МБОУ КР ОО «Гуторовская средняя общеобразовательная школа имени Куренцова А.И.»
Урок окружающего мира на тему: «Когда наступит лето?»
Подготовила Коренева Галина Леонидовна
Тема. Когда наступит лето?
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
Учить выделять характерные признаки времён года.
Развивающие задачи урока:
Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся. творческие способности.
Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.
Формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научиться узнавать время года по характерным признакам; усвоить правила укрепления здоровья.
План урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Самоопределение к деятельности.
Изучение нового материала:
выделение признаков различных времён года;
работа по учебнику с годовым кругом;
работа с рисунком учебника и беседа с учащимися о сохранении здоровья в различные времена года.
Первичная проверка понимания: беседа о любимом времени года и работа с рисунками учебника.
Закрепление знаний и способов действий: выполнение творческого задания.
Рефлексия
Подведение итогов занятия.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и средства обучения:
Оборудование. У учащихся — учебник; ножницы и клей для работы с тетрадью; письменные принадлежности, цветные фишки.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация
Компьютер, медиапроектор, экран.
Презентация к занятию.
Ход урока
I.Орг.момент
1. Мобилизация.
Прозвенел сейчас звонок, начинается (урок).
Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
2. Наш девиз.
3. Наши правила.
На уроке ты сидишь
Тихо-тихо, словно мышь.
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Учитель спросить – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
4. Мобилизация.
— А теперь закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!»
Актуализация знаний.
1. Беседа.
— Вот мы снова с вами на водопаде «Мир вокруг».
— О чём мы говорили на прошлом уроке?
— Что такое настоящее, прошлое, будущее?
3. Беседа.
-Отгадайте загадку Муравьишки.
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний. ( Дни недели)
— Какой сегодня день недели?
— Какой был вчера?
— Какой будет завтра?
— Назовите все дни недели по порядку.
— Так, когда придёт суббота?
Самоопределение к деятельности.
1. Вступительная беседа.
Учитель сообщает, что снова в гостях у детей Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик.
— Узнал Муравьишка, когда придёт суббота, но вдруг подумал: «А когда же наступит лето? Ведь у ребят будут каникулы»
— Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой загадкой.
Ученики читают загадку о временах года, отгадывают её и объясняют, как догадались.
Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты? (времена года)
— Назовите времена года.
— Кто поможет Муравьишке разобраться, когда наступит лето?
Учитель выслушивает ответы некоторых учащихся.
— Предположите , о чем сегодня пойдет речь на уроке.
-Прочитайте тему на с. 10 учебника
Изучение нового материала:
1.Выделение признаков времён года. Игра «Узнай время года».
— Мудрая Черепаха приготовила загадки о временах года. Есть желающие отгадать их? Сколько будет загадок? Почему?
Учитель (хорошо читающие ученики) читает загадки. Ученики отгадывают время года и называют его характерные признаки. Учитель при необходимости дополняет ответы детей.
2. Обобщение.
— Сколько всего времён года?
— Назовите их.
— Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий. И так без конца.
3. Работа по учебнику с годовым кругом.
Рассмотрите рисунок-схему на с.10. Найдите на этой схеме названия времен года. Сколько их? Назовите.
— Какое сейчас время года?
— Найдите его на годовом круге.
— Посмотрите и скажите, какое время года было до него?
— А какое будет после?
— А кто ответит Муравьишке, когда наступит лето?
-Могут ли времена года нарушить порядок? А в какой сказке это произошло?
-Посмотрите отрывок из мультфильма «12 месяцев» и скажите, почему сейчас не может прийти лето?
4.Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»
5. Физкультминутка.
-Давайте и мы с вами разберемся, за каким временем года идет лето. А поможет нам в этом сказка Владимира Даля «Старик — годовик».
6.Слушание сказки Владимира Даля «Старик — годовик», выполнение задания
Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег. Какое это время года? Назовите приметы зимы.. А каких трех птиц выпустил старик-годовик? (Когда снежинок белый рой летит куда-то вдаль, зовем мы зимнею порой декабрь, январь, февраль.) Найдите картинку с изображением зимы и названия трех зимних месяцев и приклейте ее, (звучит зимняя песенка).
Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Какое это время года? Что происходит в природе весной? (В лесу и в поле слышен гвалт весенних птичьих стай. За февралем приходит март, за ним апрель и май.) Найдите картинку с изображением весны и названия трех весенних месяцев и приклейте их на, (звучит весенняя песенка).
Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно… Какое это время года? Назовите приметы лета. Как звали птиц? (За маем лето на порог июнь к нам приведет. Июль подарит ягод сок, а месяц август -мед.) Найдите картинку с изображением лета и названия трех летних месяцев и приклейте ее, (звучит летняя песенка). Махнул старик-годовик 4 раз и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь. Какое это время года? Что происходит в это время в природе? Как звали птиц? (За летом осени ансамбль исполнит танец свой. Сентябрь, октябрь, потом ноябрь засыпят лес листвой). Найдите картинку с изображением осени и названия трех осенних месяцев и приклейте ее, (звучит осенняя песенка).
Как вы думаете, махнет старик-годовик еще раз? Почему? А что будет после осени? Вы слышали выражение «круглый год»? Что оно означает по-вашему мнению? ( времена года сменят друг друга, т.е. идут друг за другом по кругу. Отсюда и выражение — «круглый год».) Посмотрите на наши листы, на что они похожи? У нас получился календарь. Глядя на календарь, сможете ответить на вопрос Муравьишки: Когда наступит лето?
7. Работа по учебнику с годовым кругом.
Мне и Муравьишке очень понравилась ваша работа. Мы предлагаем вам игру. Откройте учебник, найдите годовой круг. Я вам буду загадывать загадки о месяцах, а вы найдете этот месяц на круге и отметите его фишкой. Сколько цветов у фишек? Почему? Каждому времени года соответствует свой цвет: зима — синий, весна — зеленый, лето — красный, осень — желтый. Готовы?
На морозце от зари Расцвели в саду пионы,
Заалели снегири. В землянике — горок склоны.
Эй, мороз, сильней ударь, Ветерок, прохладой дунь,
Начинай же год,. (январь..) Чтоб не жарким был …(июнь)
Зеленеет даль полей, Опустел уютный сад,
Запевает соловей. Паутинки вдаль летят,
В белый цвет оделся сад, И на южный край земли
Пчелы первые летят. Потянулись журавли.
Гром грохочет. Угадай, Распахнулись двери школ.
Что за месяц это? … (Май) Что за месяц к нам пришел?
(сентябрь)
-Прочитайте названия месяцев на годовом круге. Сколько их?
-Сколько месяцев в каждом времени года?
-Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние, осенние.
-В каком месяце вы отмечаете свой день рождения? Найдите этот месяц на картинке.
-В какое время года это бывает?
8. Работа с рисунками и занимательными заданиями учебника. Беседа о сохранении здоровья в различные времена года.
После знакомства с месяцами ребята возвращаются к общим признакам времён года и выполняют занимательные задания учебника на с. 11: определение времени года по одежде Муравьишки; поиск ошибок на рисунках Муравьишки. После выполнения первого задания учащиеся обсуждают вопросы сохранения здоровья в различные времена года.
Первичная проверка понимания
1. Беседа о любимом времени года. Групповая работа.
Ребята рассказывают друг другу о любимом времени года. Затем учитель подводит детей к мысли, что все времена года по-своему прекрасны, надо только уметь это замечать.
2. Работа с рисунками, данными в учебнике. Найдите ошибки, которые допустил муравьишка. (Работа в парах)
3. Пока мы рассматривали картины, Муравьишка собрался на прогулку. Посмотрите, в какое время года Муравьишка вышел погулять?
(Выполнение задания № 2 в р.т.)
Закрепление знаний и способов действий: выполнение творческого задания.
1. Выполнение творческого задания.(Р.т.,№3,с.10)
Учитель предлагает детям придумать свои значки для каждого времени года и нарисовать их в правильной последовательности, начиная с весны. Работа с условными знаками помогает детям выделить и запомнить характерные признаки времён года.
Рефлексия
Подведение итогов урока
Всем спасибо за работу ,на память о нашем уроке вам останутся календари, которые помогут запомнить дни недели, времена года, названия месяцев. Вернитесь на первый лист. Он остался пустым. Что можно здесь сделать? Я предлагаю вам нарисовать дома картинку того времени года, в котором вы родились и приклеить рядом картинку-значок. А какая картинка могла бы подойти к зиме? Весне? Лету? Осени? Спасибо за урок!
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Запомнить названия месяцев в определенном порядке.