План — конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Почему мы слышим?»
Педагог:Ермакова Оксана Алексанровна воспитатель МБДОУ д/с №4 «Березка»
Образовательная область: Познание, Здоровье.
Возрастная группа: старшая (5-6 лет).
Интеграция с другими образовательными областями: Здоровье, Коммуникация, Социализация, Безопасность, Художественная литература.
Тип: формирование и систематизация знаний.
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о функциональном назначении органов слуха и сохранении их здоровья.
Задачи:
образовательные:
развивать умение детей принимать проблемно-познавательную задачу, использовать обследовательские действия для ее решения;
формировать представление детей о возникновении звука и распространении звуковых волн;
формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментирований;
развивающие:
развивать умение детей делать выводы, рассуждать;
развивать умение детей действовать самостоятельно и в парах;
развивать любознательность и наблюдательность детей;
воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, органам слуха (ушам).
Наличие ожидаемых результатов:
Наличие ожидаемых результатов:
Дети имеют представление об ухе: внешнем виде, внутреннем строении, основных функциях, о распространении звуковых волн.
Дети проявляют активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, умеют пользоваться приборами — помощниками при проведении игр – экспериментирований.
Дети умеют анализировать, сравнивать и обобщать, способны рассуждать, умеют делать элементарные выводы и давать адекватные причинно-следственные объяснения.
Дети имеют представление о бережном отношении к своему здоровью, органам слуха.
Дети умеют доброжелательно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Оборудование:
Три детских стола. На первом: таз с водой, набор небольших камней разной величины.
На втором: на каждого ребенка гладкие бокалы на ножке, наполненные водой.
На третьем: на каждую пару детей – разрезная картинка с одним из правил ухода за ушами.
Гитара, ноутбук.
Содержание образовательной деятельности.
Инте-грация ОО. | Методы и приемы. | Деятельность педагога. | Деятельность детей. | Интегративные качества. | Промежуточные результаты. | |
| Соци-ализа- ция. Комму-никация | Игра. Беседа. Прблем-ный вопрос. Сообщение темы. | -Ребята, вы любите играть? -Я тоже очень люблю играть и поэтому предлагаю вам игру «Узнай по звуку и изобрази». Сейчас вы услышите несколько звуков. Ваша задача – узнать: кто или что издает такой звук и изобразить это. (Воспи-татель включает аудиозапись со звуками, издаваемыми различными животными, предметами, явлениями природы.) -Молодцы. Ребята, как вам удалось узнать, что надо было изображать? -С помощью чего вы смогли услы-шать звуки? -Правильно. Молодцы! -Ребята, а давайте представим, что бы было, если бы у нас не было ушей. Как вы думаете? -Правильно, молодцы. Уши помога- ют слышать нам окружающие нас звуки: тихие, громкие, красивые и звуки, предупреждающие нас об опасности. Значит уши – это наши… -Как же замечательно, что ваши уши хорошо слышат, улавливают все звуки значит они здоровы.А почему наши уши слышат- мы сегодня об этом узнаем. | -Да. Дети слушают звуки, изображают. -Мы услышали звуки и догадались. -Мы услышали зву-ки с помощью ушей. Предположения детей. -Помощники. | Эмоциональная отзывчивость: Проявляют внимательность, активность в вы-боре движений в соответствии с услышанным звуком.
| Дети раскрепощены, свободно импровизируют, развито слуховое внимание. Дети умеют принимать проблемно-познавательную задачу.
|
| Позна-ние. Комму-ника-ция.
| Побужде-ние.
Показ опыта на гитаре.
| -Ребята, а вы когда-нибудь видели, как звук появляется? –Хотите увидеть? — Тогда я предлагаю вам с помощью опыта узнать, как звук появляется. Посмотрите на гитару. Гитара – это …? -Правильно, молодцы! Может этот музыкальный инструмент издавать звуки сам по себе? -Что нужно сделать, чтобы гитара зазвучала? -Правильно. Я буду дергать струны, а вы внимательно смотрите, что с ними происходит и слушайте. (Воспитатель дергает струну, затем зажимает ее рукой, останавливает звук.) -Ребята, что происходит со струнами, когда я их дергаю? -Что происходит, когда я прикасаюсь к струне? -Молодцы, ребята. Вы увидели, когда предмет начинает звучать? Что с ним происходит? -Умнички! А как сделать, чтобы звук смолк?
| -Нет. -Да, хотим. -Музыкальный инструмент. -Нет -Нужно подергать струны. -Струны начинают дрожать, появляется звук. -Когда Вы прикаса-етесь к струне, она перестает дрожать, замолкает. -Предмет звучит тогда, когда он дрожит. -Прижать предмет, остановить колеба-ние. | Зрительное, слуховое внимание. Наблюдатель -ность, умение делать вывод.
| Дети рассу-ждают, дают адекватные причинно-следственные объяснения. |
| Позна-ние. Комму-ника-ция.
| Мотива-ция к проведению следую-щего опыта. Игра-экспериментирование (с камнем и водой Беседа.
| -Ребята, а вы хотите увидеть, как звуковые волны передают звук от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку? Я вам предлагаю узнать это с помощью опыта. -Ребята, если бросить камень в воду, что с водой произойдет? Как вы думаете? -Давайте посмотрим. Будем по очереди бросать камни в воду. Что вы видите? -Молодцы, ребята! Сейчас мы с вами увидели, как появляются и перемещаются волны на воде потому, что воду мы видим. А, хотите, я открою вам один секрет. Оказывается, ребята, по воздуху, так же как и по воде, тоже плывут волны. Только волны эти, как и сам воздух, тоже невидимые.А называются эти волны звуковыми. Давайте повторим вместе. | -Хотим. Дети подходят к столу №1. -Появятся брызги, волны. Дети бросают камни в воду, наблюдают. -Появляются брызги, вода дрожит, по воде идут волны. -Звуковые волны. | Любознательность, активность: дети проявляют познавательный интерес. Способность ре-шатьинтеллек-туальные задачи: проявляют активность, любознатель -ность.
| Дети проявля-ют активность, любознатель- ность, интерес к эксперимен- тированию. Дети анализи- руют, сравни -вают, обобща- ют. |
| Позна-ние. Комму-ника-ция.
| Побуж-дение. Игра-экспери-менти-рование (опыт с бокала-ми и во-дой) Объясне-ние, показ.
| -Ребята, а я знаю, что звуковые волны даже обыкновенный бокал могут заставить «петь». Хотите услышать, как бокалы поют? -Я вам предлагаю провести еще один опыт. Посмотрите, в бокалы налита вода. Сейчас мы немного смочим указательный палец водой и будем водить им по краю бокала. При этом второй рукой не нужно касаться бокала. Вы слышите, какой красивый звук получается?! -Посмотрите внимательно на воду, что с ней происходит? -Ребята, вы догадались, почему бокал запел? Откуда появился звук? -Молодцы! Правильно. | -Да. Дети подходят к столу с бокалами. -Да. Дети смотрят, повторяют действия за воспитателем. -Вода дрожит. Дети делают выво-ды: «Вода дрожит, появляются волны, передают звук».
| Упорство в достижении результата. Любознатель-ность. Любознатель-ность, актив-ность: проявляют интел-лектуальные эмоции, догадки и сообразитель- ность, с удоволь-ствиемэкспери-ментирует.
| Дети умеют делать элемен-тарные выводы, давать адекватные причинно-следственные объяснения. Дети умеют пользоваться приборами — помощниками игр – экспери-ментирований. У детей сфор-мированы пред-ставления о рас-пространении звуковых волн. |
| Позна-ние.
| Мотива-ция к изуче-нию строе-ния уха. Показ схемы «Вну-треннее строе-ние уха» Объяснение нового материала.
