Конспект урока на тему «Общественные насекомые»

Тема: «Общественные насекомые»

Цели урока:

познакомить с понятием «общественные насекомые»;

— расширить и систематизировать знания детей об общественных насекомых;

— сформировать некоторые исследовательские умения: развитие умения выделять главное, делать выводы.

Задачи:

— Образовательные: формирование у учащихся понятия об общественных насекомых; знаний о видах общественных насекомых, особенностях их жизни; знаний о пользе и вреде общественных насекомых для человека.

— Развивающие: развитие коммуникативных навыков и способностей учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке; развитие мышления; интеллектуальное развитие; развитие творческих способностей; развитие умения применять изученный материал в повседневной жизни.

-Воспитательные: воспитание любознательности, эстетических чувств, воспитание бережного и экологически правильного отношения к насекомым.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, диалог, эвристическая беседа, исследовательский метод.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, удлинитель.

Внешний вид доски:






Используемые учебники, учебные пособия, ЦОР:

1. Учебник « Окружающий мир», автор О.Т. Поглазова, 1 класс.

2. Раздаточные индивидуальные карточки, индивидуальные карточки по рефлексии.

3. Презентация.

Структура:

1. Организационный момент (1 мин)

2. Знакомство с новым материалом (25 мин)

3. Коллективная работа (4 минуты)

4.Групповая работа (7 мин)

5. Итог урока (3 мин)


Ход урока

1. Организационное начало урока.

Прозвенел звонок знакомый,

Собрались мы с вами в класс.

Тихо встали, подровнялись

И начнём урок сейчас.

Сегодня мы будем говорить об удивительном творении природы. А кто это, вы скажите мне сами. Отгадайте загадку:

-Три части тела: голова, брюшко, грудь; три пары ног. Кто это?

( Насекомые.)

2.Знакомство с новым материалом

 Сегодня мы продолжим знакомство с насекомыми. А знакомиться мы будем с общественными насекомыми. СЛАЙД 1. Как вы понимаете слово общественные?

( ответы детей)

— Общество — круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. ( Словарь С.И. Ожегова) В нашем случае речь идёт о насекомых.
 Чтобы узнать, о каких насекомых мы поговорим на уроке, надо отгадать загадки:

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
( Пчела.)

А кто знает родственницу пчелы?

(Оса.)

Дом в лесу многоэтажный,
На тропе жилец отважный
Тащит ветку на спине,
Самого не видно мне.
( Муравей.) СЛАЙД 2
(На доске появляются табличка общественные насекомые и картинки с изображением пчелы, осы, муравья).

Сегодня мы подробнее будем знакомиться с пчёлами, осами и муравьями. Именно этих насекомых чаще других вы наблюдали, но об их удивительной жизни не все знаете. Удивиться мудрости этих насекомых, проникнуться уважением к нашим маленьким помощникам, научиться беречь этих полезных насекомых — вот несколько задач этого урока.
-Давайте откроем учебники на странице 46 и рассмотрим картинки.

-Кто изображен на первых двух картинках?

-Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями? Что можете рассказать о них?

-Рассмотрите оставшиеся картинки. Кто на них изображен?

-Что вы знаете о пчелах и осах? Приносят ли они какую-либо помощь человеку?

-Все насекомые, которых мы только что рассмотрели называются общественными. Они так называются, потому что живут одной большой семьей, в одном жилище, которое строят сообща. Между членами одной семьи распределяются обязанности: одни- заботятся о потомстве, другие- о еде, а третьи защищают семью от врагов. И, нужно отметить, что, если приходит беда, то справляются с ней все вместе.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по окружающему миру для 2 класса "Осенняя сказка"

-Расскажите, почему пчел, ос и муравьев называют общественными насекомыми?

-Как распределяются обязанности между общественными насекомыми?

-А сейчас мы поближе познакомимся с каждым из общественных насекомых и узнаем много интересного из их жизни.

-Сейчас я загадаю вам загадку, ответ на нее- первое насекомое, о котором мы поговорим:

Что за домик, мне скажите,

В нём летает каждый житель.

Кто в том домике живёт,

Запасая сладкий мёд?

( Пчёлы, улей.)

-Итак, поговорим о пчёлах.

-Сейчас мы с вами попадем в теплый летний денек и послушаем разговор бабочки, кузнечика и пчелки. (ФИЛЬМ О ПЧЕЛАХ)

-Итак, мы узнали о пчелах много интересного. Сколько же живут пчелы?

-Какими профессиями овладевают пчелы за всю свою жизнь?

-Чем кормят пчелы своих личинок?

-Для чего пчелам нужны «корзиночки» и «особые щеточки на ногах»? (для сбора пыльцы)

-Какие домики бывают у пчел?

-Ребята, а как вы думаете, опасен ли пчелиный яд? (да)

-Да, пчелиный яд опасен. Но в некоторых случаях он приносит пользу человеку и помогает справиться с некоторыми болезнями.

— А сейчас мы послушаем, как же жужжат пчелы.

— Давайте сейчас обратимся к карточке, которую вы все сейчас видите на экране. Она поможет нам узнать о значении пчел. СЛАЙД 3.



РАБОТА с карточкой

(Ученики комментируют каждый рисунок и поясняют, чем полезна пчела.)
Пчелиный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами.
Пчела полезна не только человеку, но и цветам, которые она опыляет. Медом пчел питаются некоторые животные. Но существует и опасность — пчела может укусить.

— Ребята, как нужно вести себя, если рядом оказалась пчела?

(Ответы детей) 

А сейчас, я предлагаю вам превратиться ненадолго в добрых пчёлок и полетать.

 Физкультминутка

Раз-два полетела,
Три-четыре на цветок присела,
Пять-шесть нектар здесь есть,
Семь-восемь пыльцу в карманчик сбросим,
Девять-десять в улей летим вместе. ( Дети выполняют движения)

-Сейчас откроем учебники на стр.47 и прочитаем рассказ Эдуарда Шима, который называется «Сколько живет пчела» (чтение по ролям).

-Итак, что нового вы узнали о пчелах?

-Как нужно вести себя при встрече с ними?

А ещё на поляне можно встретить родственницу пчелы. Кто это?

(Оса.)

Это дикое насекомое. Осы, как и пчёлы, питаются нектаром цветков и собирают пыльцу. Они строят свои жилища все вместе и живут большими семьями. В их семьях, как и в семьях пчёл, есть матки и рабочие осы. А вот чем они похожи, определите сами.
(ФИЛЬМ ПРО ОС (03.33).

Так чем же похожи пчела и оса?

Свежие документы:  ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ИСТОРИИ на 2014/2015 учебный год

(ответы детей)
Пчела может ужалить один раз и умирает, а оса может несколько раз ужалить и улететь, жало не оставляет. Для человека оса более опасна. И поэтому встречи с осами лучше избегать. Но если это случилось, то укус надо смазать соком одуванчика или обратиться к врачу. СЛАЙД 4.

Посмотрите на экран. О каком насекомом мы ещё не говорили?

( О муравьях.)
 А что вы знаете о муравьях?

( ответы детей)

Оказывается, муравьи строят свой муравейник из хвоинок, которые спасают их от холода и дождя. 

А как это происходит, мы увидим в небольшом фильме.

(Презентация о жизни муравьев): Слайд 5.«Муравьи»

Слайд 6: Сейчас мы с вами пойдем в гости в муравьиный дом. Вы, наверное, не раз видели этом дом, когда летом гуляли по лесу?!

Слайд 7: Под ветками деревьев стоит высокий холмик из веточек и сосновых иголок, высота которого порой достигает 1 метра, а из него во все стороны деловито выбегают маленькие юркие обитатели, а другие возвращаются, неся на себе тяжелую добычу… Угадали, что это за дом? Ну, конечно же, это муравейник!

Слайд 8: А живут в нем трудолюбивые и дружные крошки-муравьи.

Слайд 9: А что это за маленькие белые комочки спрятаны в укромных уголках большого муравейника? Думаете, это запасы еды? А вот и нет! Это яйца, из которых вылупятся маленькие муравьишки. Если муравейнику угрожает опасность, взрослые муравьи в первую очередь спасают яйца.

Слайд 10: А откладывает яйца и выводит деток МУРАВЬИНАЯ ЦАРИЦА. Поэтому она в муравейнике самая главная.

Слайд 11: Ну, а остальные муравьи заботятся, чтобы у их царицы и маленьких муравьишек всегда была еда, чтобы им было тепло и уютно.

