Учитель: Курочкина Елена Владимировна
Познание мира
Тема урока: Где зимуют животные?
Цель: Формировать знания учащихся о жизни животных зимой;
Задачи: формировать представления детей о том, как животные могут позаботиться о себе в зимнее время года; дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса), показать связь их жизни с состоянием неживой природы и растений зимой;
развивать речь учащихся;
развитие умения делать выводы, сравнивать; развитие творческого воображения, образного мышления, расширение кругозора детей;
воспитание бережного отношения к природе; любви к животным.
Психологический настрой. – Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, улыбнитесь, улыбнитесь мне, друг другу. — Выдохните неудачу. Пожелаем хорошего настроения и успеха в работе. Теперь можете сесть поудобнее. -Сегодня на уроке мы узнаем много интересного, нового о жизни животных зимой. (Слайд 1) II. Актуализация ранее полученных знаний. Животных очень много, и они очень разные, но их можно разделить на классы. А хорошо ли вы знаете классы животных. ( Повторение классов животных) (Слайд 2) -Какие животные встречаются в ВКО, к какому классу их можно отнести? ИТОГ:- Вы хорошо научились классифицировать животных, а теперь давайте узнаем как некоторые из них зимуют. III. Повторение. Загадка: Снег на полях, — Сегодня на уроке мы с вами, не покидая классного кабинета отправимся в зимний лес. -Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года. (Слайд 4) а) Народные приметы. (Слайд 5) Слайд 6,7,8,9.
-В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Слайд 15,16,17) Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Повязалася сосна -Хорошо прогуляться зимним днём в лесу! – А каких лесных жителей можно встретить зимой в лесу? (зверей и птиц белка, заяц, лиса, волк). 2- Итак, мы в лесу. Нас встречает зимний лес. — И кого же мы увидим первым? Отгадайте Хожу в пушистой шубе,
-Давайте подслушаем разговор синички и белочки и узнаем как зимует белка. Инсценировка «Синица и Белка». — Ты чего, белка, из гнезда не выходишь? — Я, птица-синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено, я вход в гнездо мохом заткнула, боюсь нос наружу выставить. Обычно же я выхожу примерно на два часа. Потом снова прячусь в гнездо. В холодную погоду я сплю 20—22 часа в сутки. У меня красивый и тёплый мех. Свернусь пушистым клубочком, пушистым хвостом накроюсь и сплю. — А чем же кормишься? — А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь. А при тёплой погоде на кормёжке задерживаюсь дольше и больше прыгаю. Вот так я и зимую! — Итак, как же зимует белочка? (ответы детей) (Слайд 21, 22, 23, со звуком)
Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее Хозяин лесной Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. За деревьями, кустами —Ребята, к нам в гости пришла лиса, она расскажет , как тяжело ей приходится зимой. Лиса: Я зимы не боюсь: В шубу теплую ряжусь, Хвост красивый какой — Он мне нравится самой! Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, А затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую или живность какую. Об этом, наверное, мало кто знает, Но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем. -Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Верно. (Слайд 30) -Мои ноги обрастают густой шерстью, я как будто в валенках. И всё таки зима самое тяжёлое для меня время. Зимой я мышкую — мышей ловлю. Встаю на пенек, чтобы подальше было видно, и слушаю, и слушаю, и смотрю: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышу, замечу — кинусь. Готово, попалась мышь в зубы. Иногда охочусь на зайцев. От непогоды и врагов прячусь в норе, которую устраиваю на склоне оврагов и холмов. Во время сильных метелей и непогоды я ищу убежище, сворачиваюсь клубком и прикрываюсь хвостом. Вот так я и зимую. Учитель: Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. (Слайд 31)Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей У косого нет берлоги, –Где живет заяц? Чем он питается? Учитель: У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. (Слайд 34) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) (Слайд 35) Зимой выходят на охоту волки. -Это крупный хищник. Передвигаясь шагом, этот зверь идет след в след. Если идет целая стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных — Волк — это сильный, умный, неутомимый зверь. Средняя масса 30-30 кг. Он может долго голодать. Если волк очень голодный, то может съесть сразу до 10 кг мяса. Кроме больших животных, волк ест много грызунов. Основная добыча — это копытные, дикие и домашние животные. Волки живут семьями. Если охотится пара волков, то часто один из них караулит добычу в засаде, а второй ее загоняет. Охотясь зимой, они стараются загнать косуль или оленей на голый лед или, наоборот, в глубинный снег, где им легче настигать жертву. В поле, на лесных лужайках в поисках пищи бегают зайцы, лисицы, мыши. — Чем они питаются? V. Работа по учебнику Перестали вылетать из ульев пчелы.(Слайд 38) Исчезли мухи и осы. Муравьи ушли в свои подземные убежища и наглухо закрыли входы и выходы муравейника. (Слайд 39) Рыбы собираются в стаи, их путь лежит в глубину водоема. Зимой рыбы в глубоких подводных. (Слайд 40) Змеи зимуют под корнями деревьев, зарываются в сухую траву, листья, заползают в норы и впадают в зимнюю спячку. (Слайд 41) Под корой дерева прячутся бабочки. (Слайд 42) Зеленые и серые жабы зимуют на суше, зарывшись в рыхлую почву под камнями. Прудовые лягушки зимуют в воде, зарывшись в ил. Самая крупная озерная лягушка перебирается в более глубокие участки водоема. (Слайд 43) Тритоны почувствовав конец теплу, работая передними лапками и тараня головой мягкую лесную подстилку, зарываются в ил на дне водоемов и рек. Они остаются неподвижными и холодными до самой весны. (Слайд 44) Летучие мыши на зиму забираются в подвалы, погреба. Цепляются крючковатыми коготками задних ног за что-нибудь и висят вниз головой, укрывшись, как плащом, своими мягкими перепончатыми крыльями. (Слайд 45) Некоторые из них собираются большой компанией, висят рядками, тесно прижавшись друг к другу. (Слайд 46) -Как человек может помочь животным перезимовать? (Слайд 48) VI. Итог урока Работа по карточкам в группах (дописать) Как животные зимуют Зимой ищет пищу……… (заяц, лось…) Зимой охотится …… (лиса, волк) Питается заготовленными запасами…… (белка) Спит…… (медведь, барсук, еж) Зарылись на дне водоёма …… (лягушка, жаба ) Спрятались в коре деревьев (жуки…) VII. Закрепление. Чтение стихотворения Солнце землю греет слабо, Осторожная лисица По ночам трещит мороз. Подошла к ручью напиться, Во дворе у снежной бабы, Наклонилась, а вода Побелел морковный нос. Неподвижна и тверда. Под березой на пригорке, У косого нет берлоги, Старый еж устроил норку, Не нужна ему нора: А под листьями лежат, От врагов спасают ноги, Два молоденьких ежа. А от голода – кора. Белка спряталась в дупло, Под корягой в буреломе В нем и сухо и тепло. Спит медведь, как будто в доме Запасла грибов и ягод, Положил он лапу в рот Столько, что не съесть за год. И, как маленький, сосет.
VIII. Рефлексия ( Слайд 49) |
(Ответы детей: из-за нехватки корма.)
— Остановимся на зимующих птицах.
^ Викторина: « Угадай птицу»
-По моим вопросам вы должны угадать птицу, показать на кормушке, рассказать, что вы о ней знаете.
1.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
Слайд № 2 «Дятел».
2.Какая птица высиживает птенцов зимой? (клёст)
Слайд № 3 «Клёст».
3.Какая птица передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре? (поползень)
Слайд № 4 «Поползень».
4.Какую птицу называют санитаром? (ворона)
Слайд № 5 « Ворона».
5. Какая птица может открыть бутылку с молоком, ест мясо, рыбу, сало? (синица)
Слайд № 6 «Синица».
6. Какой птице дали название за свойство появляться с первым снегом? (снегирь)
Слайд № 7 «Снегирь».
7. Какую птицу называют компанейской? (воробей)
Слайд №8 «Воробей».
— Трудно находить птицам корм во время снегопадов метелей, в сильные морозы. Как человек должен помогать птицам пережить зиму?
(Ответы детей: подкармливать, развешивать кормушки.)
^ III. Работа по новой теме.
– Прежде чем перейти к теме урока вспомним, какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?
(Ответы детей: солнце появляется ненадолго, поднимается невысоко, даёт мало тепла и света, похолодало, реки замерзли, осадки – снег.)
— На прошлом уроке мы говорили, как изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений. Но только ли на жизнь растений могут повлиять изменения в природе?
(Ответы детей.)
— Безусловно, изменения в неживой природе повлияли не только на жизнь растений, но и на жизнь птиц, зверей и других животных.
