Тема урока: «Смена дня и ночи»
Цели урока:
1. Дать общее представление о смене дня и ночи на Земле.
2. Объяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.
2. Создать условия для развития УУД
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
— Познавательные УУД: — организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Ожидаемые результаты:
— Предметные
Знать, почему происходит смена дня и ночи.
Объяснять взаимосвязь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.
Обогащение словарного запаса
— Метапредметные:
1. Уметь получать информацию из практической деятельности.
2. Быть толерантным к мнению одноклассников.
3. Уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Используемые ресурсы: Учебник «Окружающий мир» Наша планета Земля , авторы А.А. Вахрушева, О.В. Бурский, А.С. Раутин, теллурий.
Презентация для ИД TRACEBoard
Приёмы ТРКМ : таблица «Верю-неверю», кластер
Дети сидят в 4-х группах по 6 человек, в середине класса лежит ковёр.
Ход урока
Орг. момент.
Дети встали в круг на ковре. (Проводится игра «Испорченный телефон»)
— Поиграем в игру «Испорченный телефон»
Учитель передаёт ученику, стоящему рядом фразу «День и ночь – сутки прочь»
После передачи по кругу – последний произносит то, что он услышал.
— Вывод: чтобы тебя услышали — надо чётко говорить, чтобы услышать — надо быть внимательным.
Дети садятся за парты.
II. Актуализация знаний. Вызов.
Учитель на ИД открывает шторку, на доске появляется изображение планеты Земля
— Несколько уроков мы изучаем законы природы, происходящие на земле. Посмотрите на доску (учитель дальше открывает шторку и появляются таблички с записанными темами прошлых уроков: Притяжение Земли, Из чего состоят все предметы?, Земля в космосе, Земля имеет форму шара ) кто может расположить темы в том порядке, в каком мы их изучали?
Ученики выходят к доске и расставляют темы в нужном порядке.
На доске появляется:
Из чего состоят все предметы?
Земля имеет форму шара.
Земля в космосе.
Притяжение земли.
— Какую тему можно убрать? (Из чего состоят все предметы? Она не подходит к остальным?)
— Быстро напомните, что мы узнали, изучив эти темы. (Идёт фронтальный опрос — дети говорят о самых главных моментах: Земля-шар, Земля имеет спутник- Луну и т.д.)
— Кто согласен? Не согласен? (Дети специальными значками показывают своё согласие или несогласие)
У Есть жизнь Благоприятный климат
Земля Имеет форму шара Вращается вокруг Солнца Третья планета от Солнца
Вращается вокруг своей оси
Есть спутник Луна
Появился Календарь
Земное притяжение Мы не улетаем в космос Предметы притягиваются Всё падает на Землю
— Проверим, как эти знания помогут справиться с заданием. (Работа в группах)
Учитель раздаёт карточки с заданиями
ЗАДАНИЕ 1 :
Соединить стрелками наблюдения жителей Земли и объяснения с помощью правил и законов природы:
| Земля вращается вокруг своей оси |
За горизонтом показалась сначала мачта, потом появился сам корабль | При удалении предметы кажутся меньше |
Земля имеет форму шара | |
На востоке появилось солнце, наступило утро | |
Земное притяжение | |
Вода течёт вниз по склону | Земля вращается вокруг Солнца |
Проверка работы групп, открывается следующий слайд ИД
Отвечающие от групп по очереди выходят и на ИД и цветными маркерами показывают свой ответ. Таким образом видно, у каких групп ответ совпал, а где есть разногласия.
Проблемная ситуация. Выход на тему урока
— Очень интересно, мнения групп совпали по …..
— А где возникли разногласия? (выясняется, что разногласия и внутри групп и между группами возникли по вопросу: отчего наступает утро. Кто- то ответил, что утро наступает от вращения Земли вокруг солнца, а кто-то от вращения Земли вокруг своей оси)
— Очень интересно, кто же прав?
— Оцените свою работу в группе. (У каждого есть лист самооценки)
— Наступает утро — начинается день. Вспомните, с какой пословицы начинался наш урок? (День и ночь – сутки прочь)
— Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)
— Кто согласен? Кто не согласен?
Учитель открывает следующий слайд, на котором записано : Основной вопрос урока, Тема урока
— Какой возникает вопрос? (Что такое день и что такое ночь? Отчего происходит смена дня и ночи?)
— О чём пойдёт речь на уроке? Кто догадался, какая сегодня тема урока? ( Тема урока: Смена дня и ночи)
Вопросы: Что такое день и что такое ночь? Отчего происходит смена дня и ночи?)
и тема: Смена дня и ночи, появляются на слайде. Учитель фиксирует их также на обычной доске, чтобы в течение урока они были всегда перед глазами
— Раньше люди думали, что Солнце движется вокруг Земли. Поэтому днём светло, а когда Солнце прячется за горизонт — наступает ночь.
— Но Солнце, мы знаем, объект — какой? (Неподвижный)
— Что же вокруг чего вращается? (Земля вокруг Солнца и Земля вокруг своей оси).
— Предлагаю проверить ваши знания. Поиграем в игру «Верю – не верю»
— У вас на столах лежат таблички:
2 | 3 | 4 | 5 | |
|
|
|
|
|
В верхней строке записаны номера вопросов, а в нижней строке вам нужно отметить: «+», если вы согласны с моим утверждением и «-», если вы не согласны.
1. Верите ли вы, что смена дня и ночи на Земле происходит от вращения Земли вокруг своей оси?
2. Верите ли вы, что смена дня и ночи на Земле происходит от вращения Земли вокруг Солнца?
3. Верите ли вы, что день и ночь на Земле могут быть одновременно?
4. Согласны ли вы с тем, что в сутках 24 часа?
5. Верите ли вы в то , что Солнце может освещать землю со всех сторон?
— Верно или нет вы ответили на вопросы, мы проверим в конце урока.
III. Осмысление
Учитель открывает следующий слайд, на котором изображены дети- они присутствуют на каждом уроке- это персонажи, придуманные авторами учебника: Лена и Миша . Лена- маленькая, она всем интересуется и задаёт вопросы, а Миша её старший брат, который всё знает. На слайде папа смотрит телевизор, за окном светит луна. Используется приём ИД «Стёрка», разговор детей скрыт белым маркером.
— Какое время суток? (ночь)
— Почему вы так решили? (за окном светит луна, темно)
— Папа Лены и Миши смотрит по телевизору прямую трансляцию футбольного матча. Диктор произнёс фразу, что сейчас день. У Лены сразу возник вопрос: (учитель на ИД инструментом «стёрка» проявляет слова Лены)
Лена: «Почему ведущий говорит, что сейчас день?»
— Ребята, может такое быть? Ночь и день одновременно? (некоторые дети отвечают, что да — если где-то далеко, в другом городе. Но находятся и такие, кто не согласен — они утверждают, что такого быть не может)
— Снова возникает вопрос. Какой? (Может ли одновременно на Земле быть день и ночь?)
Учитель мелом на обычной доске записывает ещё один возникший вопрос.
Переключает ИД на следующий слайд на котором расположены картинки дня и ночи, где светит или луна, или солнце, небо затянуто тучами, .начерчена таблица.
— Расставьте картинки в нужные колонки таблицы.
Ночь | |
|
|
Дети расставляют на ИД картинки в нужные колонки
— Кто согласен? Не согласен? Есть вопросы к отвечающим? ( Дети спрашивают: почему картинка на которой нет солнца стоит в колонке день?)
— Какой интересный вопрос. (В ходе обсуждения выясняется, что солнечный свет проникает даже сквозь облака, а лунный свет через облака не проникает).
— Ребята, у меня тоже возник вопрос: А может Солнце освещать Землю со всех сторон?
Учитель переключает ИД на следующий слайд, где изображена Земля и падающий на Землю солнечный свет
Ответ на мой вопрос поищите на странице 52 вашего учебника.
Групповая работа:
Задание 2
Рассмотрите иллюстрацию. (На картинке изображён глобус и лампа, лампа освещает ту сторону глобуса, где расположена Москва)
Найдите ответ на вопрос и обоснуйте свой ответ:
— Какое время суток в Москве?
— Что нужно сделать с глобусом, чтобы в Москве наступила ночь?
Проверка работы групп:
На столе учителя стоит теллурий
— Отвечающий выходит и показывает свой ответ на моём приборе, он называется теллурий. (Представители групп выходят , показывают и объясняют свой ответ.)
— Какой вывод можно сделать? ( Если сторона освещена, значит здесь — день, на другой стороне- ночь)
Вывод появляется на ИД под картинкой
— Освещает Солнце Землю со всех сторон? (Нет)
— Оцените себя как вы поработали в группе (Дети отмечают на листах самооценки )
— Кто догадался, отчего происходит смена дня и ночи на Земле? (Дети отвечают, что раз глобус вращали вокруг оси, а глобус-это модель Земли, и Земля тоже вращается вокруг своей оси- то смена дня и ночи происходит то вращения земли вокруг своей оси.)
Используя гиперссылку, включается видеофрагмент «Смена дня и ночи »
— Посмотрите научное объяснение.(Идёт просмотр фильма: 3 мин)
— Давайте вернёмся к Лене и Мише.
Переключается ИД на слайд, где Лена и Миша выясняли, может ли на Земле быть день и ночь одновременно.
— Давайте посмотрим, что Миша ответил Лене (Инструментом «стёрка» проявляем ответ Миши)
— На какой вопрос нашего урока мы ответили? (На Земле одновременно могут быть и день и ночь)
— В фильме сказано: за сколько времени земля делает полный оборот вокруг своей оси. Кто услышал? (24 часа)
— Какой можно сделать вывод? (Земля делает полный оборот за сутки или за 24 часа. Ещё раз уточняется , что сутки это день и ночь)
Учитель переключает ИД на следующий слайд на котором написано: совместное открытие знаний, изображены Земля и Солнце
— Ещё раз вспомните пословицу, с которой мы начали урок: День и ночь — сутки прочь.
— У нас сейчас какое время суток? (День)
— Интересно, а сколько оборотов Земля должна сделать, чтобы у нас наступила ночь? (Дети с уверенностью отвечают что один оборот, учитель на теллурии отмечает месторасположение города и поворачивает глобус. Дети в затруднении.)
— Ответ на этот вопрос поищите в статье на с. 52. (Индивидуальная работа с последующим обсуждением ответа в группе)
Так сколько оборотов должна сделать Земля, чтобы день сменился ночью? (пол оборота)
Под картинкой открывается надпись (использовался инструмент «шторка»)
Земля вращается вокруг своей оси. Когда она делает пол-оборота, день сменяется ночью. На другой стороне в это время наступает день. Полный оборот Земля совершает за 24 часа, то есть за сутки. Учитель просит кого- то из детей отметить цветным маркером сколько оборотов делает Земля, чтобы день сменился ночью и сколько времени проходит, когда Земля делает полный оборот вокруг своей оси.
IV. Рефлексия
— А сейчас возьмите свои таблички «Верю-неверю» и проверьте свои ответы в начале урока. У кого мнение совпало — обведите знак в кружочек, у кого изменилось — зачеркните и рядом напишите новый вариант ответа.
Учитель снова читает утверждения , что читал в начале урока, а дети отмечают свой вариант ответа.
— У кого мнения изменились?
— У кого мнения совпали?
— Посмотрите на вопросы, которые мы поставили в начале урока. (Возвращаемся к вопросам, записанным на доске)
— На все вопросы получили ответ? (Да)
— Интересно, а что было бы на Земле, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси? (выслушать 1-2 ответа)
— Домашнее задание:
С помощью интернета или энциклопедий, проведите исследование — сколько градусов будет на той половине Земли, где нет солнечного света и наоборот, до скольки градусов нагреется поверхность, если солнце постоянно будет освещать Землю. Придумайте свою фантастическую историю на эту тему.
Групповая работа.
— Вернёмся к нашему кластеру, какие новые знания вы получили? Можем что- то дополнить?
— Обсудите в группе. (Дети получают кластеры, которые они делали в группах на предыдущих уроках и дополняют новыми знаниями)
Проверка работы групп
На доске появляются кластеры групп и выясняется, что все дополнили одно и то же- от вращения Земли вокруг своей оси происходит смена дня и ночи.
Учитель переключает ИД на слайд, где кластер, составленный совместно. Ученик выходит к доске и маркером вписывает, что узнали на уроке.
Благоприятный климат Есть жизнь
Земля Имеет форму шара Вращается вокруг Солнца Третья планета от Солнца Смена дня и ночи
Вращается вокруг своей оси
Есть спутник Луна
Появился Календарь Земное притяжение Предметы притягиваются
Мы не улетаем в космос Всё падает на Землю
— Оцените свою работу в группе.(Проходит работа на листах самооценки)
— Все явления, записанные в нашем кластере, раскрыты? (Нет, мы не знаем, что происходит от вращения Земли вокруг Солнца и на что влияет то, что наша планета Земля имеет форму шара)
— На эти вопросы мы ответим на следующих наших уроках.
Проверка работы на листах самооценки
— Кто сегодня активно поработал в группе?
— Кто не участвовал в обсуждении?
Дети снова выходят в круг:
— Расскажите, что вы узнали сегодня на уроке. Свой ответ начинайте словами: На уроке я узнал….., Мне было интересно узнать……
Дети по кругу высказываются
— Иногда наше настроение зависит от того, солнечный день или пасмурный. И по тому какое настроение у вас от урока я пойму по вашим солнышкам. Если на уроке было интересно и всё понятно- нарисуйте весёлое солнышко, а если неинтересно, скучно- нарисуйте весёлое солнышко.
Учитель раздаёт солнышки. Дети рисуют и прикрепляют свои солнышки на доску.
— Спасибо за урок!
Для проведения урока использовала интернет ресурсы :
План-конспект урока: https://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1590 Урок 13
Для презентации на ИД TRACEBoard использовала материал презентации PowerPoint: https://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1590
Кто знаком с этой маркой доски знает, что обеспечение этой доски никакое.
Видеофильм: https://www.klass39.ru/smena-dnya-i-nochi/