Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Акименко Ольга Николаевна
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»
Город Урюпинск Волгоградской области
Тема занятия: «Сердцу милый край родной»
Программное содержание: Закрепить знания детей о природе России, родного края, потешках, играх. Дать первоначальное представление о русском национальном костюме. Продолжать формировать умение вступать в беседу, отвечать на вопросы, активизировать словарь детей. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к своей Родине, вызвать интерес и чувство восхищения русской природой, талантами русского народа.
Оборудование: русские народные костюмы, музыкальные записи русских народных мотивов, фонограмма «Звуки леса», фотоколлаж «Сердцу милый край родной…», художественные книги, маски животных, фотографии с изображением озера, реки, поля, леса, луга, дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, заучивание потешек, закличек, игр. Рассказывание, инсценирование потешек. Рассматривание иллюстраций, фотографий природы родного края. Приготовление атрибутов, фотоколлажа.
Словарная работа: гербарий, сарафан, кокошник, косоворотка, терем.
Ход занятия:
Ведущий:
— Здравствуйте, гости дорогие,
Да ребятки озорные,
Проходите-ка в дом,
Потолкуем ладком.
1-й ребенок:
— Добро пожаловать
Гости званные,
Да желанные.
2-й ребенок:
— Проходите, проходите
Да на лавочки садитесь.
Ведущий:
А почему вы сегодня такие нарядные?
Дети: Мы встречаем гостей.
Ведущий: Как красивы наши девочки. А во что они одеты?
Дети: В сарафаны.
Ведущий: А что у них на голове повязано?
Дети: Атласные ленточки.
Ведущий: Маленьким девочкам в старину повязывали разноцветные ленты. А взрослые женщины носили кокошники. Вот такие , как у меня.
А как красивы наши мальчики. Давайте посмотрим на мальчиков. На них нарядные рубашки. Они называются – косоворотки. Костюмы наши – русские народные. В таких нарядах ходили прапрабабушки прапрадедушки. Пусть гости полюбуются на нас, а мы их развеселим и потешим.
Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень…»
(Дети садятся на стульчики. На голове маски зверей: зайца, ежей, медведя, лисы).
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!-
Похвалялся зайка:
— Поди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
Могу песню я петь!
Ведущий:
— Вот какую потешку про зверей сочинил русский народ.
— О каких животных говорилось в потешке?
Дети: О лисе, медведе, о ежах, о зайце.
Ведущий: А где они живут?
Дети: В лесу.
Ведущий: А вы хотите на минутку там оказаться?
Дети: Да.
Ведущий: В моем доме – тереме много всего интересного да забавного. На стене развешаны фотоснимки. А фотографии те непростые, на них наши места родные. Эти снимки я взяла в музее детского сада. Давайте-ка полюбуемся на них. (Дети подходят с воспитателем к фотовыставке. На стене – фотографии в рамках с изображением природы родного края)
Посмотрите, ребята, здесь развешаны фотографии с изображением природы родного края.
— Что вы видите на этой фотографии?
Дети: Лес.
Ведущий: А как вы догадались, что это лес?
Дети: В лесу растет много разных деревьев.
Ведущий: В наших лесах произрастает много разных деревьев и кустарников.
— А какие деревья вам знакомы? Назовите их.
Дети: Береза, дуб, сосна, осина.
(Фонограмма «Звуки леса»…)
Ведущий: Ох, как же хорошо в лесу весной… Поют птицы, травка зеленеет. Да в лесу хорошо в любое время года, и зимой, и осенью. Гуляла я как-то осенью в лесу. Под ногами листва шелестела. Набрала я листочков с каждого дерева, да и засушила. Получился гербарий. А сейчас поиграем в эти листочки. Игра называется «С какого дерева лист!» Я буду показывать лист, а вы называйте с какого он дерева.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Ведущий: А это лист, с какого дерева?
Дети: С дуба.
Ведущий: Правильно. Это дубовый листочек. Я предлагаю, всем вместе поиграть в интересную игру про дубок и ворона, как когда-то играли наши предки. Становитесь в хоровод.
Хороводная игра «Черный ворон».
Ой, ребята, та-ра-ра.
На горе стоит гора.
Как на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точенная, позолоченная
Труба ладная, песня складная.
Ведущий: Вот и славно поиграли. Я вам хочу показать фотокартины удивительной красы. (фото с изображением реки и озера)
— Что же запечатлено на этих фотографиях?
Дети: Река, озеро.
Ведущий: Да, это речка. А это озеро.
— Посмотрите, ребята, какая речка длинная, даже не видно конца.
— А кто знает, как называется река, которая протекает у нас, в нашей местности?
Дети: Хопер.
Ведущий: Как же красиво по берегам реки, у озера. А кто из вас бывал летом на Хопре?
— Расскажите, что вы там делали?
Дети: На Хопре мы купались, загорали, строили из песка замки, ловили рыбу.
(На стене фото с изображением поля, луга).
Ведущий: Давайте рассмотрим эти фотографии. Что же здесь изображено?
Дети: Поле, луг.
Ведущий: Полей да лугов в нашей огромной стране очень много. Бескрайний простор полей похож на золотое море.
— А что выращивают люди на полях?
Дети: На полях выращивают пшеницу, рожь.
Ведущий: На полях люди выращивают пшеницу, рожь, а потом делают муку и пекут хлеб.
Широки и бескрайни просторы наших лугов. На лугах пасутся домашние животные.
— А какие домашние животные пасутся на лугах?
Дети: Коровы, козы, овцы, лошади.
Ведущий: Очень красиво на лугу весной, когда все вокруг цветет и зеленеет.
— А давайте, ребята, представим себя на лугу и поиграем в русскую народную игру «Цветочек – синий лепесточек». Приглашайте в наш хоровод гостей.
Хороводная игра «Цветочек – синий лепесточек»
(Фонограмма русских народных мотивов. После игры воспитатель и дети подходят к стенду – ширме с фотографиями природы родного края).
Ведущий: Как же красив наш край родной: и леса, и поля, и озера. Все это наша страна, наша Родина.
— Ребята, а как же называется наша огромная страна?
Дети: Наша страна — Россия!
Ведущий: Россия — очень большая, богатая страна, где много родных городов и деревень.
— А как называется главный город нашей Родины, столица России?
Дети: Столица нашей Родины – Москва.
Ведущий: Как называется город, в котором мы живем?
Дети: Урюпинск.
Ведущий: Урюпинск – это наша малая Родина. И живут в Урюпинске и в других городах нашей Родины талантливые люди. И что только русский народ не умеет делать; сказки сочинять да потешки, и песни петь, и разные предметы да изделия делать.
Давайте-ка, ребята, сейчас вспомним с вами русскую народную закличку про солнышко, чтобы оно быстрее обогрело землю, и мы пошли гулять.
— А какие еще русские народные потешки вы знаете? Давайте расскажем их нашим гостям:
1. «Солнышко – ведрышко».
2. «Петушок – золотой гребешок».
3. «Котенька – коток».
Итог: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались, что нового узнали?
(ответы детей)
Мы вспомнили знакомые русские народные потешки, заклички, поиграли в игры.
На следующих занятиях я познакомлю вас с другими потешками, закличками. Их русский народ сочинил видимо – невидимо!
— А сейчас мы пойдем на прогулку и поиграем в народную игру «У медведя во бору!» (Организованный уход детей из группы)
Список используемой литературы
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. — М.: ЦГЛ,2006.
Волина В.В. В гостях у природы. – С-Пб.: «Творческий центр»,1997.
Ёлкина Н.В.Пословицы, поговорки, скороговорки.- Ярославль.;1997.
Тверитина е.Н.Руководство играми в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение,1986.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.:просвещение,1985.