Конспект урока на тему «Осенние изменения в природе»

Тема: Осенние изменения в природе

Образовательная система «Школа 2100»

Цели: — закрепить и обобщить знания об осенних изменениях в природе;

— закрепить умение отличать признаки осени;

— развивать устную речь, логическое мышление;

— обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование : пейзажи осени, морфологические таблицы, музыкальное сопровождение, предметные картинки осенней одежды, овощей, фруктов.

Тип урока: открытие новых знаний.

Урок — исследование

Формы работы учащихся: групповая, в паре, фронтальная.

Технологии, используемые на уроке: технология ТРИЗ, технология развивающего обучения

Составил: Власова Ирина Станиславовна, учитель начальных классов

МБУ СОШ № 47 г.о. Тольятти Самарской области

Ход урока:

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

(Чтение стихотворений об осени учениками под музыку А. Вивальди «Осень»).

1 уч. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера …

2 уч. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко–красные вянущих рябин.

3 уч. Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

II. Постановка проблемной ситуации.

В народе говорят: «Осень всех наградит, всё загубит.». Проверить верно ли это высказывание или нет поможет наш урок. Сегодня повторим знания об осенних изменениях в природе, тем самым ответим на вопрос о правильности высказывания.

— Вспомните , как называются осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)


— Посмотрите на рисунки и скажите, какое по вашему мнению настроение подходит к каждому из осенних месяцев.


  1. Поиск решения проблемной ситуации.

Ответить на вопрос помогут эти необычные часы.

  1. Осенние изменения в неживой природе.

— Что относится к неживой природе? (Солнце, небо, осадки, горные породы и т.д)

-Заполним таблицу, которая нам расскажет об осенних изменениях в неживой природе.



небо

солнце

день

осадки

серое

не греет

короткий

дождь со снегом




  1. Осенние изменения в жизни растений.

-Изменения в неживой природе влекут изменения в жизни растений.-Представьте, что вы – листочек. Наступила осень. Расскажите о себе «листочки».

Итог: листья желтеют, краснеют и опадают. Некоторые травы погибают, но корни остаются. Деревья сбрасывают листву, но не погибают.

Физминутка

Вышли мышки как-то раз,

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Мышки дернули за гири.

Тут раздался страшный звон –

Убежали мышки вон.

(Сделать, как лисички, медвежата)

  1. Осенние изменения в жизни животных

— В жизни животных, рыб, птиц, насекомых происходят изменения.

— Что происходит с насекомыми? (Ищут убежище на зимовку, кто-то погибает)

— Какие изменения в жизни птиц? (Собираются в стаи и улетают в теплые страны. На зимовку прилетают снегири, синички прилетают ближе к жилищу людей)

— Как ведут себя рыбы? (Одни впадают в спячку, карп, сазан, карась; другие ведут то же образ жизни)

— Узнать, какие изменения в жизни диких животных поможет таблица, которую вы заполняете в парах, а затем проверим все вместе на доске.

Свойства

Объект

Толстый мех

Толстый слой жира

Зимняя спячка

Дупло, нора, убежище

Лиса





Волк





Медведь





Белка





Ёж





Заяц





Барсук





4. Осенние изменения в жизни людей.

— Найдите на доске картинки, где изображены люди в осенней одежде. По каким признакам вы определили?

-Действия каких животных мы повторяем? (Заяц, ласка, горностай)

— Что ещё делают люди осенью? (Собирают урожай).

— Действия каких животных мы повторяем? (Ежа, белки, хомяка)

-Отгадайте по двум признакам овощи и фрукты, чей урожай мы собираем осенью.

Закутанная + хрустящая (капуста)

Сахарная + круглая (свекла)

Сладкое + румяное (яблоко)

Красные + сочные (помидоры)

Неумытая + урожайная (картошка)

Золотая + тяжелая (тыква)

Длинная + сладкая (морковь)

Сочный + костлявый (виноград)

-Молодцы!

— А что можно осенью сушить, солить? (Грибы)

— Отгадайте загадки про грибы:

То за гриб стоит на кочке,

В красном бархатном платочке? (Подосиновик)

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

В роще у березки, повстречались тезки. (Подберезовики)

Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк,

Бросить жалко, съесть сыро. (Груздь)

— Отгадайте загадалку: Кое-кто однажды что-то сделал и что-то ему помогло. (Человек осенью заболел и лекарство ему помогло)

— Почему осенью мы можем заболеть? Что нужно делать, чтобы не болеть? (Профилактика заболеваний)

  1. Подведение итогов

— Итак, верно ли высказывание: «Осень всех наградит, всё загубит» ?

(Дети высказывают свои мнения)

_Посмотрите, сколько много вы собрали осенних листочков своими правильными ответами. Тем самым принесли радостное, солнечное настроение в наш уже зимний класс.

— Молодцы!

— Урок окончен. До свидания!





Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон-аллотропная модификация кислорода»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: