Технологическая карта
организационной учебной
деятельности для
предшкольного класса
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Разделы: Ознакомление с окружающим миром и экология
Тема: Природа весной.
Цель: продолжать расширять знания детей о живой и неживой природе.
Задачи: 1. Образовательные цели: учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями в уголке и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой — цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Расширять и активизировать словарь;
2. Развивающие цели: развивать умение логически мыслить, правильно формулируя выводы, развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Совершенствовать экологические знания;
3. Воспитывающие цели: воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.
Педагогические технологии:
технология музыкального воздействия
информационно- коммуникативная технология
игровые технологии
технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Оборудование:
-ТСО (ноутбук. проектор, экран)
— музыкотерапия «Симфония весны»
— музыка «Звуки природы»
— презентация «Правила поведения в лесу»
— слайд «Пирамида жизни»
— листы для рисования
— цветные карандаши.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке, в экологическом уголке, заучивание стихотворений о весне, чтение художественной литературы и поговорок о весенних месяцах, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: пирамида, лазурь, ярус.
Билингвальный компонент: наурыз,сәуір, мамыр.
Действия воспитателя | Действия детей | |
Мотивационно- побудительный | Воспитатель читает стихотворение А.Н. Плещеева Уж тает снег, бегут ручьи В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало. Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. — Ребята, о чем это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева? — Правильно, о весне. Оно так и называется — «Весна». — Какие весенние месяцы вы знаете? Давайте назовем их на казахском языке. — Какой сейчас месяц идет? |
— О весне.
— Март, апрель, май. Наурыз,сәуір, мамыр.
— Апрель. |
Организационно- поисковый | 1.Знакомство с весной
Демонстрация клипа «Симфония весны» (приложение 1) Релаксация. Какие чувства вызвал фильм? Какое настроение после прослушивания музыки?
— О весне написано много красивых стихотворений, давайте расскажем некоторые из них. — Какие признаки весны мы с вами наблюдаем? — Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили? — Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему? — Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями в уголке природы? — А если мы перестанем это делать? Что произойдет? — Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растения не могут сами себя поить. Мы обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» — животными и растениями и дает им свет, тепло, воду. 2.Путешествие в лес.
— Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит, -Что это? — А почему вы так решили?
Звучит музыка «Звуки природы» (приложение 2)
Ах, какой чудесный лес! Полон сказок и чудес! Вот полянка, а вот елки, Хвоей пахнут их иголки! Поглядите эдак, так И вдохните аромат!.. Но в лесное царство может попасть лишь тот, кто вспомнит правила поведения в лесу. А поможет нам в этом презентация «Правила поведения в лесу» (приложение 3) — Давайте внимательно ее посмотрим и расскажем чего нельзя делать в лесу. 3. Физкультминутка «Солнце спит и небо спит»
щеке, к правой щеке.) руками.) потянулись.) руками.) стороны руками.) вправо.) спину.) — Молодцы! А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса)
Работа со слайдом «Пирамида жизни» (приложение 4)
— Что необходимо для роста и жизни растений, животных? — Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (на слайде ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое? — А что нам дает тепло, свет? — Да, солнце – основа жизни. (ставит солнце). — Растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без… — Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это? — Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц? — А если убрать насекомых? — А если убрать растения? — Хотим мы этого?
5. Рисование (приложение 5)
— Ребята, я предлагаю вам зарисовать нашу «Пирамиду жизни». |
— Стало тепло, хорошо. Хочется петь и радоваться! Дети читают наизусть стихи о весне. Дети перечисляют признаки весны. — Растения лучше растут, расцвела роза, фиалка, посажена рассада. — Не хватает солнца, воды, тепла. — Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем листочки. — Все завянет и погибнет.
— Лес. — В лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.
Дети рассматривают иллюстрации и озвучивают правила. Дети активно, с позитивом выполняют упражнения. Дети отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, с интересом наблюдают за составлением слайда. — Вода, почва
— Тепло, свет.
— Солнце.
— Насекомых.
— Птицы.
— Много разведется насекомых, которые съедят растения. -Некому будет опылять растения. -Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет. — Нет. Дети зарисовывают «Пирамиду жизни» на приготовленных листах |
«Рефлексивно- корригирующий | — Из увлекательного путешествия в лес мы себе на память оставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой. Я. Аким «Береги свою планету»:
— Что вам больше всего понравилось на занятии? — Что нового узнали?
| Дети делятся своими впечатлениями о заня- тии, делают выводы. |
Ожидаемый результат:
Знать: весенние изменения в природе, правила поведения в лесу
Иметь: представление о взаимосвязи животного и растительного мира.
Уметь: логически мыслить, делать выводы.