Конспект урока на тему «Растения – производители»













Урок по окружающему миру

Тема: « Растения – производители»









Автор : Маглинова Баирта Борисовна,

учитель начальных классов

БПОУ РК «Элистинский

педагогический колледж

им.Х.Б.Канукова»,

Республика Калмыкия, г.Элиста









2014 г.





Цель:

Познакомить учащихся с особенностями строения растений, научить различать части растения, рассмотреть способы размножения цветковых растений;

Развивать логическое мышление, речь учащихся, внимание, формировать навыки самостоятельной работы;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.



Задачи: показать связь между живой и неживой природой, систематизировать знания о растениях и их роли в экосистеме, определить роль каждого органа растения, выявить способы размножения, усвоить понятие о фотосинтезе, отработать навыки групповой и самостоятельной работы, уметь находить нужную информацию в учебнике.

Оборудование: Интерактивная доска, предметные картинки с изображениями частей растения и подписи к ним, таблица, учебник « Окружающий мир», рабочая тетрадь под ред. А.А.Вахрушева – М.: Баллас 2013г.



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

У: Ребята, давайте вспомним что такое экосистема? Из чего она состоит?

Д: Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных « профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

У: Что относится к неживой природе?

Д: Солнце, воздух, вода, почва, камни…

У: Чем отличается живая природа от неживой?

Д: Все живое дышит, питается, растет, размножается и умирает.

У: Что же относится к живой природе? ( Таблица 1. « Живая природа». Дополняю ее с помощью детей надписями «Люди», « Животные», « Растения», « Грибы», « Бактерии»)



Таблица 1.



Живая природа

Бактерии Люди







Грибы Животные

Растения



III. «Открытие» нового знания.

— Сегодня на уроке мы отправимся в царство Растений, познакомимся с новой классификацией растений и органами цветковых растений.

— Какую роль в экосистеме играют производители?

— Что необходимо для роста растения?

— Откуда растения берут воду и минеральные вещества?



У: Откройте учебник на странице 1 и прочитайте, что забыла засушить Лена? Выполним задание №1. Напомните, из каких частей состоит цветковые растения?

Д: Из надземных и подземных частей.

У: Любому растению нужны свет и вода. Что из этого более доступно его наземным и подземным частям?

Д: Надземной части доступен свет, а подземной части – вода.

У: Правильно. Для жизни растений необходимы свет и вода. Надземные части тянутся вверх, к солнцу. Они обеспечивают процесс фотосинтеза. Что такое фотосинтез?

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Растениеводство"

0005-005-Fotosintez.jpg







 Д: Фотосинтез – это процесс, при котором из углекислого газа, воды и минеральных веществ на свету образуются органические вещества.

У: Правильно. А подземные части растения тянутся вниз, всасывая воду, а с ней и другие полезные вещества. Помимо этого растению необходимо передавать полезные вещества одних частей растения к др. и преодолевать земное притяжение. Со всеми этими сложными задачами успешно справляются органы растения – лист, стебель и корень.

— Прочитайте в учебнике, какую работу выполняют листья? Части растения – это корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами

Д: Они кормят все растение.

У: Что происходит в листьях?

Листья: фотосинтез.

У: А теперь прочитайте о стебле. Какая главная задача стебля?

Стебель: Опора.

Что еще происходит в стебле? Связующая нить между листьями и корнем, передача веществ. Чем покрыт стебель снаружи?

У: Теперь прочитайте о корне. Какие задачи у корня?

Корень: Удерживает стебель, всасывает воду и минеральные вещества из почвы.

Итак: главная задача листьев – фотосинтез; стебель служит для опоры и доставляет воду к листьям, а органические вещества от листьев, а корень удерживает растение и всасывает воду из почвы.

У: Как вы думаете, у всех ли растений есть семена и цветы?

Д: Нет. У водорослей нет цветов и семян.



Таблица 2.



Растения



Низшие растения

Высшие растения

Водоросли



— Первичные растения, вышедшие на сушу, не имели всех тех органов, которые есть у современных наземных растений. Древние растения – мхи, не имеют корней и сосудов, а папоротники, хотя и имеют корни, но также предпочитают селиться у воды. Как вы думаете, почему?

Д: Они размножаются спорами, а спорам нужна вода.

У: Правильно. ( дополняю таблицу 2 на доске. Низшие растения: мхи, папоротники). Иллюстрацию этих растений рассмотрите в учебнике на странице 4.

У: Летом на Руси праздновали день Ивана Купалы. Существовало поверье, что в ночь на И.К. зацветет папоротник. Тот, кто его найдет, будет счастлив и богат. Как вы думаете, были ли такие счастливчики?

Д: Нет, у него нет цветов. Папоротник размножается спорами (смотреть статью в учебнике).

У: Хвойные растения размножаются семенами, но у них нет цветов. Хвойные растения изображены на стр. 3 ( дополняю таблицу 2 на доске.Высшие растения: хвойные).

— Высшая степень развития растений – цветковые растения. Почему они так называются? Какой орган появляется у этих растений?

Д: Цветок.

У: Цветок – самый совершенный орган размножения. Кто помогает распылить цветок?

Д: Насекомые.

У: Эта работа так понравилась насекомым, что цветковые стали самой многочисленной группой растений.( дополняю таблицу 2. Высшие растения: цветковые) Посмотрите на стр. 2 иллюстрации цветка растений и их опылителей. Чтение текста о цветке.

IV Первичное закрепление.

У: Кто или что помогает растениям распространить их семена.

Д: 1. Птицы помогают рябине.

2. Ветер помогает клену и одуванчику.

3. Кедровку – птица, она помогает кедру.

4. Звери помогают репейнику.

У: Подумайте, спора или семя имеет больше шансов прорасти и дать начало новому растению. Почему?

Д: Семя, в нем есть запас веществ. А спорам обязательно нужна вода.

V. Самостоятельная работа. Выполните задания №5 в рабочей тетради.

VI. Контроль и рефлексия.

Сегодня мы рассмотрели растение как слаженное производство, как важную часть экосистемы. Благодаря сложной работе внутри растения и его взаимодействия с другими участниками экосистемы, их приспособленности друг к другу, экосистема существует долгое время, и еще будет существовать.

Как мы с вами можем поддерживать эту жизнь, не разрушая ее?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему научились?

— Что было особенно интересно?

  • Кому было все понятно и кто правильно справился с заданиями, поднимите красный цветок.

  • Кто чувствовал себя немножко неуверенно, ошибался, но ошибки свои понял и исправил, поднимите синий цветок.

  • У кого были затруднения при выполнении заданий, были ошибки при самой работе – поднимите желтый цветок.

Какая красивая у нас получилась полянка. Я очень хочу, чтобы мы с вами учились у природы жить дружно и понимать друг друга.





Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса на тему «ЧС техногенного характера и защита населения от их последствий»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: