Г. Хабаровск МБОУ СОШ№44
Тема открытого занятия: «Секреты здорового питания»
“Здоровье не всё,
но всё без здоровья – ничто”.
Сократ
Цель занятия:
формирование здорового образа жизни посредством правильного питания,
воспитание бережного отношения к своему здоровью, самостоятельности, терпимости, чувство сопереживания.
Задачи занятия:
Образовательные: обобщение знаний о составе пищи, сформировать у воспитанников знания о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов.
Развивающие: развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни;.
Воспитывающие: воспитание ответственного отношения воспитанников к своему здоровью (формирование представления воспитанников о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу).
Методы воспитания: Словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, таблиц, упаковок продуктов питании); практические (работа с раздаточным материалом); проблемный (постановка проблемных вопросов);
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, взаимоконтроль.
I. Организационный момент.
Воспитатель.
Слайд №1
Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие участники и гости.
Вступительная часть:
Приветствуем всех, кто время нашел
И к нам на праздник здоровья пришел.
Весна улыбается пусть нам в окно,
А в группе у нас светло и уютно.
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь.
И набираем, естественно, вес.
Здоровье свое бережем с малых лет,
Оно нас избавит от болей и бед.
II. Вводная часть воспитателя
Человек, словно печка. В печку, чтобы она давала тепло, нужно время от времени подкладывать топливо. Человеку, чтобы он был активен, нужна пища. Пища – это источник энергии для человека.
Ребята, вы уже знаете, что важнейшим фактором сохранения здоровья является правильно организованное питание. А что значит, по-вашему, правильно питаться? Вся ли пища, которую мы едим, одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы? Об этом мы и поговорим сегодня. Итак, тема сегодняшнего занятия называется: «Секреты здорового питания» слайд №2
И сегодня, вам понадобятся знания, полученные из предыдущих занятий по программе «Разговор о правильном питании».
Учитель: В народе говорят: «Здоровому всё здорово!». Почему?
Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему работать и отдыхать.
Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет: “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”. (3 слайд)
Никто еще не оспорил Сократа, но и мало кто следует его совету. Ведь еда – наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает эндорфины – особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие настроение. На страже здоровья, чтобы погоня за эндорфинами не нанесла вреда, стоит режим питания. (давайте вспомним с вами, что это значит?)
ответы детей: принимать пищу в одно и тоже время.
Правильно вы уже знаете, что Основа режима питания – прием пищи в одно и то же время. А сколько раз вы принимаете пищу? Давайте составим индивидуальный режим питания.
Слайд №4
Задание №1 В группах дети обсуждают, когда лучше принимать завтрак, школьный завтрак, обед и ужин.
Таблица 1. Режим питания школьника
Приём пищи | продукты | |
7.30 | завтрак | Каши молочные, чай, хлеб с маслом, фрукты |
11-00 | второй завтрак | Йогурт, фрукты |
14-30 | обед | Борщ, суп, картофельное пюре с мясом, компот, хлеб, салат, рыба |
16-00 | полдник | Фрукты, кефир, печенье |
19-00 | ужин | Запеканка, какао, хлеб, масло |
(По предложениям ребят составляется самый удобный режим питания. При этом на доске заполняется общая таблица (завтрак в 7.30, школьный завтрак в 11.00, обед в 14.30, ужин в 19.00), а дети заполняют индивидуальные бланки. В третьем столбике таблицы записываются, продукты, которые школьники употребляют обычно: и любимые, и те, что предлагаются родителями или в школе. Проводится обсуждение выбранных блюд с точки зрения их пользы.
Завтрак:
Мудрецы прошлого учили: завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
Завтрак, во время которого следует потреблять 35% дневного рациона, должен быть богат углеводами, главным образом природными – из овощей и крупы, но не беда, если к ним добавится и немного сахара.
Обед, несущий человеку 45% суточного рациона, обязан обеспечить организм и углеводами, и белками, и жирами.
А вот ужину действительно следует быть облегченным – 20% рациона. Нежирные молочные продукты, овощи, фрукты, крупы – самое подходящее меню за 2-3 часа перед сном.
И почему раз в день обязательно надо есть горячий суп. (Жидкая горячая пища – праздник для желудка, ведь регулярная перегрузка желудка тяжёлой сухой пищей вызовет преждевременные болезни желудочно-кишечного тракта). После работы по составлению индивидуального режима питания ребята обсуждают в группах, какие рекомендации своим поварам по организации питания они хотели бы дать. Представители групп читают предложения вслух.
Давайте дадим совет поварам:
— когда готовите пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.)
Да, нашему организму больше всего подходит четырех или пятиразовое питание. Только при таком распорядке вырабатывается рефлекс выделения в определенное время желудочного сока, что способствует лучшему перевариванию пищи, ее усвоению.
Итак ребята, мы с вами открыли первый секрет здорового питания. Что это за секрет? (ответы детей – режим питания)
Хорошо, запомните его.
Учитель: — А какой должна быть еда?
Ответы детей (Вкусной, разнообразной)
Учитель: — Почему?
Ответы детей (В разных продуктах содержатся разные питательные вещества и витамины).
Учитель: — А какую пищу можно считать полезной?
Ответы детей: (Ту, в которой много витаминов).
Учитель? — А что такое витамины?
(Ответы детей). : Витамины — это вещества, необходимые организму человека. Они содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет.
Витамины — это вещества, которые содержатся в овощах, фруктах; они полезны для организма человека. Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов.
III. Разговор о составе пищи.
Ребята, давайте послушаем девочек, что они нам расскажут.
(Выходят Витамины, несут подносы с продуктами).
Слайд №6
Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я- витамин А! Витамин А — содержится в моркови, помидорах, рыбе.
Слайд №7
Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я- витамин В! Меня вы можете найти в рисе, горохе, фасоли, хлебе, йогурте, сыре.
Слайд №8
Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен я- Витамин С! Меня вы найдете в черной и красной смородине, шиповнике, лимоне, луке, киви, болгарском перце, капусте, вишне.
(Витамины уходят).
Воспитатель: А какие еще витамины вы знаете?
Слайд №9
Дети: — например, витамин группы Д. Он сохраняет зубы. Без него они становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбы, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д.
Учитель: Да, правильно, а вообще витаминов целых 20, самых разных. Но зимой и весной трудно найти овощи и фрукты.
Как выйти из положения?
Ответы детей: !! Принимать витамины, продаваемые в аптеках.
Учитель: Да, ребята, правильно, но витамины необходимо употреблять в строго определенных количествах. Скажите, а что еще кроме витаминов, входит в состав пищи?
Ответы детей: (жиры, белки, углеводы и минеральные вещества) слайд №10
Учитель: Молодцы! Расскажите нам о них.
Дети:
Слайд №11
Жиры – это основной источник энергии в организме. Они входят в состав клеток и оболочек. Жиры необходимы любому человеку, помогают сопротивляться болезням. Жиры предохраняют организм от переохлаждения. Жиры бывают животные и растительные. Они есть в молоке, мясе, орехах, масле и т.д. (слайд)
Слайд №12
Белки – это основной строительный материал нашего организма, необходимый для роста и поддержания важнейших органов и тканей. Основными источниками белка в питании человека являются мясо, молоко, яйца, рыба, а так же фасоль, орехи, зерновые и некоторые овощи.
Слайд №13
Углеводы, — как и жиры, служат важным источником энергии в организме. Они обеспечивают работу сердца, мышц и, конечно, мозга. Пополнение запаса питательными веществами мозга происходит за счёт поступления глюкозы. (это могут быть фруктовые или специально приготовленные углеводные напитки, чай, кофе, различные булочки, печенье, конфеты, молоке и т.п.).
Минеральные вещества.
Кроме витаминов человек получает из пищи и минеральные вещества: калий, натрий, хлор, магний, железо, кальций, фосфор, цинк, медь, хром, йод и многие другие. Минеральные вещества входят в состав его клеток и тканей, обеспечивая их рост, ускоряя процессы обмена, выполняя и многие другие функции.
На сегодня установлено, что для живых существ необходимо по крайней мере 10 металлов. Это железо, медь, магний, кобальт, цинк, марганец, молибден, натрий, калий, кальций. Их называют металлами жизни. Человек может получить эти вещества, употребляя в пищу сырые растительные продукты питания.
Учитель:
Да, Питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам. Иначе – полнота, нарушение развития мозга, костей, мышц, других органов, нарушение иммунитета, и трудности в обучении.
Слайд №14
Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 -20% из белков, на 20 -30% из жиров, на 50- 55% из углеводов.
Дети выполняют задание из книги по программе «Разговор о здоровом питании с. 11, 12, 13 (2 недели в лагере здоровья по теме: белки, жиры и углеводы)
Слайд №15
Задание 1 :
Ребята, мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить свой организм энергией и питательными веществами. Предлагаю ребятам выбрать из списка только продукты питания:
а) молоко, б) белки, в) пшено, г) жиры, д) яблоки, е) мясо, ж) углеводы, з) вода, и) минеральные соли, к) рыба.
Ответы к Заданию 1 :
а, в, д, е, к
Задание 2 :
В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо питательное вещество: жиры, белки, углеводы. Так, в кефире больше белка – значит, оно относится к белковой пищи. Таким образом, можно разделить все продукты. Предлагаю выбрать из списка продукты с наибольшим содержанием жиров.
а) сыр, б) капуста, в) хлеб, г) рыба, д) виноград, е) колбаса, ж) гречка, з) сметана, и) орехи, к) картофель.
Ответы к Заданию 2 :
а, г, е, з, и
Взаимопроверка, правильность выполнения задания по слайду.
Слайд №16
Итак ребята, мы с вами открыли второй секрет здорового питания. Назовите его. (ответы детей – пища должна быть богата витаминами и питательными веществами, т.е разнообразной)
Хорошо, запомните его.
III. Знакомство с новым материалом.
Разговор о Пищевых добавках.
А теперь, я хочу рассказать вам одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь».
Постановка проблемы:
Учитель: Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать проблемный вопрос нашего занятия.
Ответы детей: (Вся ли пища полезна, которую мы едим?)
Слайд №17
Учитель:
А теперь, чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте начнем поиграем.
Игра «Третий лишний».
Ребята, давайте с вами сыграем в игру «Третий лишний» и попробуем Исключить одно лишнее слово из трех и объяснить, почему вы исключили именно это понятие
Слайд №18
БЕЛКИ, ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, УГЛЕВОДЫ.
(Предполагаемый ответ: белки и углеводы – основные компоненты пищи, пищевые добавки – лишнее.)
Учитель: Теперь, давайте попробуем ответить на наш проблемный вопрос: вся ли пища полезна, которую мы едим? Слайд №19
Мы знаем, что одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать полезные для человека питательные вещества.
Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.
Скажите, как называются эти вещества, которые добавляют в пищу для придания ей всех этих свойств?
Ответы детей: Пищевые добавки. Слайд №20
Вопрос группе: А что такое пищевые добавки?
(Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)
Вопрос группе: когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение? ( Слайд №21 )
(Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обёртки, банки или коробки.)
Вопрос группе: а обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт?
(Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)
( Слайд №22)
Учитель: выберите в магазине нужные вам продукты и прочтите на этикетках состав продуктов, входящих в выбранный вами товар.
Учитель: ( Слайд №23)
Да, Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки: те, что в народе называют «ешками». Пищевые добавки в составе продуктов питания обозначены буквой Е и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Цифры Е121, Е330, Е621 и т.д. говорят о типе пищевой добавки (имеется в виду консерванты, красители, усилители вкуса и т.д.).
Давайте послушаем Сашу , который подготовил для вас информацию о пищевых добавках: ( Слайд №24)
Особым вопросом в питании человека, является применение при приготовлении пищи так называемых пищевых добавок, к которым относятся консерванты (противомикробные агенты), антиоксиданты (противоокислители), смесители, стабилизаторы и красители
Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.
История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи – соль, сахар. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок.
давайте рассмотрим самые распространенные пищевые добавки и разберемся, для чего они нужны? ( Слайд №25)
Е100–Е199 – КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов); эти вещества добавляют в кондитерские изделия, маргарин, сыр и др. продукты.
Е200–Е299 – КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта); Людям с предрасположенностью к аллергии лучше отказаться от таких продуктов, содержащих консерванты.
Е300 – Е399 – АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи); находятся в бульонных кубиках, жевательной резинке, мороженом.
Е400–Е499 – СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов);
Е500–Е599 – ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания);используются при приготовлении вводно-жировых смесей, например майонеза, кремообразных пищевых продуктов.
Е600–Е699 – УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА. (глютомат натрия Е 621), который часто добавляют в соусы, приправы, колбасы и др. продукты, бывают причиной не только аллергической реакции, но и приступов мигрени и сердцебиения.
Учитель:Да, на сегодняшний день число пищевых добавок, применяемых в различных странах, составляет более 600. Но с каждым годом увеличивается число пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих.
Из самого названия каждого класса пищевых добавок ясно, для чего они применяются. Скажите, а какое влияние оказывают на здоровье продукты с названными признаками?
Вова прочитай нам пожалуйста. Слайд №26
вызывают расстройства кишечника;
вызывают сыпь;
влияют на давление;
вредные для кожи;
ракообразующие;
повышают холестерин;
влияют на ЦНС, зрение.
Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»
А, сейчас я буду называть продукты. Если продукт полезен, вы хлопаете в ладоши. Если неполезен, то вы топаете ногами.
Рыба, жирное мясо, кефир, чипсы, геркулес, пепси, подсолнечное масло, фанта, морковь, торты, капуста, сникерс, яблоки, шоколад, груши, сало.
Ответы:
Полезные продукты: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, груши и т.п.
Неполезные продукты: чипсы, пепси, фанта, жирное мясо, торты. «Сникерс», шоколадные конфеты, сало и т.п.
Учитель: А почему вы считаете, что названные вами продукты неполезны?
Ответы детей: потому что все они содержат пищевые добавки.
Молодцы, ребята.
Учитель: А теперь, поднимите руки, кто из вас любит чипсы, китайскую лапшу?
Учитель: В последнее время в магазинах появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания частью нашего питания: супы и вермишель быстрого приготовления, каши-минутки, бульоны, чипсы, сухарики, колбасы, сосиски. Все эти продукты содержат глютамат натрия – усилитель вкуса. Почему нужно быть осторожными в его использовании? Какое влияние оказывает на здоровье глютамат натрия?
(Слайд № 27 ) Е621 – наносит непоправимые повреждения растущему мозгу, нарушается зрение, психика. Дети не получают нужных микроэлементов и витаминов из таких продуктов, эти продукты попросту не содержат их, что уже само по себе неизбежно приведет к отставанию в учебе, болезням и различным поведенческим проблемам.
Задание.
На столах разложены упаковки от продуктов питания, содержащими и не содержащими пищевые добавки.
Учитель: Вам нужно выбрать продукты, не содержащие пищевых добавок и перечислить их. Ребята работают в группах.
Итак, ребята, мы с вами открыли еще один секрет здорового питания. Назовите его. (ответы детей – не употреблять пищу, содержащую пищевых добавок, вредных для здоровья.)
Заключение.
Ребята, теперь вам известны секреты здорового питания. А каковы они? Прочтите те, которые вы не назвали. Слайд №28
Секреты здорового питания:
Соблюдать режим питания;
Есть 4-5 раз в день;
В питании всё должно быть в меру;
Пища должна быть разнообразной;
Есть овощи и фрукты;
Тщательно пережевывать пищу;
Внимательно читать надписи на этикетке продукта;
Не покупать продукты с чрезмерно длительным сроком хранения;
Не покупать супы и каши быстрого приготовления;
Не перекусывать чипсами, сухариками и т.п.;
Соблюдение культуры приема пищи.
Учитель: Итак, мы познакомились с пищевыми добавками продуктов питания, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?”.
(Предполагаемый ответ: сегодня мы убедились, что большинство пищевых добавок оказывают негативное влияние на здоровье.)
Я вижу, что теперь вы хорошо знаете, как правильно и с пользой для здоровья питаться. Ведь “единственная красота…- это здоровье”, а чтобы ваш организм был красивым и здоровым, я предлагаю вам следовать этим нехитрым правилам и быть всегда здоровыми.
Учитель:
На память об этом занятии я угощаю вас яблоками и грушами. Как вы думаете, почему я выбрала такие подарки?
(Предполагаемый ответ: фрукты не содержат в своем составе пищевых добавок, они необходимы для полноценного питания.)
Следите за своим питанием.
Слайд №29
Желаю вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Слайд №30
Всем спасибо..
Задание 1.
Мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. А знаете ли вы отличие между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества»? Предлагаю 1 варианту из списка выписать продукты питания, а 2 варианту – питательные вещества:
а) молоко, б) белки, в) пшено, г) жиры, д) яблоки, е) мясо, ж) углеводы, з) вода, и) минеральные соли, к) рыба.
Ответы: 1) а, в, д, е, к; 2) б, г, ж, з, и.
Задание 2.
В продукте питания обычно преобладает одно кокое-либо питательное вещество: жиры, белки, углеводы. Так, в кефире больше белка – значит, оно относится к белковой пищи. Таким образом, можно разделить все продукты. Предлагаю 1 варианту из списка выбрать продукты с наибольшим содержанием жиров, а 2 варианту – углеводов:
а) сыр, б) капуста, в) хлеб, г) рыба, д) виноград, е) колбаса, ж) гречка, з) сметана, и) орехи, к) картофель.
Ответы: 1) а, г, е, з, и; 2) б, в, д, ж, к.
13