Слайд 12: РАБОЧИЕ МУРАВЬИ отправляются далеко в лес и собирают добычу: мертвых жуков и гусениц, зеленые листочки, травинки и веточки для строительства.

Слайд 13: А знаете ли вы, что муравьи всегда находят дорогу домой, даже, если очень-очень далеко уйдут от родного дома. Как им это удается? Очень просто: уходя, они разбрызгивают специальную пахучую жидкость и находят обратную дорогу по запаху.

Слайд 14: А как вы думаете, муравьи сильные? Вам кажется, что слабые? Ведь они такие малюсенькие.. А вот и нет! Ведь крохотный муравьишка может тащить груз, который весит намного больше, чем он сам.

Слайд 15: А это- особые муравьи, которые запасают у себя в животе сладкий цветочный сок и, когда припасы еды в кладовых подходят к концу, они выпускают этот сок и кормят своих сородичей.

Слайд 16: А что будут делать муравьи, если на них нападут враги? Не волнуйтесь, их есть кому защитить! Ведь в муравейнике есть храбрые МУРАВЬИ-СОЛДАТЫ, которые охраняют входы в муравейник от непрошенных гостей и при любой опасности готовы ринуться в бой с врагами!

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Природные зоны нашей страны"

Слайд 17: В муравейнике есть немало других удивительных обитателей: здесь есть муравьи-фермеры, которые выращивают полезные растения и муравьи-пастухи, следящие за стадами особых жучков, молочко которых любят пить муравьи.

-Ребята, что же интересного из жизни муравьев вы узнали?

О муравьях сложено много сказок и стихотворений. Вот послушайте одно из них.

В лесу мурашки – муравьи

Живут своим трудом.

У них обычаи свои

И муравейник – дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки – в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой.

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

А помещал ли кто-нибудь из вас в муравейник прутик? Что делают муравьи?

(ответы детей)

Муравьи сразу выделяют муравьиную кислоту, спасая своё жилище. Нарушать покой муравьёв нельзя. Одни гибнут, другие уходят искать новое место для муравейника.

— Что бы ты посоветовал ребятам, которые нарушают покой муравьёв?

(ответы детей)

3. Коллективная работа.

Никто не заметил, а у нас сегодня гость. Это медвежонок. А почему именно медвежонок?

( Он любит мёд.)

Правильно. Ведь слово медведь означает мёд ведающий. Медвежонок внимательно смотрел, как вы работаете на уроке. Он шёл к вам и нёс интересные пословицы. Но, к сожалению, они рассыпались. Давайте поможем их собрать.

( На доске : как Работает пчела

невелик а Муравей копает горы)

(составляют пословицы): Работает, как пчела. Муравей невелик, а горы копает.

Как вы понимаете эти пословицы?

(ответы детей)

У. Какие качества пчел и муравьев стоит перенять многим школьникам?

( На доске вывешены слова: трусость, лень, трудолюбие, терпение, выносливость)
Выслушиваются ответы детей ( дети выбирают слова)

А давайте покажем медвежонку, как мы с вами умеем трудиться.

4.Работа по группам:

-Сейчас мы разделимся на группы по рядам, вы получите карточки со словами, прочитав которые, скажете мне, о каком общественном насекомом идет речь и почему вы так решили?

Карточки: 1) нектар и пыльца, опыляют цветущие растения, жало, яркие полосатые, мёд

2)родственница пчелы, жало не оставляют, бумажное гнездо, нектар и пыльца, не умирают после укуса

3) высота до 1 метра, лесные санитары, царица, холмик из веточек и сосновых иголок, пахучая жидкость

5. Итог урока. Рефлексия.

-С какими насекомыми мы познакомились сегодня на уроке? СЛАЙД 18.

-Как их называют? Почему?

Спасибо. Вы, ребята, проделали большую работу. Нам было интересно выслушать каждую группу. Сегодня на уроке мы смогли прикоснуться к таинственному, красивому, но такому ранимому миру природы.

-А как вы оцените свою работу на уроке?

-У каждого из вас есть два рисунка: солнышко и тучка. Если вы считаете, что вы работали сегодня хорошо и урок вам понравился, поднимите солнышко. А если вам было не интересно на уроке – поднимите тучку (рисунки).

Всем спасибо за урок. Урок окончен.






























Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: