Тема урока: Насекомые. Изделие «Пчелы и соты»
Цели: закреплять умение работать с пластилином для соединения деталей; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; осваивать первоначальные представления о разнообразии профессий.
Планируемые результаты: учиться формулировать выводы; давать оценку своему изделию; работать в паре, соблюдая правила сотрудничества; наблюдать связи человека с природой и предметным миром; анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, извлекать нужную информацию из фотографий учебника.
Оборудование: формочки из-под конфет, орех каштана (его можно заменить кусочком пластилина), клей, ножницы, семена клена, гуашь (краски), кисточка, на доске записано название изделия.
Ход урока
Организационный момент
-Все ли готово к уроку?
-Где располагаются инструменты, материалы
Самоопределение к деятельности
— Ребята, отгадайте загадки.
Посетить хотят все дети
Самый сладкий дом на свете.
Но хозяева жужжат,
Сладкий домик сторожат. (Улей.)
Мед на зиму припасла
Работящая… (пчела).
Домок маленький,
а жителей — счету нет. (В улье пчелы.)
— Сделайте предположение, с кем и чем будет связан наш урок.
(Наверное, с пчелами, с ульями.)
— Прочитайте название изделия, которое мы будем выполнять. («Пчелы и соты».)
Работа по теме урока
1.Беседа
— Что вы знаете о насекомых? (Высказывания детей.)
Половину видов животного мира составляют насекомые. Они очень различаются по внешнему виду и образу жизни. Например, саранча может достигать 33 см в длину; в одном муравейнике живут до 8000 красных лесных муравьев; овод может летать со скоростью 50 км/ч.
— Каких насекомых вы можете назвать? (Ответы детей.)
2.Работа по учебнику
— Прочитайте текст в учебнике . О чем вы узнали? (Ответы детей.)
О пчелах люди знали еще в доисторические времена. По-видимому, сначала они случайно находили в лесу гнезда диких пчел: скажем, повалил ветер дерево с дуплом и человек смог безнаказанно полакомиться медом. Возможно, что и медведь, разорив гнездо, оставлял часть сотов с медом. Так или иначе, вскоре люди и сами научились находить пчелиные гнезда.
— Как называют человека, который занимается пчеловодством? (Пчеловод, пасечник, бортник.)
— Кто-то из ваших родных занимается пчеловодством? Расскажите об этом. (Рассказы детей.)
— Какие продукты, кроме меда, производит пчела? (Воск, прополис, пыльцу.)
— Какие виды меда вы можете назвать? (Цветочный, липовый, гречишный, подсолнечный и др.)
— Чем полезен мед? (Ответы детей.)
Полезные свойства меда
Медом лечат раны, простуду и другие заболевания верхних дыхательных путей и легких, болезни сердца, печени, почек, нервной системы и кишечника, глазные и кожные болезни. Применяют его даже в лечебной косметике и профилактике лучевой болезни. Мед — исключительно ценный продукт питания. Кроме того, из него делают массу лекарственных препаратов. Он входит в состав косметических кремов и мыла. На меду делают восточные сладости. Интересно, что в отличие от многих пищевых продуктов мед никогда не плесневеет. Несмотря на то что в состав меда входят белки и углеводы, витамины, минеральные и другие вещества, необходимые для жизни и развития любой живой клетки, плесневые грибки, которыми специально заражали мед, погибали в нем.
Как пчелы собирают нектар и делают мед
Подсчитано: чтобы приготовить 100 г меда, пчела-сборщица должна взять нектар примерно у миллиона цветков и доставить в улей около 15 ООО нош этого напитка богов. Если медоносы находятся всего за 1,5 км от улья (а иногда за взятком пчелы летают и за 8 км), тогда их путь туда и обратно составит 45 ООО км! Больше длины экватора! И весь этот гигантский труд для приготовления всего 100 г меда! Скорость полета пчелы, освобожденной от ноши, — 65 км/ч (как у лучшей скаковой лошади).
Мед получается из нектара цветов. Его пчелы приносят в улей и сливают в ячейки сотов. А потом над этими ячейками долго машут крылышками, выпаривая лишнюю воду. Медоносные пчелы вырабатывают его, чтобы кормиться во время долгой зимы. Меда набирается так много, что пчеловоды оставляют пчелам лишь необходимое, а остальное вынимают из улья.
Знакомство с планом работы
— Рассмотрите фотографию. Определите порядок выполнения изделия.
(Дети работают в паре.)
Повторение правил техники безопасности
Правила безопасной работы с пластилином
1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.
2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
Физминутка
Продолжение работы по теме урока
Творческая работа в группах
(Дети самостоятельно выполняют свое изделие.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
Рефлексия
— Что было трудно?
— Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Оцените своё отношение к уроку с помощью смайлика.
Выставка работ.
(Самоанализ, самооценка)
Итог урока