Цель урока: Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время, о том, что хлеб – это один из самых главных продукций питания, о том, что его очень трудно вырастить.
Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия».
Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение.
Воспитать уважительное отношение к труду людей, к хлебу.
Ход урока.
Организационный момент.
— Приветствие.
— Психологический настрой
Сообщение темы и цели урока.
Работа по теме урока.
Классный руководитель:
-Хлеб – это тот продукт питания, с которым мы встречаемся каждый день: без него не обходится ни скромный завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Он с нами всегда: от рождения до глубокой старости.
Ученик:
Вот он хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он… жёлтый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
Классный руководитель:
-Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ сложил о хлебе пословицы и поговорки.
Без хлеба – нет обеда.
Много света – много хлеба.
Будет хлеб – будет и песня.
Не трудиться – хлеба не добиться.
Хлеб – всему голова.
-Правильно, ребята, «хлеб – это жизнь», «хлеб- кормилец», Можно прожить без золота, а «без хлеба – нет». Мы с вами, порой, забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей.
Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ученик:
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Классный руководитель:
Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, в нём много питательных веществ ,почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Хлеб.… Наскучит ли он?
Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Хлеб-драгоценность.
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.
—Поговорим, с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.
-Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница!
— За ее ростом следит – агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.
-Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают.
-А потом зерно везут на мельницу, где из зерна мелют муку.
-Муку везут на хлебозавод или пекарню, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.
-А что дальше?
Готовые изделия доставляют в магазины.
— Назовите хлебобулочные изделия.
4.Закрепление.
Классный руководитель:
-Труд хлебороба очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!
Работа в группах
— Люди каких профессий трудятся для того , чтобы хлеб был на столе? Выберите картинки , раскрасьте их и расскажите , что делают люди этих профессий.
Классный руководитель:
—Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!
Люди открыли электрическую энергию, открыли атомную и восторгаются этим, что в общем- то справедливо, но о главной энергии человечества – хлебе – стали забывать.
Слишком уж мы транжирим хлеб! Не доел булочку или пирожок – выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусорник.
Хлебные кусочки можно видеть везде: на полу в столовой. На тротуаре. В подъездах домов. На территории школы. Эти потери происходят как бы мимоходом. Неуважительно относятся к хлебу не только некоторые дети, но даже и взрослые.
— Расскажите , как надо относиться к хлебу.
Ученики:
Каждому знакомы,
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома
Всему он голова!
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова!
Человек!
Ты истину познай:
Хлеб, что на столе,- оберегай!
Не кроши его!
Священен он!
Если с хлебом-
Ты уже силен.
Хлеб – источник радости, добра;
Золота дороже, серебра.
Если в поле колос
В полный рост –
Доберешься до Луны,
До звезд.
Хлебом кормиться весь белый свет.
Ничего дороже хлеба нет!
Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб – наша радость, им не сори!
Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе!
Жалеть надо хлебную крошку.
5.Обобщение.
— Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца — самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.
Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.
6.Итог урока . Поощерение учащихся.