| Стоит только кому-нибудь заговорить, зазвучать любому звуку, — тут же образуются звуковые волны. Они передают звук с одной волны на другую. И через несколько мгновений доносят этот звук до нашего уха. Но как устроено наше ухо? Как оно улавливает звуковую волну? Ребята, посмотрите на свои уши. Вы можете посмотреть на свои уши?А на уши соседа? На что они похожи? -Ребята, наружное ухо, которое мы видим, называют ушной раковиной. Но есть ещё внутреннее ухо. Хотите увидеть, как оно устроено?(Воспитатель на ноутбуке показывает схему внутреннего строения уха). -Посмотрите, лишь только звуковая волна долетает до нашего уха, ушная раковина улавливает её, она проходит по слуховому проходу.В конце слухового прохода есть тонкая пленочка – барабанная перепонка. Звук давит на неё. За барабанной перепонкой есть три косточки (молоточек, наковальня и стремечко). Когда звук давит на барабанную перепонку, она начинает дрожать, это передается молоточку, от него звук передается на наковаленку, а оттуда на стремечко. Стремечко касается «прибора», который по своему виду похож на улитку. Внутри улитка заполнена жидкостью. Когда стремечко давит на улитку, жидкость приходит в движение. Улитка получает и передает в мозг звуковые сигналы по нервам (как по дорожкам). Мозг очень быстро переводит этот сигнал и… о радость! Вы услышали голос мамы или героя любимого мультика, но только в том случае, если ваши уши здоровы. | -Нет. -Можем. Дети рассматривают уши соседей, выска-зываютсвое мнение. -Да. Дети рассматривают схему«Внутреннее строение уха», слушают рассказ воспитателя.
.
| Овладение универсальными предпосылками учебной деятель-ности: дети слушают и понимают взрос-лого, проявляют удивление, инте-рес к самопозна-нию.
|
Дети имеют представление об органах слуха: внешнем виде, внутреннем строении, основных функциях. |
| Безопа-сность, Здоро-вье, Социа-лиза-ция, Комму-ника-ция | Мотива-ция к за-крепле-нию правил ухода за органа-ми слуха. Дидак-ческая игра.
| -Ребята, как вы думаете, что будет, если за ушами не ухаживать? -Вы правы. Поэтому, чтобы наши уши не болели и хорошо слышали нужно выполнять правила ухода за ними. Я думаю, что вы эти правила уже знаете, а вспомнить их помогут вам разрезные картинки. Чтобы их собрать, я прошу вас объединиться в пары и подойти к следующему столу. -Вы догадались, о каких правилах говорят нам картинки? -Что делать, если все-таки уши заболели? -Правильно, молодцы! | Предположения детей с опорой на личный опыт. Дети объединяются в пары, собирают разрезные картинки. -Не ковырять в ушах. -Защищать уши от сильного ветра. -Защищать уши от сильного шума. -Сильно не сморкаться. -Мыть уши каждый день. -Нужно обратиться к врачу.
| Умеют рассуждать, делать элементарные выводы. Освоение культурно-гигиенических навыков: Проявляют интерес к правилам здоровьесберегаю-щего и безопасного поведения. Взаимодействие со сверстниками.
| Дети умеют анализировать, способны рассуждать, умеют делать элементарные выводы и давать адекватные причинно-следственные объяснения.
Дети бережно относятся к органам слуха
|
| Здоро-вье. | Мотивация к выпол-нению массажа ушей. Показ, словес-ная инструкция, художественное слово
| -Ребята, а вы знаете, на наших ушах расположено множество таких точек, массажируя которые, можно укрепить не только уши, но и весь организм. Хотите защитить себя от простуды? -Тогда я научу вас делать массаж ушей? Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок. Ушки ты свои найди И скорее покажи. Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами. А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались! А потом, а потом Покрутили козелком. Будут ушки замерзать, Станем ушки растирать. Только кончилась игра, Наступила тишина. | -Да. Дети садятся в круг на ковре, находят свои уши, показы-вают их. Выполняют самомассаж ушей совместно с воспи-тателем Дети слушают тишину. | Овладение специиальнымиумениями: выполнение самомассажа. Упорство в достижении результата. |
Дети умеют делать простейший самомассаж ушей.
|
| Чтение худо-жест-венной литера-туры. | Худо-жествен-ное слово (Загад-ки). | -Ребята, какие у вас замечательные уши, все слышат. Значит, они услышат и мои загадки, а отгадки – это то, о чем мы сегодня говорили. (Воспитатель загадывает загадки по теме занятия). (Приложение1) Ну что, дети, теперь вы знаете, почему мы слышим? -Вы сегодня такие молодцы! Я хочу вам подарить песню. (Приложение2). Теперь Вы многое знаете об органе слуха человека. А как вы думаете, все ли земные существа слышат ушами? А вот чем слышат окружающие нас животные, вы узнаете из фильма, который я вам дарю. | Дети отгадывают загадки. | Развитие мыслительной деятельности. | Дети умеют слушать, сопоставлять, сравнивать. |
Зазвенели, задрожали
Струны на гитаре вдруг.
