Тема урока: Особенности почвы и её состав.
Цель: ознакомление с почвой и её составом.
Задачи:
Формирование функциональной грамотности учащихся понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
Развитие умения выполнять практическую работу, развитие умения наблюдать, делать выводы;
Воспитание ин тереса к предмету, природе через самостоятельную работу на уроке, развивать речь учащихся.
Тип урока: Объяснительно- демонстрационный.
Формы работы обучающихся: групповая работа.
Ожидаемый результат: знают что такое почва и состав почвы, умеют находить из текста главное и применить всё в жизни.
Оборудование: образцы почвы; лабораторные стаканчики с водой; лупы; спиртовка; демонстрационный столик; штатив с пробиркой, наполненной почвой; держатель; спички – для учителя, компьютер , интерактивная доска.
Структура и ход урока
1 Стадия вызова Приветствие. Проверка готовности к уроку.
1 Психологический настрой. (1 мин)
Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем.
Создание ситуации успеха (Дождь оваций)
2 Деление на 4 группы: (1 мин)
1 группа: Нефть
2 группа: Газ.
3 группа: Мрамор.
4 группа: Уголь.
Ребята, какие правила мы должны соблюдать, работая в группах? И какой девиз у нас должен быть на протяжении всего урока?
В каждой группе выбирается наблюдатель, который оценивает работу всей группы на протяжении всего урока.
3 Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания. (3 мин)
Ребята посмотрите, что нарисовано у вас на картинках? А как мы с вами называем их одним словом? Давайте мы с вами поиграем в игру «Поймай вопрос» и повторим домашнее задание. Дома вы должны были составить вопросы по пройденной теме урока. Давайте мы будем задавать вопросы.
Хорошо молодцы, а где находятся у нас полезные ископаемые?
А теперь попробуйте отгадать загадку.
Чёрная, сыпучая,
В поле насыпана кучами.
Если хочешь, можешь брать и сажать.
(Земля)
Ребята скажите, а что такое земля? Земля это планета, земля это суша, земля- это почва.
Ребята главное место в долгосрочной программе развития Республики Казахстан — “Стратегия 2050” занимает экологическое образование . И сегодня нас вами немного познакомит Копытова Юлия и расскажет нам как нужно беречь планету от загрязнения.
4 Мозговой штурм (1 мин)
-Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Молодцы.
Сейчас откройте тетрадки и запишите число и тему урока. Особенности почвы и её состав. Как вы думаете, что такое почва? А теперь давайте посмотрим на интерактивную доску и прочитаем, что такое почва и запишем в тетрадь. Что ещё мы с вами должны узнать? А что бы узнать состав почвы мы сегодня мы будем работать как учёные. Представьте себе, что вы работаете в научной лаборатории. Каждая группа учёных будет добывать знания, проводить опыты, анализировать, делать выводы. И каждая группа будет стремиться добыть как можно больше знаний и записать их к себе в таблицу состав почвы, которую я вам раздала заранее. Становятся в круг, слушают внимательно учителя и повторяют движения, психологически настраиваясь на урок.
Берут карточки с полезными ископаемыми и делятся на группы.
Выбирают в своей группе наблюдателя .
Задают друг другу вопросы бросая кубик и повторяют с домашнее задание, отвечая на вопросы.
Отгадывают загадку, которая поможет им узнать тему урока.
2 Стадия
осмыс ления Практическая работа. (7-10 мин)
Опыт 1
Определите состав почвы. Рассмотрите почву. Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых).
Опыт 2
Положи в стакан с водой комок почвы.
Вывод: в почве есть воздух.
Учащиеся записывают в таблицу, что в почве есть воздух.
Опыт 3
Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге?
Опыт 4
Расскажите, чем отличаются эти виды почвы, и можем ли мы на них вырастить хороший урожай?
Физминутка.
На интерактивной доске.
Работа в группах по тексту учебника . (10 мин)
1 Группа- Рассказать что такое почва.
2 Группа- Составить постер состав почвы.
3 Группа- Составить постер влияние насекомых , червей и других животных, бактерий на плодородие почвы..
4 Группа- Составить постер перегной.
Хорошо молодцы вы сегодня хорошо поработали. Садовой Никита приготовил доклад на тему что разрушает почву и как это предотвратить.
Тестирование. (6 мин)
Тест по теме: «Почва. Состав почвы».
1.Верхний плодородный слой земли – это
а) глина б) почва в) дренаж
2. Цвет почвы зависит от количества в ней
а) перегноя б) удобрений в) влаги
3. Перегной – это …
а) перепревшие листья, погибшие растения и животные
б) растения и животные
в) корни растений
4. Основное свойство почвы – это …
а) солончак б) водопроницаемость
в) плодородие
5.Состав почвы:
а)песок, микроорганизмы, перегной
б)воздух, песок, вода, глина, перегной
в)песок, глина, перегной
Критерии оценивания
5б – оценка 5
4б – оценка 4
3б – оценка 3
Просмотр правильных ответов на интерактивной доске.
Выполняют тест по теме «Почва. Состав почвы»
После выполнения просматривают правильные ответы на интерактивной доске, подсчитывают свои балы и говорят наблюдателю, который выставляет их в свою таблицу.
3 Рефлексия Рефлексия урока (3-5мин)
Я знаю…
Мне нужно узнать
Пишут на стикерах, прикрепляют к плакату
Домашнее задание. (2 мин)
Стр.99-101 читать и составить по 5 вопросов.
Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы!
Ученики пишут на стикерах что они знают и что им нужно узнать, прикрепляют к плакату.
Записывают домашнее задание в дневники.