Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей.
Центр дополнительного образования для детей «Радуга» г.Сочи
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
По речевому развитию.
«Секреты цветика-семицветика».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Задачи:
Образовательные: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов и определять ударный гласный звук. Делить слова на слоги. Совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Развивающие: Развивать монологическую и диалогическую речь, умение отвечать на поставленный вопрос. Развивать фонематический слух, память, словесно-логическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать чуткость, желание прийти на помощь друг к другу. Интерес к родному языку. Умение работать в коллективе.
Развивающая среда: Мультимедийная установка. Видеоролик. Мольберт. Магнитофон с записью. Предметные картинки, карточки со схемами. Синие, красные, зеленые, черные фишки, тетради, ручки, «лепестки цветка».
Ход непосредственно- образовательной деятельности:
Организационный момент.
Игровая ситуация «Скажем друг другу добрые слова» Дети
по кругу передают игрушечное сердечко и говорят друг другу добрые слова.
Педагог: Ребята, чтобы порадовать друг друга, чтобы у нас было хорошее настроение мы друг другу говорим ласковые добрые слова. Ведь ласковые слова согревают душу. Все это хорошо и замечательно, но мне кажется, совершать добрые поступки, делать добрые дела — это еще лучше.
Педагог: Сегодня я хочу рассказать вам историю об одном волшебном цветке, у которого есть секрет. Хотите узнать, что это был за цветок?
(Ответы детей)
Педагог предлагает детям сесть перед мультимедиа. (Включает видеоролик)
Педагог: Добрая волшебница в своем саду вырастила волшебный цветок и подарила его девочке, но злой колдун Неуч напустил ураганный ветер и все лепестки разлетелись. Чтобы собрать лепестки и узнать секрет цветика – семицветика, необходимо выполнить задания. Ребята, вы хотите помочь девочке?
(ответы детей)
Педагог: Перед тем, как мы отправимся в путь, давайте произнесем волшебные слова.
Дети вместе с педагогом произносят чисто — говорки:
Ра – Ра — Ра начинается игра
Са – СА — Са ждут в пути нас чудеса.
Педагог: Для того чтобы выполнить все задания, давайте разбудим наш язычок после зимней спячки, Сели, выпрямились, вдохнули весеннее настроение, выдохнули все обиды, улыбнулись друг другу и послушайте мою сказку о Язычке. Жил – был Язычок, зимой спал в своей постели, а весенним солнечным днем решил помыть свое окошечко (дети выполняют движения язычком) После этого Язычок выглянул — спрятался, выглянул – спрятался (змейка). Затем Язычок надел солнечные очки, и смело посмотрел верх – вниз,
Верх – вниз (качели)
Дети выполняют движения язычком – артикуляционная гимнастика.
Педагог: И первое задание – это задание фиолетового лепестка. Чтобы его выполнить, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Ответы детей (предложения, слова, слоги, звуки)
Педагог: Какие бывают звуки?
Ответы детей.
Педагог: Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ответы детей.
Педагог: Какие звуки бывают только мягкими?
Ответы детей.
Педагог: Какие звуки только твердые?
Ответы детей. На экране появляется фиолетовый лепесток.
Педагог: Посмотрите, ребята, а наш фиолетовый лепесток вернулся на место, значит вы ответили все правильно.
Педагог: Следующий лепесток был голубым. Чтобы нам его вернуть на место вначале нужно расшифровать слово, которое спряталось в картинках, и произвести звуковой анализ этого слова. Для этого надо правильно подобрать «домик для звуков». Я вам открою секрет, чтобы узнать, что за слово спряталось в зашифрованном письме нужно соединить только первые звуки каждой картинки.
Дети за столом выполняют задание: проводят звуковой анализ полученных слов, ставят ударение, определяют сколько слогов в словах. На экране появляется голубой лепесток.
Педагог: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились.
Следующий лепесток – синий. Для того чтобы он вернулся к цветику — семицветику, нужно поделить слова на слоги.
Педагог показывает предметные картинки .Дети «делят» слова на слоги хлопками ладоней .На экране появляется синий лепесток.
Педагог: Следующий лепесток-это желтый. А желтый цвет это солнышко, это радость, это хорошее настроение.
Физкультминутка. Звучит музыка и дети делают движения.
Педагог: Маленькое солнышко я держу в ладошке,
А большое солнышко светит мне в окошко,
Маленькое солнышко я беру руками,
А большое солнце высоко под облаками
Маленькое солнышко мне в ладони светит,
А большое солнышко светит всей планете.
Вот желтый лепесток вернулся на свое место.
Педагог: Следующий лепесток- оранжевый, чтобы он вернулся на свое место, вам нужно выполнить следующее задание.
Педагог выкладывает на мольберт модель слова состоящего из трех звуков.
Педагог: Назовите слова к этой модели.
Ответы детей.
На экране появляется оранжевый цветок.
Педагог: Следующий лепесток зеленый. Для того, чтобы он вернулся, нужно отгадать загадки.
Педагог загадывает загадки, дети отгадывают.
На мольберт выставляются картинки – отгадки.
Педагог: 1.Языка нет, а рассказывает (Книга)
. 2.Если ей работу дать, зря трудился карандаш (ластик)
3.Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведет,
Там заметку кладет (карандаш)
4.Новый дом несут в руке, дырка дома на замке тут бумажки все особо важные и живут в доме том – книжка, ручка и альбом. (Ранец)
Педагог: Ну а сейчас к вашим отгадкам нужно придумать предложения и записать их с помощью схем. Ребята, давайте вспомним, что такое предложение
Ответы детей.
Педагог: А теперь, ребята, садитесь за столы, возьмите правильно ручки, выпрямите спины, « записываем» свое предложение.
Дети рисуют схемы предложений, «читают» их, отвечают, сколько слов в предложении, что должно стоять в конце предложения. На экране появляется зеленый лепесток.
Педагог: И последний лепесток нашего цветика-семицветика – красный. Злой колдун все перепутал. Нужно исправить ошибки в предложениях, тогда появится последний лепесток.
Педагог диктует предложения, дети исправляют ошибки, произносят предложения правильно.
Педагог: 1. Дети пьет молоко.
2. Целый день льют дождик.
3. Весной птица вьет гнезды.
4. У курицы четыре цыпленок.
На экране появляется красный лепесток.
Педагог: Вот и собрались все лепестки цветика – семицветика. Злые чары колдуна Неуча распались. И что же за секрет у нашего цветка?
Ответы детей.
(Педагог выставляет на мольберт цветок с буквами, на каждом лепестке)
Педагог: Ребята, может кто-то сможет прочитать это слово.
Дети читают слово « Доброта»
Педагог: Молодцы, помогли собрать цветик- семицветик, узнали его секрет. Вы были внимательны, добры к друг другу. Скажите, а какое задание вам показалось самым трудным.
Ответы детей.
Педагог: Кто вам понравился больше всех?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, давайте дадим друг другу руки и скажем « ты – молодец»!