Тема: « Разнообразие растений на Земле»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.
Задачи:
— познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений;
— воспитывать чувства бережного отношения к природе, её значимости в жизни человека;
— развивать познавательный интерес; умение наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать.
Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят.
И готовы получать
Лишь всегда оценку пять.
— Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу.
Я желаю всем нам хорошего урока.
Проверка домашнего задания.
Самостоятельная работа.
Ваша оценка будет зависеть не только от правильности выполнения домашнего задания, но и от работы на уроке. Каждый вид работы на уроке вы будете оценивать в оценочных листах, которые лежат у вас на столах.
Сообщение темы и целей урока
Поэтическая минутка.
Всё в тающей дымке-
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы. (Н. Рыленков)
— Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.
— А что такое природа?
— Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на мои вопросы.
— На какие 2 большие группы делится природа?
— Судя по картинкам, о какой природе пойдёт речь на уроке?
Слайд 1
— На какие большие группы делится живая природа?
— Как называются эти группы?
— А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.
Из- под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает.
(Подснежник) Слайд 2
Живые рубины
На ветках видны,
И мякотью сладкой
Рубины полны.
(вишня) Слайд 3
Стоит колюка на вилах,
Одета в богрянец,
Кто подойдёт,
Того кольнёт.
( Шиповник) Слайд 4
— Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с их разнообразием и новой классификацией растений.
3. Изучение нового материала
— Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения — зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.
Учёные изучили растения и пришли к выводу, что они все похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп.
Итак, первая группа. Слайд 5
Постоянная среда обитания этой группы – вода, однако многие их виды могут жить и вне среды. Обратитесь к учебнику и определите, что это за группа. Что вы ещё узнали о растениях данной группы?
Слайд 6
Вторая группа. Слайд 7
К этой группе относятся растения, которые можно встретить в тенистом уголке леса. Это травянистое растение с тёмно-зелёными продолговатыми листьями. Что это за группа?
Слайд
Третья группа. Слайд 8
Растения этой группы встречаются во влажном лесу, на болоте, стволе старого дерева. Они часто образуют на почве сплошной покров изумрудно-зелёного цвета. Как называется эта группа растений?
Слайд 9
Что ещё вы узнали о мхах?
Физкультминутка
Игра «Деревья, кустарники, травы»
Если я называю дерево, вы поднимаете руки вверх, если кустарник – отводите руки в сторону. Если я называю травянистое растение, то вы приседаете.
Четвёртая группа. Слайд 10
Растения этой группы обитают в нашей стране повсюду. Листья многих растений этой группы – длинные тонкие иголки.
Обратитесь к учебнику и определите, что эта за группа.
Слайд 11
Пятая группа. Слайд 12
Это самая многочисленная и широко распространённая на Земле группа растений. Они встречаются повсюду: в лесах, на лугах, в водоёмах…
Что это за группа?
Слайд 13
Оцените сою работу.
3.2 Заполнение таблицы
Работа в паре
Мы узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. На каждом столе лежит таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник и полученные знания на уроке заполнить ее.
По каким признакам учёные разделили все растения на разные группы?
стебли | листья | цветы | корни | плоды и семена | |
цветковые |
|
|
|
|
|
водоросли |
|
|
|
|
|
мхи |
|
|
|
|
|
папоротники |
|
|
|
|
|
хвойные |
|
|
|
|
|
Слайд 14
Проверка: Слайд 15
стебли | листья | цветы | корни | плоды и семена | |
цветковые | + | + | + | + | + |
водоросли | _ | _ | _ | _ | _ |
мхи | + | + | _ | _ | _ |
папоротники | + | + | _ | + | _ |
хвойные | + | + | _ | + | + |
Проверка
-Кто не допустил ни одной ошибки?
— А кто одну, две?
— Молодцы!
Оцените свою работу.
3.3 Загадки
А сейчас мы посмотрим, как вы будете применять знания, полученные на сегодняшнем уроке. Я буду загадывать вам загадки о растениях. Вы отгадываете и определяете, к какой группе растений оно относится.
6.Что же это за девица?
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ёлка) Слайд 20
1.У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту.
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке.
(Сосна) Слайд 16
2.Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень –
И в ней окажется (сирень) Слайд 17
10.Стоит в саду кудряшка, —
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?
(Ромашка) Слайд 24
9.Поле, словно в жёлтых волнах.
Здесь растёт цветок…
Поворачивает ловко
Он за солнышком головку.
(Подсолнух) Слайд 23
5.Осень в сад
К нам пришла
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И галдя её клюют.
(Рябина) Слайд 20
4.Что за дивная краса?
Листья, словно паруса,
Но с цветами ту траву,
Не увидишь наяву!
(Папоротник) Слайд 19
3.Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(Мох) Слайд 18
8.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек) Слайд 22
7.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчики) Слайд 21
Оцените свою работу.
Бережное отношение к природе
Чтобы сохранить всё разнообразие природы каждый из нас должен внести свой вклад.
Что должен делать каждый человек для сохранения природы?
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она твой давний
Добрый лекарь!
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!
Помните эту истину, соблюдайте правила поведения в природе и тогда сможете всегда любоваться её удивительной красотой.
4.Рефлексия.
Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Кому работать было легко?
— Кто испытывал трудности?
— Кто остался доволен своей работой на уроке?
— Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.
5. Оценивание
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
— Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.
Для всех:
1. Прочитать в учебнике статью на стр. 59 – 64.
Для юных ученых:
Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы:
Творческие работы:
— сочинить сказку, стихотворение, загадку, составить кроссворд.