И по воздуху помчался
Радостный, веселый…( звук).
Звуки мы производили
И за волнами следили.
На пользу пошли хлопоты,
Получились…(опыты).
Грянул гром,
И в уши к нам
Звук летит
По звуковым…(волнам).,
Стоит только захотеть
Будут и бокалы…(петь).
Назовите орган слуха
Дружно, хором – это…(ухо).
В нашем ухе
Все звуки чувствует тонко
Очень нежная
Барабанная… (перепонка).
Чтобы уши не болели,
Ведите себя правильно.
Берегите орган слуха-
Соблюдайте…( правила).
Дружно сделаем массаж,
Он большой помощник наш.
Массаж ушей я делать буду
И забуду про…(простуду).
Приложение 2
Слова: Людмила Бондарь Орлова,
Музыка: Даниил Самарин.
УШИ.
Для чего нужны нам уши?
Для того, чтоб ими слушать
Звуки музыки прелестной,
Шум ручья в ущелье тесном,
Пенье птиц, шуршанье трав,
Шепот кружевных дубрав,
Чтобы слушать шум прибоя,
Лай собак готовых к бою,
Топот быстрых лошадей,
Плач обиженных детей,
Нежный, добрый голос мамы,
Чтоб не быть потом упрямым.
Для чего нужны нам уши?
Чтобы слышать всё и слушать.
Чтобы слышать всё и слушать,
Для того даны нам уши.
Чтобы слышать всё и слушать.
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Почему мы слышим?»
Педагог: Ермакова Оксана Алексанровна воспитатель МБДОУ д/с №4 «Березка»
Образовательная область: Познание, Здоровье.
Возрастная группа: старшая (5-6 лет).
Интеграция с другими образовательными областями: Здоровье, Коммуникация, Социализация, Безопасность, Художественная литература.
Тип: формирование и систематизация знаний.
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о функциональном назначении органов слуха и сохранении их здоровья.
Задачи:
образовательные:
развивать умение детей принимать проблемно-познавательную задачу, использовать обследовательские действия для ее решения;
формировать представление детей о возникновении звука и распространении звуковых волн;
формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментирований;
развивающие:
развивать умение детей делать выводы, рассуждать;
развивать умение детей действовать самостоятельно и в парах;
развивать любознательность и наблюдательность детей;
воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, органам слуха (ушам).
Наличие ожидаемых результатов:
Дети имеют представление об ухе: внешнем виде, внутреннем строении, основных функциях, о распространении звуковых волн.
Дети проявляют активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, умеют пользоваться приборами — помощниками при проведении игр – экспериментирований.
Дети умеют анализировать, сравнивать и обобщать, способны рассуждать, умеют делать элементарные выводы и давать адекватные причинно-следственные объяснения.
Дети имеют представление о бережном отношении к своему здоровью, органам слуха.
Дети умеют доброжелательно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Содержание образовательной деятельности.
Инте-грация ОО. | Методы и приемы. | Деятельность педагога. | Деятельность детей. | Интегративные качества. | Промежуточные результаты. | |
Мотивационно- Стимулирующая | Соци-ализа- ция. Комму-никация | Имитацион -ная игра. Вопросы Прблемный вопрос. Беседа. Сообщение темы
| 1.Игра «Узнай по звуку и изобрази». Цель – развитие слухового внимания. 2. Беседа. 3.Побуждение к рассуждению: что бы было, если бы у нас не было ушей. Как вы думаете? 4.А почему наши уши слышат?- мы сегодня об этом узнаем. | Дети слушают звуки, изображают. Предположения детей.
| Проявляют внимательность, активность в вы-боре движений в соответствии с услышанным звуком. Рассуждают.
