Программные задачи: Закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) , их роли при восприятии человеком окружающего мира.
— закрепить знания детей о мозге, об органах чувств — уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
Практические (упражнения, опыты).
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Средства обучения:
Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств)
ИКТ
Баночки с продуктами, различными на вкус
Вход детей под музыку. Трек «В каждом маленьком ребенке»
Воспитатель: Сәлеметсізбе балалар!
Добрый день! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день «пружинка»
Будет веселее. поднимают ручки вверх
Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Мы погладим носик
Мы погладим щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Воспитатель: Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики. Сегодня мы с вами будем говорить на очень важную и интересную тему, которая касается нашего организма и здоровья.
Стук в дверь. Входит доктор Медуница
Слова Медуницы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему у Медуницы город носит такое название здоровых детей? (Ответы детей).
Правильно. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.
— Хотите узнать что-нибудь о них? (Да).
— Итак, мы отправляемся на экскурсию в город здоровых детей.
— Но сначала ответьте мне на вопрос.
«Кто такой командир?» (Ответы детей)
— А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой «командир»?
Слайд «Мозг» (Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга)
— Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)
— Это головной мозг — самый главный наш орган, без которого мы не можем жить.
— Скажите, а где располагается наш мозг?
— Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть — это кора мозга.
— На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с «извилистыми, спутанными морщинками — бороздками» коры головного мозга)
— Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.
— А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?
— У нашего «командира» — мозга есть память. Он может запоминать на долгие — долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.
А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей. )
Слайд «Наши помощники – органы чувств»
— Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.
— Наше сегодняшнее занятие так и называется «Наши помощники – органы чувств»
Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.
Загадка
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза) На казахском языке.
Слайд «Глаза»
— Молодцы!
— Глаза — это один из ценнейших органов чувств человека.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?
— Мы с вами поиграем.
Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.
— Так зачем же человеку глаза?
— Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила)
Нельзя тереть глаза грязными руками.
Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
Нельзя долго играть в компьютерные игры
Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Гимнастика для глаз «Белка»
Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо — влево)
Гостя вкусно угощала:
— Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх — вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
— А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:
Загадка
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше: (ушки) На казахском языке
Слайд «Уши»
— Слух для человека — это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Воспитатель: А мы знаем правила по охране слуха. (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.
Проводится игра: «Узнай по голосу» (Библиотека во флипчарте. Звуки )
Звучат голоса различных животных дети узнают их.
Загадка
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос) На казахском языке
Слайд «Нос»
— А для чего человеку нос? (Ответы детей)
— Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко — легко подышим.
(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)
Воспитатель: Ребята, сейчас у нас дыхание ровное и легкое, но бывает оно быстрое и учащенное, когда это бывает (Ответы детей)
Вот сейчас мы проведем танцевальную гимнастику и вы потом почувствуете как у вас изменится дыхание.
Танец «БУГИ-ВУГИ» (2 куплета)
Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его?
(На вкус. )
Слайд «Язык»
Воспитатель: А определить продукты на вкус нам помогает, ,, ,? Правильно язычок Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
«Улыбка» Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.
«Бублик» Округлить губы, удерживать под счет до десяти.
«Покусывание кончика языка»
«Часы» Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево — вправо.
«Лошадка» Поцокать языком.
«Подуть на кончик языка»
Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, апельсин, мандарин)
Загадка.
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы) на казахском языке «сауысақ»
Слайд «Пальцы»
Пальчиковая гимнастика
Один ребенок сам проводит пальчиковую гимнастику «Апельсин»
— Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.
Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей сегодняшней экскурсии в «Город здоровых детей» от начала до конца. Откройте глаза.
Слайд «Найди дорогу…»
Теперь, выполните, пожалуйста, задание на доске. (Дети выполняют задание)
Слайд «Органы чувств» (Дети рисуют)
Мы сегодня говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что «командир» нашего тела называется. (дети продолжают). Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств).
— Итак, доктор Медуница возьмете вы наших детей себе в помощники?
Тихо играет музыка. ( Трек — Снежинки спускаются)
Доктор Медуница.
Молодцы, ребята возьму вас в помощники. Я пришла не с пустыми руками, а принесла подарки, и у вас и у наших гостей есть номерки, посмотрите внимательно, я буду называть, а вы подходите.
Воспитатель: (Вместе)
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим добрые пожелания
Все вместе «Будьте здоровы!»