вопросы, решение проблемной ситуации.

5. Динамическая пауза.

6. Обобщение знаний учащихся о городе, выдающихся архангелогородцах, традициях поморского народа.

7. Познавательная игра.

8.Групповая творческая работа (составление северных поговорок и пословиц).

9. Обобщение и выводы по теме «Двинская земля».

10.Рефлексия.

Прогнозируемые результаты:


1. У учащихся должно сложиться более полное представление о поморских ценностях, традициях, своём городе.

  1. Закрепление позитивного отношения к достопримечательностям, историческим ценностям Архангельска.

  2. Систематизация краеведческих знаний.

4. Повышение уровня навыков коллективно-творческой деятельности.

5. У учащихся возникнет желание охранять и защищать окружающую среду своей области.

  1. Воспитать чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.




Этапы мероприятия

Временная реализация

Организационный момент

Вступительное слово учителя, проверка готовности команд к игре. Представление команд ( название, девиз).

4 минуты

Проведение игры (актуализация знаний)

I тур «Улицы города Архангельска»

II тур «Персоналии»

III тур «Достопримечательности города»

IV тур «Интересное — рядом»




5 минуты

6 минут

7 минут

6 минут



Рефлексия


V тур «Богатства северного края»

VI тур «Поморские пословицы»

VIIтур «Литературный Север»

4 минуты

3 минуты

6 минуты

Подведение итогов и награждение.

4 минуты


Итого 45 – минут

Подготовка к игре: в классе формируются команды (численностью 5-6 человек). Каждая команда готовит своё приветствие, название, девиз и выбирает капитана команды.

Этапы реализации мероприятия:


Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

Белый снег, белый дым,

Белой ночи уют.

Даже море холодное

Белым зовут.

Белокаменный город

Над белой волной,

Белогрудые чайки

Парят над Двиной.

Лебедями на рейде

Белеют вдали

Корабли….

Корабли…

Корабли…

Сегодня мы собрались на игру, чтобы еще раз поговорить о нашем Севере, задуматься над тем, чем богат наш край, определить, какая команда достойна звания «Знатоки Двинской земли».

Мы приветствуем всех участников игры, болельщиков и компетентное жюри, желаем всем командам удачи. Итак, мы начинаем игру…

  • Сегодня у нас соревнуются команды учащихся, поприветствуем друг друга.

  • Приветствие команд (название команд с поморским, северным уклоном; девиз; капитан команды).

Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса. Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.

Прежде чем приступить к игре, давайте вспомним «Правила работы в группе».

Игра состоит из следующих туров:

  1. Улицы города Архангельск.

  2. Персоналии.

  3. Достопримечательности города.

  4. Интересное – рядом.

  5. Богатство северного края.

  6. Поморские пословицы.

  7. Литературный Север.

Ведущий: Ах, сколько в Архангельске

Улиц, проспектов и площадей!

Шумит разбуженный улей,

На улицах — масса людей….


ТУР № 1 «Улицы города Архангельска»

Командам предлагается в течение 1 минуты просмотреть фотографии улиц города и определить их название. Жюри оценивает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Можно заработать 3 балла.

2 команда

  • Площадь Дружбы Народов

  • Проспект Ленинградский

  • Ул. Свободы

1 команда

  • Ул. Галушина

  • Ул. Карла Либкнехта

  • Площадь Профсоюзов






  • 4 команда

    • Полины Осипенко

    • Проспект Ломоносова

    • ул. Суворова



    3 команда

    • Ул. Володарского

    • Ул. Валявкина

    • Предмостная площадь (ул. Гагарина)






Ведущий: Наш город славится людьми. Северяне внесли огромный вклад в развития нашей Двинской земли. Мы гордимся ими.

ТУР № 2 «Персоналии»

Командам нужно узнать портреты выдающихся людей, которые внесли вклад в развитие Архангельска. Та команда, которая быстрее поднимет карточку, отвечает. Каждый правильный ответ — 1 балл. За этот тур можно набрать 13 баллов.

