Тема урока: Форма и строение Земли
Цели урока:
1. Образовательная: организовать деятельность обучающихся по систематизации знаний и расширению представлений о форме Земли и ее строении.
2. Развивающая: развивать умение работать с информацией (обрабатывать её различными способами, критически относиться к информации); развивать речь, память, логическое мышление учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Средства обучения:
1) Окружающий мир: учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений/Г.Г. Ивченковаи др.; -М.: Астрель, 2011 .– 79 с.
2) дидактические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся в группах
Оборудование: аудио материал, мультимедийная установка, презентация к уроку,глобус.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
2. Деление класса, по желанию обучающихся, для работы в группах.
Учитель: Давайте вспомним правила работы в группе.
Ученики: Говорим вежливо. Называем собеседника по имени. Говорим по очереди, не перебивая друг друга. Внимательно слушаем, если непонятно, переспрашиваем у товарища. Четко высказываем свое мнение и уважаем мнение собеседника. Соблюдаем порядок на парте.
II. Проверка домашнего задания
1.Фронтальная работа
Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. (Учащиеся отгадывают кроссворд.)
Какое «ключевое» слово у нас получилось? (Земля.)
2. Презентация работ, выполненных учениками по теме «Голубая планета Земля».
III. Актуализация знаний и постановка проблемы
Учитель: В одной интересной книге я прочла,что в давние времена жили два юноши,которые все время спорили.Один говорил,что Земля плоская, как тарелка. Другой утверждал что она похожа на мяч и внутри такая же пустая.Как вы думаете, правы ли были юноши?(Нет, не правы.)
Я предлагаю нам сегодня обсудить это. Давайте более четко определим тему урока. Каждый для себя определите цель.
Цель нашего урока найти доказательства того, что Земля имеет форму шара и раскрыть тайны ее строения.
Сегодня мы узнаем много нового о планете, на которой живем.
Вы знаете что быть исследователем очень интересно. Мы создали три группы исследователей. У вас будет материал, который нужно внимательно изучить и поделиться своими открытиями с товарищами. Все свои предположения и новые знания вы будете заносить в «Дневники исследования». Прочитайте вопрос и запишите ответ в первую колонку дневника.
Дневник исследования по теме: «Форма и строение Земли»
Что нового я узнал |
IV. Изучение нового материала
Учитель: Ещё в глубокой древности мудрецы стали задумываться над тем, какую форму имеет Земля. Их суждения зависели от того, что они видели вокруг себя. Например, в Вавилоне, расположенном между горами и морем, думали так: мир – это большая гора, окруженная морем; на западном склоне горы – родной Вавилон; над Вавилоном – небесный свод. Он опирается на море – как перевёрнутая чашка на блюдце! Под Вавилоном – пустота. Вечером туда уходит солнце и там, под землёю, всю ночь идёт с запада на восток, чтобы утром опять выйти над Вавилоном.
Даже в одной и той же стране представления о форме Земли могли различаться. Например, древние индусы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха – на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. Другие представляли, что черепаха плавает по безбрежному молочному морю.
Гораздо позднее, когда люди стали подробно изучать небесные тела (Солнце и звезды), индусы стали утверждать, что черепаха «плавает» в бескрайних просторах космоса, Вселенной…Правильные сведения о Земле и ее форме появились не сразу, не в одно время и не в одном месте.
Учитель: Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Перед вами на партах лежат листки с информацией и памятки по работе с текстом( прием «Инсерт)».
«v» — если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
«+» — если то, что вы читаете, является для вас новым;
«-»- думал иначе
«?» — если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Учащиеся самостоятельно читают текст, делая пометки и обсуждая их в группах.
Учитель: Сейчас послушаем группу исследователей путешественников -мореплавателей.
Ученики: Мореплаватели, которые совершили кругосветное путешествие предположили что Земля похожа на шар и океаны нераздельны между собой.
Ученики: Еще до плавания люди считали, что Земля имеет форму шара и придумали глобус.
Учитель: У нас появились новые сведения . Запишите их в «Дневники исследования».
Учитель: Сейчас мы послушаем информацию, которой с нами поделится группа исследователей космоса.
Ученики: Первый космонавт Ю. Гагарин облетел вокруг Земли. Фотографии из космоса доказывают, что Земля имеет форму сплюстнутого шара.
Учитель: Запишите новые для вас факты в «Дневник исследования». (Обучающиеся делают записи)
Учитель: Третья группа исследователей расскажет нам о строении Земли.
Ученики: Земля не пустой шар. Она состоит из ядра, мантии и земной коры.
V. Этап обобщения и систематизации знаний
Учитель: Какие доказательства вам стали известны?
Ученики: Доказательством являются: вид Земли из космоса, глобус, кругосветные путешествия мореплавателей. Земля имеет строение.
Учитель: Я предлагаю вам посмотреть презентацию по теме и ответить на вопросы.
Учитель: Давайте посмотрим в дневники исследования. Какая колонка заполнена больше?
Ученики: Вторая. Мы узнали много нового на уроке и записали сведения в дневники.
VI Этап информации о домашнем задании.
Учитель: Дома вы закрепите свои знания информацией из учебника на с.54-55.
По желанию выполните рисунок на тему «Строение Земли» или подготовьте презентацию «Моя планета».
VII Этап подведения итогов. Рефлексия.
Учитель: Что, по вашему мнению, было самым интересным на уроке? Какими знаниями хочется поделиться после урока с родителями, друзьями?
Учитель: Отметьте свои достижения на «Лестнице успеха».
Спасибо за работу.