| Дети раскрепощены, свободно импрови-зируют, развивается слуховое внимание. Дети умеют принимать проблемно-познавательную задачу. |
Организационно- практическая | Позна-ние. Комму-ника-ция. | Побуждение. Показ опыта на гитаре. | 1.Опыт со струной гитары. Цель — показать детям, как появляется звук.
| Наблюдают, отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы
| Зрительное, слуховое внимание. Наблюдательность, умение делать вывод. | Дети рассуждают, дают адекватные причинно-следственные объяснения. |
Позна-ние. Комму-ника-ция.
| Мотивация к проведению опыта. Игра-опыт. Диалог.
| 2. Опыт №2 (бросание камней в воду). Цель-показать детям, как появляются и перемещаются волны на воде. 3. Новое понятие: звуковые волны. | Наблюдают, экспериментируют, отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы. Получают новые знания о звуковых волнах
| Любознательност, активность: дети проявляют познава-тельный интерес. Способность ре-шатьинтеллек-туальные задачи: проявляют актив-ность, любознательность. | Дети проявляют активность, любознательность, интерес к экспериментирова-нию. Дети анализируют, сравнивают, обобщают. | |
Позна-ние. Комму-ника-ция.
| Игра-эксперимен- тирование Объяснение, показ.
| 4. Опыт №3 (с бокалами) Цель — показать детям, как звуковые волны могут заставить «петь» обыкновенный бокал. Вопросы к детям: что происходит с водой? Ребята, вы догадались, почему бокал запел? Откуда появился звук? Поощряет детей. | Наблюдают, отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы: «Вода дрожит, появляются волны, передают звук».
| Упорство в дости-жении результата. Любознательностьактивность:проявляют догадки и сообразительность, с удо-вольствиемэкспе-риментируют. | Дети умеют делать элементарные выво-ды, пользоваться приборами –по-мощниками. У детей сформирова-ны представления о распространении звуковых волн.
| |
Организационно- практическая | Позна-ние.
| Рассказ ИКТ «Внутреннее строение уха» Объяснение нового материала | 5. Рассказ с показом схемы-анимации «Внешнее и внутреннее строение уха. Как звуковая волна долетает до нашего уха».
| Дети слушают воспитателя, рассматривают внешнее и внутреннее строение ушей, Вступают в диалог. . | Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности: дети слушают взрослого, проявляют интерес к самопознанию. | Дети имеют представление об органах слуха: внешнем виде, внутреннем строении, основных их функциях. |
Безопа-сность, Здоро-вье, Социа-лиза-ция, Комму-никация | Мотивация к закреплению правил ухода за органами слуха. Дидакти- ческая игра.
| 6. Игра «Разрезные картинки». Цель-закрепление правил ухода за ушами, взаимодействие в парах.
| Предположения детей с опорой на личный опыт. Дети объединяются в пары, собирают разрезные картинки, рассказывают правила. | Умеют рассуждать, делать элементарные выводы, взаимодействовать в парах Проявляют интерес к правилам здоровьесберегаю-щего и безопасного поведения. | Дети умеют анализировать, рассуждать, умеют делать элементарные выводы и давать адекватные причинно-следственные объяснения. Дети бережно относятся к органам слуха. | |
Здоро-вье. | Показ, словесная инструкция, художествен-ное слово | 7. Воспитатель сообщает детям о нахождении на ушах таких точек, массажируя которые, можно укрепить здоровье. Самомассаж.
| Дети выполняют самомассаж ушей совместно с воспи-тателем.
| Овладение спец. умениями:выпол-нениесамомасса-жа. Упорство в достижении результата. | Дети умеют делать самомассаж ушей.
| |
Контрольно – оценочная | Чтение худо-жест-венной литера-туры. | Худо-жественное слово (Загадки). Мотивация на будущее.
| 1.Закрепление материала: воспитатель загадывает загадки по теме занятия, рефлексирует на тему «Почему мы слышим?» 2. Поет песню под гитару. 3. Дарит RW-диск с презентацией «Кто самый ушастый». | Дети отгадывают загадки, делятся впечатлениями, рефлексируют. | Развитие мыслительной деятельности, положительных эмоций. | Дети умеют слушать, логически мыслить |