Портреты:

  • Иван Грозный

  • Петр I

  • Прокопий Иванович Галушин

  • Мария Дмитриевна Кривополенова

  • Николай Михайлович Рубцов

  • Николай Михайлович Кузнецов

  • Ксения Петровна Гемп

  • Михаил Васильевич Ломоносов

  • Федор Александрович Абрамов

  • Степан Григорьевич Писахов

  • Борис Викторович Шергин

  • Георгий Яковлевич Седов

  • Аркадий Петрович Гайдар


Ведущий: В нашем городе много достопримечательностей. А знаете ли вы их? Узнаем сейчас. Мы начинаем 3 тур.

ТУР № 3 «Достопримечательности города»

Командам предлагается в течение 1 минуты просмотреть фотографии и назвать достопримечательности города. Жюри оценивает по 1 баллу за каждый правильный ответ.

1 команда 2 команда

Гостиный двор Памятник «Нулевая верста

Женщине — берегине Петру I

Обелиск Севера Мыс Пур — Наволок


3 команда 4 команда

Тюленю — спасителю Б. Шергину

Ломоносову М. В. Кузнецову Н. Г.

Сене Малине Петру и Февронии




Ведущий:

Музей. И в прошлое ведет нас память — нить.
Как интересно жили наши предки!
Открытия такие, что нередко
Нас могут удивить и поразить!

История то города, то края…
И гид уверенно ведет во глубь времен.
И прежней жизни множество имен…
И «пыль веков» невидимо витает…


В нашем городе много музеев, выставочных залов, музеев — усадеб. Вы их часто посещаете и узнаете что – то новое. Следующий наш тур о музеях Архангельска.

ТУР №4 «Интересное – рядом»

Командам нужно определить по экспозициям музей, выставочный зал, музей – усадьбу, которые есть в Архангельске. Та команда, которая быстрее поднимет карточку, отвечает. Каждый правильный ответ — 1 балл.

  • Малые Карелы

  • Музей Степана Писахова

  • Морской музей

  • Музей Сени Малины в Уйме

  • Краеведческий музей

  • Литературный музей

  • Музей художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова

  • Музей – усадьба Е. Плотниковой

  • Музей изобразительного искусства

  • Музей Старинный особняк


Ведущий: Северный край богат разнообразными природными ресурсами. А знаете ли вы их? Сейчас проверим. Следующий тур так и называется — «Богатство Северного края».


ТУР № 5 «Богатство Северного края»

Командам показывают условные знаки, чем славится поморская земля. В течение 2 минут они должны определить условные знаки, записать на карточке и отдать жюри. За каждый правильный ответ — 1 балл. Можно заработать 8 баллов.

12 3 4

5 6 7 8

Ответы: 1. Глина 2. Фосфориты 3. Горючие сланцы 4. Нефть 5. Природный газ 6. Торф 7. Поваренная соль 8. Алмазы.

Ведущий: Как по морю, морю Белому,
Морю Белому студеному,
Разгулялися ветры буйные,
Ветры бурю несут, непогодушку…

Земля поморская славится поговорками и пословицами. Обратимся к народной мудрости. Мы начинаем 6 тур.

ТУР №6 «Поморские пословицы»

Предлагается каждой группе составить пословицы. Выдаются разрезанные карточки, нужно правильно их соединить в течение 3 минут. За правильность — 1 балл.

1 команда

«Говори спокойно, а молчи достойно»

2 команда

«Он даже северного сияния не видит»


3 команда

«Работающего человека мороз боится»

4 команда

«Если ссоры внутри рода, род скуднее год от года»

Ведущий: А сейчас проверим, как вы знаете северных поэтов и писателей, их произведения.

Тур № 7 «Литературный Север»

Командам предлагаются литературные вопросы, за каждый правильный ответ жюри выставляет 1 балл. Можно набрать 10 баллов.

1. Родина писателя Ф. А. Абрамова (д. Веркола, Пинежский район)

2. Родина Степана Григорьевича Писахова ( г. Архангельск, ул. Поморская)

3. Кто автор этих строк? «Ели редьку кусками, редьку ломтями, редьку с солью, редьку голью, редьку с квасом…» (С. Г. Писахов, «Сахарна редька»)

4. Кто автор этих строк? «Мой отец был корабельный мастер. Однажды он строил корабль недалеко от города, и мы с Мишей ходили смотреть на его работу» (Борис Викторович Шергин, «Миша Ласкин»)

5. Определите жанр.

