МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3
Конспект открытого занятия с презентацией
«Путешествие в мир лекарственных растений»
Провела
воспитатель группы №4
Ахматшина А.Р.
2014
Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи:
«Познание»:
развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;
обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений нашего края;
воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
«Коммуникация»:
развивать монологическую речь детей;
развивать умение участвовать в коллективных разговорах;
пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.
«Социализация»:
развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;
«Чтение художественной литературы и музыка»:
поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;
способствовать выразительному чтению стихов,
продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Методические приемы: рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, дидактические игры, обращение к опыту, анализ занятия.
Оборудование: иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий «Лекарственные растения», Д/и «Разрезные картинки», карточки-задания с цифрами и буквами, музыкальное сопровождение А. Вивальди «Звуки леса».
Ход занятия:
В: — Ребята, сегодня к нам пришло письмо! Давайте посмотрим от кого оно: «Здравствуйте, дорогие друзья! Мне очень нужна ваша помощь, помогите мне, пожалуйста вылечить больных в лесу зверей! Подскажите, чем я могу их вылечить? Буду вам очень благодарен!»
В: — Как вы думаете от кого это письмо? Почему вы так думаете? (Ответы детей) (1 слайд)
В: — Молодцы, угадали это доктор Айболит! Как вы думаете, как мы можем помочь доктору Айболиту? (ответы детей)
В: — Кто из вас знает, чем дышит наша планета, благодаря чему? (ответы детей)
В: — Какую пользу растения приносят человеку?
(ответы детей)
В: — А как называются растения, которые помогают человеку лечиться? Правильно, это лекарственные растения! (2 слайд). Лекарственными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств. (3 слайд)
В: — Где мы можем встретить лекарственные растения? (ответы детей)
В: — Верно! Они окружают нас повсюду! Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. (4 слайд)
В: — Кто из вас знает, как называется наука, которая занимается лечением болезней травами? (ответы детей)
В: — Верно! Это фитотерапия!(5 слайд)
В: — Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами? (ответы детей)
В: — Верно! Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги. Как вы думаете как называется книга, в которой собраны лечебные травы? (ответы детей)
В: — Эта книга называется «Травники»,
В: — А как называется книга, в которой собраны лекарственные цветы? (ответы детей)
В: — Верно, это «Цветники»!
В: — За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать.
В: — Давайте, мы с вами представим, что мы очутились на лесной полянке! (Дети под музыку идут за воспитателем и выполняют ритмические движения)
(На ковре разложены листья деревьев вырезанные из картона под ними задания для детей).
В: — Посмотрите мы с вами остановились на лесной поляне, где растет множество растений, а среди них и лекарственные. Только ветер подул и перепутал их, поможем Айболиту их собрать? Предлагаю вам собрать их с помощью разрезных картинок.
Д/игра «Собери картинку». (На альбомные листы наклеиваются изображения лекарственных растений: ромашка, подорожник, мята, одуванчик, календула; потом разрезаются на 8 разных частей).
В: — Посмотрите внимательно какие у вас получились изображения. Какие это растения? (Ответы детей.)
В: — Вижу, что какие-то из них вам хорошо знакомы, а какие-то нет. Ребята, давайте подробнее поговорим о каждом из этих лекарственных растений.
В: — Это растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (Ромашки) (6 слайд)
(Воспитатель вместе с детьми находит изображение ромашки)
В: — Что вы знаете о ромашке? (ответы детей)
В: — Какие части растения люди используют? (ответы детей)
В: — (7 слайд) Ромашка аптечная — одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику. Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.
В: — Отгадайте следующее растение?
Тонкий стебель у дорожки
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги. (подорожник) 8 слайд
В: — Найдите это растение среди других.
(Дети самостоятельно находят нужную картинку).
В: — Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Кто из вас пользовался подорожником? Что необходимо сделать? (Ответы детей).
В: — (9 слайд). В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется при лечении кашля. Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен. Сок из свежих листьев растения эффективен при болезни желудка.
В: — Чтобы узнать следующее лекарственное растение, о котором мы будем говорить, вам нужно выполнить следующее задание.
(Детям раздаются карточки на одной стороне с цифрой, а с другой с буквой и предлагается встать по порядку от 1 до 9 (1-о, 2-д, 3-у, 4-в, 5-а, 6-н, 7-ч, 8-и, 9-к).Затем все вместе читают что получилось – одуванчик). 10 слайд
Чтение стихотворения об одуванчике ребенком
Одуванчик, одуванчик
Ты такой один обманщик.
То ты желтый и душистый,
То кудрявый и пушистый.
Знает белка, знает зайчик
Любит ветер одуванчик
На глазах у всех ребят
Парашутики летят!
В: — Что вы знаете о одуванчике?
(Ответы детей)
В: — 10 слайд. Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство.
В: Вот какие вы молодцы, помогаете доктору Айболиту найти лекарственные растения! Ну а теперь давайте мы отдохнем!
Физминутка «Цветы».
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево — вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики),
В: — Отдохнули, набрались сил, можно продолжит наше путешествие-знакомство. Вот следующее лекарственное растение. Попробуйте отгадать какое:
Семена, как коготки,
Желто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает.
(календула) 11 слайд
В: — Что вы знаете о календуле? 12 слайд
В: — Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази. Это растение не прихотливое и не требует особого ухода, у него красивые яркие соцветие.
В: — Следующее растение, о котором мы поговорим называется…А как называется вы узнаете, когда отгадаете загадку!
В жвачке, в пасте и в конфетах
Вы найдёте травку эту.
Холодит приятно рот,
Запах чаю придаёт …
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? — Запах… 13 слайд
В: — Верно! Это мята. (Воспитатель показывает изображение мяты. Что вы знаете о мяте? 14 слайд
В: — Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высокими содержанием ментола — эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее свойства благоприятны для успокоения нервной системы.
Физминутка
Если весело живется, хлопай так
Если весело живется, хлопай так
Если весело живется
Мы друг другу улыбнемся
Если весело живется, хлопай так. (хлоп – хлоп)
Если весело живется, прыгай так
Если весело живется, прыгай так
Если весело живется
Мы друг другу улыбнемся
Если весело живется, прыгай так. (прыг-прыг)
Если весело живется, топай так.
Если весело живется, топай так.
Если весело живется
Мы друг другу улыбнемся
Если весело живется, топай так. (топ-топ)
В: — Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. 15 слайд, 16 слайд
В: — Доктор Айболит приготовил вам мультфильм о муравье, посмотрите и скажите чем лечили муравья? Какими лекарственными растениями? Кто ему что принес? (ответы детей, демонстрация презентации «Сказка о муравье»)
Беседа по мультфильму.
В: — Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Как мы должны беречь растения? Но также необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. (17 слайд)
В: — Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила. Давайте познакомимся с ними, а поможет нам мой помощник Филин. 18 слайд
(Детям демонстрируются презентация «Сбор и заготовка лекарственных растений»).
В: — А кто из вас знает как называется книга, куда занесены растения которые исчезли уже с нашей планеты, или исчезают? (ответы детей) 25 слайд
В: — Верно, это красная книга! Как вы думаете, почему она красного цвета?
В: — Правильно, красный знак опасности, предупреждает о том что природу надо беречь!
В: — О чем мы с вами сегодня говорили? Какие растения называются лекарственными? Какие к ним относятся?
В: — 26 слайд. Вот какие вы молодцы! Помогли доктору Айболиту вылечить больных зверей в лесу! Он вам благодарен, и вот он вам в знак благодарности, хочет вас угостить фиточаем, состоящий из лекарственных растений! Приятного чаепития! 27 слайд