« Любовь к земле родится в сердце!»
Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с бытом и укладом жизни адыгского народа ; обычаями адыгской культуры, письменностью, устным народным творчеством и поэтами Адыгеи К.Жане, И.Машбаш. Воспитыввать любовь к Адыгее, дружеские взаимоотношения между народами.
Ход занятия.
Вос-ль : Дети, как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (ответы детей). Да, Родина это – место где вы живёте, где живут ваши родители, друзья. Родина бывает большая и малая. Россия наша большая Родина и мы с вами – Россияне. А малая Родина – наша прекрасная , любимая республика Адыгея. В Адыгеи в мире и дружбе живут русские и украинцы ,армяне и татары, поляки и адыги. Адыги – исконные жители республики .
-Вам интересно , как живут адыги ? Тогда слушайте.
Селились адыги в аулах по берегам горных рек, среди лесов и полей. Жилище адыгов называется –сакля. Дом был сделан из кольев вбитых в землю и переплетённых гибкими прутьями. Крышу покрывали соломой или камышом. В домах было мало мебели, только самое необходимое- полочки для посуды, низкие нары ( кровати) около стен ,покрытые бараньими шкурами ; стояли невысокие столики для еды ( анэ).Освещались дома светом плошек , в которых горел жир. Адыги сеяли пшеницу , просо, ячмень. Разводили скот, занимались гончарным делом.
Вос-ль: А вы знаете ребята , что за долгие века у адыгов сложились обычаи и правила , ставшие нормой их жизни. ( вос-ль читает стихотворение К. Жанэ « У адыгов обычай такой».
Вос-ль: У каждого народа есть свой язык, свой алфавит , своя письменность и адыги не исключение.Посмотрите сколько букв в адыгейском алфавите , их более 60 .А сейчас отгадайте загадку:
Заявляем твёрдо прямо :
Лчше всех на свете- ……( мама )
Вос-ль: Правельно , дети, это мама самое доброе , любимое слово на свете .И у каждого народа оно звучит и пишется по – разному. На адыгейском языке мама –нана , а папа- тата, а такое тёплое и дружное слово семья произносится – унагъо.
Физминутка.
Вос-ль: А сейчас я предлагаю вам поиграть в адыгейскую народную игру « Шэу».
Игра « Шэу» ( всадник).
Играют дети парами ,первый ребёнок –конь, второй- всадник.Чья пара быстрее добежит до финиша.
Вос-ль: У каждого народа есть свои сказки .Сегодня я познакомлю вас с адыгейской народной сказкой « Как аукнется, так и откликнется».( воспитатель читает сказку).Беседа о прочитанном.
Вопросы:
1 Как называется сказка и кто её автор?
2 Кто главные герои сказки? Что с ними произошло?
3 Как вы понимаете пословицу « Сам погибай – а друга выручай».Подходит ли эта пословица к содержанию сказки?
Итог занятия.
Ребята, вы сегодня много узнали интересного, самое главное это то – что вы научились сопереживать и уважать друг друга независимо от того какой вы национальности. Возьмитесь за руки и улыбнитесь и пусть от ваших улыбок станет в мире светлее и добрее