По угорушку, Егорушка,

Тихонечко иди,

Балалаечку не вырони

И сам не упади. (частушка)

6.Определите жанр.

Уж я по лугу, уж я по лугу

Я по лугу гуляла,

Я по лугу гуляла.

Я с комариком, я с комариком

С комариком плясала…. (песня)

7.О ком эти строки? «Пинежская старушка не чувствует себя смущённой в ярко освещённом зале, наполненном столичной публикой. С доверчивым воодушевлением поёт она древние старины…» (Мария Дмитриевна Кривополенова)

8. О ком эти строки? « Родился 3 января 1936 г. в посёлке Емецк. Детство его было нелёгким. Когда ему было 5 лет, началась война. С 1942 года его домом стал детдом в селе Никольском Вологодской области». (Николай Михайлович Рубцов)

9. Отгадай загадку. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море
(Река)

10. Отгадай загадку. Что летом и зимой,

В рубахе одной? (Сосна)

Ведущий: Город древний и вечно юный,

О тебе не стихает молва.

Мы с тобою, с бурями споря,

Молодеем, мужаем, живём,

И столицею Беломорья

Мы с любовью тебя зовём…

На этом мы завершаем нашу игру «Двинская земля». Жюри подводит итоги, объявляет победителей.





МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев. В.А. 300 вопросов и ответов по экологии – Ярославль: «Академия развития», 2004/ (Серия «Расширяем кругозор детей»).

  2. Балабанова В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. – 154c.

  3. Владимирова Е., Шин С. Сценарии школьных праздников, конкурсы, игры, беседы и материалы к классным часам для учащихся 8 — 9-х классов. Наполним радостью сердца. – Ростов Н/Д: «Феникс», 2002.

  4. Гемп К. П. Сказ о Беломорье : словарь поморских речений. — М. : Наука ; Архангельск : Помор. ун-т, 2004. — 637 с.

  5. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6–8 классы / С.Г.Зубанова, Ю.В.Щербакова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2009 г. – 173 с. – (Учение с увлечением).

  6. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. 6–8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) / сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.

  7. Соловьев. География Архангельска. Природа.

  8. Трофимов М. П. Северные поэты. – Правда Севера. 2012.


ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ


7. www.zavuch.info/component/mtree/estestvennie/…/vneklasgeogr Крылова О.Н. Патриотическая игра «АТЫ – БАТЫ» (история) – шаблон

8. https://www.liveinternet.ru/users/ganett/post110869426/ Музыка. М. Картушиной слова и музыка — «Архангельск»

9. Анимации – шаблоны.




КРИТЕРИИ ОЦЕНОК


Максимальное количество баллов – 48 баллов.

1. «Улицы города Архангельска» — 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное — 3 балла.

2. «Персоналии» — 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное — 13 баллов.

3. «Достопримечательности города» — 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 3 балла.

4. «Интересное — рядом» — 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 10 баллов.

5. «Богатство Северного края» — 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 8 баллов.

6. «Поморские пословицы» — 1 балл.

7.«Литературный Север» — 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное – 10 баллов.

Протокольный лист.

команды


Улицы города Архангельска

3 б.

Персоналии


13б.

Достопримечательности города

3 б

Интересное- рядом

10б.

Богатство северного края

8 б.

Поморские пословицы

1 б.

Лите

ратурный Север

10 б.

Всего

1










2










3










4












Правила работы в группе:


  1. Доброжелательная и открытая атмосфера в группе.

  2. Участвуя в работе группы, мы можем свободно проявлять свои
    эмоции, но не причинять вреда другим участникам.

  3. Мы выслушиваем и уважаем чужие мысли, идеи, чувства.

  4. Мы начинаем речь словом «Я считаю…», «Я думаю…».

  5. Мы высказываемся в круг (обсуждаем).

  6. Мы избегаем оценочных суждений в отношении всех участников
    группы.

  7. Мы внимательно слушаем, когда говорят другие.

  8. Мы не перебиваем собеседника, дослушиваем его до конца.























14


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Животные живого уголка"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: