муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №87 «Моряночка» комбинированного вида»
Архангельской области
Конспект урока на тему
«Снежные деревья!»
Подготовили:
воспитатель
Шпак Евгения Ивановна
музыкальный руководитель
Майзерова Ирина Анатольевна
г. Северодвинск
2014
Задачи:
— познакомить детей с необычной техникой рисования — отпечаток капустным листочком,
— формировать умения слышать изобразительность в музыке, различать средства музыкальной выразительности: темп, регистр, интонации- создающие образы,
— формировать коммуникативные навыки,
— развивать творческую фантазию, самостоятельность, художественно-эстетический вкус.
— воспитывать самостоятельность, инициативность в выборе средств изображения.
Материалы и оборудование:
ножницы, клей, бумага голубого цвета, капустные листочки, белая гуашь, кисти, картинки: белка, медведь, ежик, лиса, фонограмма звуков природы «голоса птиц», « шум ветра»
Словарная работа:
Капустный лист, рельеф
Предварительная работа:
Рисование – отпечаток сухими листьями, рассматривание картин и иллюстраций «Зимушка-зима», наблюдение за снегопадом и рассматривание снежинок, пойманных на варежки, подготовка основы для композиции «Снежные деревья» беседы с детьми о приметах зимы, НОД по аппликации на тему: «Кругом бело, много снегу намело» (обрывная аппликация)
ХОД НОД
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями, поприветствуем друг друга
-Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся (дети дарят улыбки друг другу).
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем радоваться, восхищаться, творить чудеса. А какое у вас сегодня настроение? (коммуникативная игра «Какое настроение»)
Дети: Солнечное, яркое, радостное, смелое, счастливое, озорное.
Воспитатель: Дети, а у музыки бывает настроение?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте, в таком хорошем, прекрасном настроением мы станцуем веселую польку.
«Полька» М. Глинки.
(звучит музыка ветра)
Воспитатель: Дети, что это за шум?
Дети: это ветер.
Воспитатель: Ой, а посмотрите, нам ветерок принес снежинку, да не простую, а с загадкой. Хотите отгадать?
-Заметаю все вокруг, прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку отправляю я на юг.
Я морозна и бела, скоро к вам приду друзья. Кто это?
Дети: Зима.
Воспитатель: Дети, а сейчас какое время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какое время года мы уже поджидаем?
Дети: Зимушку-зиму.
Воспитатель: Вот и подходит конец осени.
Ходит зима по горам и долинам,
Ходит в больших, мягких валенках.
Ступает тихо, не слышно.
-А давайте вспомним, какой бывает зима? Какими словами можно о ней рассказывать?
Дети: Морозная, пушистая, солнечная, красивая, сверкающая, загадочная, снежная…
Игра «Какая зима?»
Воспитатель: Мы очень любим и ждем нашу зимушку. Дети, а вы хотите узнать, готов ли лес к встрече зимы?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, чтоб быстрее добраться, давайте ветерок на помощь позовем.
«Дыхательная гимнастика» (дуем на снежинку).
Воспитатель: Давайте сами превратимся в снежинки и ветерок нам поможет прилететь в лес.
Коммуникативная игра «Снежинки летайте» Л. Олиферова
(перестроением детей в пары, в круг в «сугроб»)
Воспитатель: звучит грустная музыка («Сентиментальный вальс» П.Чайковский)
-Вот мы и в лесу. А что вы слышите?
Дети: Музыку…
Воспитатель: А какая это музыка по характеру?
Дети: Грустная, печальная.
Воспитатель: Да, действительно, музыка грустная, значит здесь кому-то грустно, как вы думаете кому?
Воспитатель: Не кажется ли вам, что грустят деревья? А как вы думаете, почему им грустно?
Дети: Деревья голые.
Воспитатель:
-Да, с наступлением зимы на улице становится холодно, морозно. Деревьям также как и людям бывает холодно.
-А как одеваются люди зимой?
Дети: Тепло.
Воспитатель: А во что одеваются?
Дети: В валенки, в шапки, шубки, варежки.
Воспитатель: А что может согреть деревья?
Дети: Снег.
(обращает внимание детей на медведя, который сидит под деревом)
Воспитатель: Вот и мишка не спит, а почему?
Дети: нет снега, не может построить берлогу.
Воспитатель: Дети, а давайте выручим всех в лесу, нарисуем снег, он накроет веточки, землю и всем станет тепло и уютно. Дети, а какой бывает снег зимой?
Дети: белый, липкий, сверкающий, красивый
Музыкальный руководитель: Вот теперь давайте споем песню про снег. Будем петь напевно, выразительно.
Песня «Первый снег» музыка А. Филиппенко, слова А. Горина
Воспитатель: Сейчас я вам покажу, как мы будем рисовать снег. Посмотрите, что необычного лежит у меня на столе?
Дети: Капустный лист.
Воспитатель: Я хочу познакомить вас с необычной техникой рисования — отпечаток капустным листочком.
-Посмотрите, как выполняется работа по этой технике:
1) Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону сторону капустного листа.
2)С помощью кисти наносим белую краску и отпечатываем.
3)Дерево почти готово.
4)В конце мы нарисуем снег, который запорошил, накрыл землю , у слетелся в большие сугробы, где будет спать наш мишутка. Вам это интересно? Хотите попробовать?
Воспитатель: Но сначала мы подготовим с вами пальчики к работе. Сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать
Раз, два, три, четыре, пять, будем, будем рисовать.
Воспитатель:
Ребята, с чего начнем работу? Дети, давайте приступим к работе, и попробуем нарисовать сказочный заснеженный лес (дети работают под музыку композитора П. И. Чайковского « Времена года» )
Рефлексия.
Рисунки детей выставляются на стенде
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие чудесные пейзажи получились. На них лес словно сказочный, волшебный, чудесный, великолепный. У вас у каждого получился свой неповторимый пейзаж. Красивые деревья получились при помощи капустного листа, стройные, снежные, как кружевные. А что вам понравилось в рисунках больше всего ( трое ребят делают анализ работ сверстников). Молодцы , ребята! Вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники пейзажисты. Как вы думаете, у кого получилась самая заснеженная работа? (ответы) А самая аккуратная?(ответы детей)
Теперь всегда посмотрев на эти работы, мы вспомним о нашей прогулке в лес.
Музыкальный руководитель. Дети, а пока вы трудились и помогали деревьям одеться, наши елочки тоже одели белые шубки, а под елочкой появился сугроб, где мишка и будет спать зимой. А пока давайте поиграем с мишкой, звонко споем для него, чтоб он запомнил наши голоса на всю зиму.
Игра «Снег на горке, снег на елке» (русская народная игра)
Музыкальный руководитель. Вот и закончилось наше путешествие в лес. Мы с вами сделали доброе дело, выручили деревья, мишку.
Список используемой литературы:
Арсеньевская О. Н. «Система музыкально — оздоровительной работы в детском саду». Издательство «Учитель», Волгоград 2011 г.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».- М.: ТЦ «Сфера», 1999.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».- М.: ТЦ «Сфера», 1999.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование»-М.; ТЦ Сфера, 2006. — 128с.
Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Художественная культура интегрированные занятия с детьми 5-7 лет» 2-е изд.- М.: АРКТИ, 2003. – 96с.
Копцева Т. А. « Природа и художник».- М.: ТЦ Сфера, 2006.- 208с.
Рыбак Е.В. «Игротека речевые ритмические и коммуникативные игры для дошкольников». Архангельский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 1996.