— Кто догадался, какая же сегодня тема урока?
— Тема урока: Как разные животные зимуют.
Слайд № 9 «Название темы урока».
— Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
— Цель урока: Узнать, как зимуют дикие звери. Установить связь их жизни с состоянием неживой природы.
— Каких животных вы знаете?
— На какие две большие группы можно разделить животных?
(ответы детей: дикие, домашние)
— Почему они так называются?
— Каких диких животных вы знаете?
— А хотите отправиться в путешествие в зимний лес за чудесами к диким животным?
( слайд №10 «Зимний лес»)
Путешествие.
— Отгадайте, к какому зверю мы сейчас отправимся?
1.) Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придёт весна
Просыпается от сна.(медведь)
(слайд №11 « Медведь»)
— А кто знает, как медведя в народе называют?
(ответ детей: косолапый)
-Почему?
(ответ детей: за неуклюжесть)
-Как зимует медведь?
(ответы детей)
— Давайте послушаем, какой разговор произошёл между сорокой и
медведем.
Сценка: «Сорока и Медведь»
— Эй, Медведь, спишь, что ли?
— Уснёшь с такой… Чего тебе, стрекотуха?
— Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут? Ну заяц-беляк, ну птица глухарь-это понятно. А вот Медведь… Ну что такое Медведь?
— Охо-хо ! Бестолковая ты птица. «Мед-вед» — значит «мёд ведающий» Знаю, где мёд в лесу спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя от тебя нету.Только сон сладкий начал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в нём соты. И никто про то не ведает, один я, Медведь, ведаю. И будто бы… Хррр, хррр!
— Почему медведь спит зимой?
(ответ детей: медвежьего корма в лесу нет, поэтому он ничего ни ест, а живёт за счёт накопленного летом и осенью жира)
— Говорят, что медведь зимой сосёт лапу. Почему?
-Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая нежная тонкая нуждается в согревании. Облизывая языком подошвы, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что медведь сосёт лапу, а на самом деле он согревает её.
Только ли медведь спит зимой? Послушайте разговор зайца и летучей мыши.
Сценка: « Заяц и Летучая мышь»
— Здравствуй, Ушан-Летучая мышь!
— Здравствуй, Заяц-Длинные уши!
— Как живёшь поживаешь?
— Лучше всех живу — горя не знаю!
— Как же ты это так ухитряешься?
— Это проще простого. Как плохо мне,- зима там пришла или дождь, ветер, — я на боковую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев десять просплю.
— Ну, брат, тут я тебе не товарищ! Я так не могу. Я если сплю так и то с открытыми глазами!
— Какие ещё животные впадают в спячку?
(ответ детей: барсук, хомяк, насекомые, лягушка, ящерица и т. д. )
— Отгадайте к какому зверю мы отправимся теперь.
2.) Длинное ухо
Комочек пуха
Прыгает ловко
Любит морковку. (заяц)
(слайд № 12 «Заяц»)
— Почему зайца в народе называют косой?
^ Сообщение ученика.
— Прежде, чем поговорить о жизни зайца зимой, давайте послушаем разговор зайца со снегирём.
Сценка: « Заяц и Снегирь»
— Заяц белый, куда бегал?
— На деревню.
— Для чего?
— Клочок сена подобрать, зелени пощепать, кочерыжку капустную в огороде найти.
— И нашёл?
— Как бы не так, сено под снегом, зелень под снегом, в огороде собаки брехучие!
— А теперь ты куда?
— Осинку глодать.
— Да она, поди, горькая?
— Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел,- куда как сладкая осинка покажется!
-Чем питается заяц зимой?
(ответы детей: зимой зайцы ведут активный образ жизни, едят кору деревьев, сухую траву, веточки и чуть – чуть хвою)
-Как приспосабливается заяц –беляк к зиме?
^ Сообщение ученика.
— Кто ещё из животных так же как и заяц ведёт активный образ жизни, питается ветками деревьев, травой?
(ответ детей: лось)
(слайд №13 «Лось»)
— Что вы знаете об этом животном?
(рассказ учеников дополняется рассказом учителя)
Физминутка.
Отгадайте, к какому зверю мы отправимся теперь?
3.) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? (лиса)
(слайд №14 «Лиса»)
-Почему лису прозвали Патрикеевной?
— Давным-давно 700 лет назад жил-был князь Патрикей, который прославлялся своей хитростью и изворотливостью. А так как лиса хитрая она получила отчество Патрикеевна.
— Расскажите, что вам уже известно об этом зверьке?
(В ходе обсуждения выяснить следующие вопросы:
— Какой образ жизни ведёт лиса зимой?
— Почему лиса недовольно своей окраской?
— Чем питается лиса?
— Почему не запасает корм на зиму?
— Где укрывается от непогоды и врагов?)
Кто ещё из животных ведёт такой же образ жизни, как и лиса?
(ответ детей: волк)
(слайд №15 «Волк»)
— Расскажите всё, что вы знаете о волке?
(ответы детей: Волк – крупный хищный зверь. Питается мясом других животных. Очень умён. Имеет хорошее зрение, слух, чуткое обоняние – отлично по запаху чует других животных. Волк – санитар леса.)
Последний зверь, к которому мы отправляемся в гости, живёт в домике без названия. Это загадочный зверь. А почему он загадочный поймёте, послушав рассказ Н. Сладкова «Загадочный зверь»
4.) Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка мух. Скажи, что ешь ты и я скажу кто ты. И слышу я голосок:
— Угадай кто я? Я ем жуков и муравьёв.
Я подумал и твёрдо сказал:
— Дятел!
— Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей!
— Ага, ты птица осоед!
— Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
— Гусениц и личинок любят дрозды.
— А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
— Ты, наверное, лесная мышь.
— И не мышь. Бываю я сама ем мышей.
— Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
— То кошка, то мышка. И совсем не отгадал.
— Покажись! – крикнул я и стал вглядываться в тенистую ель, откуда слышится голосок.
— Покажусь, только ты признай себя побеждённым.
— Рано – ответил я.
— Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.
— Может ты цапля?
— Не цапля. Я люблю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
— Похоже ты куница.
— Не говори мне про куниц. Куница мой старый враг. А я ем почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды, грибы.
Я рассердился и крикнул: « Скорее всего, ты свинья. Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая с глупу забралась на ёлку!
— Сдаёшься? – спросил голосок.
Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку.
— Запомни! – сказала она, кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орехи.
— Кто же последний гость?
(слайд №15 « Белка»)
— Почему же белка загадочный зверь?
(ответы детей)
— Летом у белки очень разнообразная пища. А как зимой она решает свои трудности, чем питается, как зимует, вы узнаете, послушав разговор синицы и белки.
Сценка: «Синица и белка»
— Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?
— Я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студёно, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.
— А чем же ты кормишься?
— А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да жёлуди. Вот в морозы- то и отсижусь!
— Как зимует белочка?
(ответы детей)
Хоть и нет в лесу орехов, грибов белка запасла их ещё летом и осенью, а теперь отыскивает свои запасы. Сильные морозы пережидает в гнезде или дупле. Хорошие когти на ногах позволяют легко передвигаться по коре стволов или веткам деревьев.
— Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост?
(ответы детей)
Кисточки спасают уши от обморожения, хвост не даёт кувыркаться в полёте при прыжках с дерева на дерево. Хвост у белки – своеобразный руль и парашют.
— Как зверёк меняет свою шерсть?
(ответы детей: на более тёплую, светлеет окраска)
— Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу.
^ IV Итог урока.
— Давайте подведём итог.
— Зимой многие животные переключаются на другую пищу. Многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Какие?
(ответы детей)
— Другие звери пользуются своими запасами. Какие?
(ответы детей)
— Некоторые на зиму засыпают. Какие?
(ответы детей)
— Для маскировки некоторые животные меняют окраску. Какие?
(ответы детей)
— У многих животных вырастает тёплый подшёрсток, спасающий их от холода. Почти все животные имеют хороший слух, зрение, чуткое обоняние для поиска пищи и спасения от врагов.
V^ . Домашнее задани��.
— Не смотря на все приспособления к зиме, животным бывает очень трудно! Какие трудности могут испытывать животные? Почему их надо подкармливать? Как люди помогают рыбам? Вы узнаете прочитав в учебнике тему « Как разные животные зимуют» стр. 73. Это ваше домашнее задание. Подготовить рассказ об одном из животных.
^ VI. Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие. Мы возвращаемся в класс.
— С каким настроением вы возвращаетесь в класс?
— Что вы можете сказать о путешествии?
— Что бы вы взяли с собой из путешествия?
Конец формы