Конспект урока на тему «Среди лесов»

Среди лесов

Афанасьева Наталья Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с.Нырья»

Цель: -сформировать у учащихся представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с её частями: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром ,деятельностью человека.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте; охарактеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; различать тайгу, широколиственные и смешанные леса; приводить примеры экологических связей в лесных сообществах; формулировать правила экологической этики в лесу.

Оборудование: карта «Природные зоны России» ,аудиозапись песни «Лесной марш»(сл.П.А.Синявского ,муз.Ю.М.Чичкова), слайды, фотографии с изображением природных объектов в лесу, тесты для проверки знаний ,цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

-Доброе утро. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем. Садитесь.

— Я прочитаю отрывок из песни «Лесной марш»

Мы сами написали

В лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса

Надежные друзья –

Такие же девчонки,

Такие же мальчишки,

Такие же счастливые,

Как ты и я!

— Почему я начала наш урок этим отрывком? (Этот отрывок о друзьях леса)

— А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди.)

— Кто может сформулировать тему нашего урока?

II. Проверка домашнего задания

1.Тест

А1. Каковы погодные условия тундры?

А) холодная зима, тёплое лето       Б) суровая зима, жаркое лето

В) суровая зима, холодное лето     Г) суровая зима, лета не бывает

А2.Почему растения в тундре низкорослые?

А) им не хватает света                Б) им не хватает влаги

В) внизу теплее, ветер слабее    Г) они не успевают вырасти за короткое лето

А3.Какое растение является основной пищей для оленей?

А) морошка    Б) карликовая ива      В) брусника     Г) ягель

А4.Назови основное занятие северных народов.

А) растениеводство    Б) рыболовство      В) птицеводство    Г) оленеводство

В1.Как птицы приспособлены к суровым условиям тундры?

А) ложатся на зиму в спячку                                           Б) питаются насекомыми

В) на брюхе и лапах у них густые длинные перья        Г) на зиму улетают на юг

В2.Какой вред наносит тундре деятельность человека?

А) нарушается поверхность почвы         Б) загрязняется воздух

В) вырубаются леса                                  Г) осуществляется хищнический отлов рыбы

В3.Прочитай текст, Определите, может ли такое быть.

«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались,  и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Влияние качества грунта на рост комнатных растений" 5-6 класс
  1. Только в сказке 3) не может

2)может быть в тундре 4)может быть в Арктике

С1.Какие схемы цепи питания можно составить из этих живых существ: морошка, лемминг, белая сова ,кречет, куропатка?

1)морошка-куропатка-песец

2)морошка-лемминг-белая сова

3)лемминг-белая сова-песец

4)лемминг-куропатка-сова



Какие животные охраняются в Таймырском заповеднике?

А) краснозобая казарка     Б) лемминг  

 В) олень      Г) сокол-сапсан

2.Индивидуальный опрос.

(Учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» на стр.85.Затем объясняют, как выполнили задания в рабочей тетради.)№1,2,6(с.48-49)

III.Самоопределение деятельности.

-Отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем!(Лес.)

(Аудиозапись песни «Лесной марш»)

-О какой природной зоне идет речь в песне? (О зоне лесов)

— Как описывает автор текста красоту лесной зоны?

-О каких лесах поется в песне?

-Какие чудеса дарит нам лес?

-Как ребята помогают решать экологические проблемы леса?

-Кого можно назвать друзьями леса?

-Прочитайте название темы урока на с.86

-Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним».

-Чем отличаются природные зоны тундры и лесов?

IV.Работа по теме урока.

1.Работа по карте

-Найдите и покажите на карте природную зону лесов.

-Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

-Какими цветами обозначается эта зона?

-Может быть,кто-то скажет,почему зона лесов на карте природных зон обозначена разными цветами?( Она разделена на 3 части).

Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть-тайга ,она закрашена темно-зеленым цветом; еще есть смешанные леса- тоже зеленый цвет, но светлее; и еще одна часть-широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.

2.Беседа про лесную зону .

Слайд 1.

Верно, лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно- Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Леса находятся в умеренном поясе, значит, здесь холодная зима и теплое лето. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной полосе гораздо богаче питательными веществами, чем в тундре. В северной части лесной зоны растут деревья, которые менее требовательны к теплу.

Эта природная зона самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой.

Слайд 2

Тайга-это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь деревья, которые не очень требовательны к теплу,-высокие хвойные деревья с мощными корнями. Их листья-это хвоинки,и они всегда зеленые. В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

(Демонстрация гербарий)

Познакомимся подробнее

Слайд 3.

Ель-всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму .В еловом лесу темно и влажно.

Слайд 4.

Сосна-хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму .Сосновые леса светлые и сухие.

Слайд 5.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Слайд 6.

Лиственница- единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Слайд 7.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена- кедровые орешки.

Слайд 8.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы,осины,ольхи.

Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые опадают на зиму.

-Рассмотрим хозяев смешанных лесов.

Слайд 9.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Слайд 10.

Осина имеет округлые формы листья, они дрожат при каждом дуновении ветра,кора у осины зеленоватая,весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

-Это свойство осины упомянуто во фразеологическом обороте .Каком?(Дрожит как осиновый лист.)

-Как вы его понимаете?(Испытывать чувство страха,ощущая мелкую дрожь в теле)

Слайд 11.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках. Ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Слайд 12

Ближе к югу зоны становится еще теплее и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб,липа,клен,ясень,вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, которые на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Слайд 13

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям,плодами дуба являются желуди.

Слайд 14

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат.Плоды липы- темные орешки ,сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Слайд 15

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие»,одна половинка больше другой, плоды-крылатые орешки округлой формы.

Клен бывает остролистный (с большими резными листьями),татарский (у него листья овальные с небольшими выступами )и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена-крылатка.



V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока.

  1. Работа в группах

Продолжаем наше путешествие по зоне лесов.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных. В тайге живут кедровки,бурундуки, летяги, соболи. Также в зоне лесов живут: олени,лоси, медведи, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, полевки. Лесные животные по- разному приспосабливаются к природным условиям. Одни на зиму впадают в спячку, другие делают запасы, меняют цвет шерстки.

-Давайте исследуем лесное сообщество.Для этого разделимся на группы.

Карточка-помощница

1.Рассмотрите предметные картинки

2.Найдите в книгах информацию об этих животных.

3.Определите,какие это животные: хищные или растительноядные, как проводят зиму, как устраивают жилище.

4.Составьте цепи питания

(учащиеся самостоятельно в группах изучают и обсуждают материал.далее проводится коллективное обсуждение изученного материала.)

  1. Коллективная работа

(Учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Обсудим»на стр.89.Коллективное чтение и обсуждение рассказа. Беседа о значении леса. На доске схема.)







Значение леса

Место отдыха

Аптека

Источник чистой воды и пищи

Источник древесины

Источник топлива

Дом для растений,животных,грибов

Защитник воздуха,водоемов,почв



-Рассмотрите схему.Объясните ее.

— Как вы понимаете выражение «место отдыха»? (лес-это место для отдыха, потому что человек любит бродить по лесу,дышать воздухом,слушать пение птиц.)

-А почему лес-аптека? ( В лесу много лекарственных растений)

-Какие лекарственные растения вы знаете? (Береза, рябина,зверобой, шиповник,чистотел ит.п.)

-Расшифруйте третью строчку.(В лесу человек находит себе пищу (ягоды, орехи,грибы),чистую воду.)

-А как может лес обогреть человека? (человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу.)

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?(Мебель, деревянный пол,двери. Из дерева строят дома.)

-А что у вас на столах изготовлено из дерева?( Карандаш, линейка. Тетради и книги тоже сделаны из древесины.)

-Для каких природных объектов лес-дом?( Для растений и животных)

-Почему лес-защитник воздуха?( Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.)

-Для чего лес является защитником?( Лес-защитник водоемов и почв.)

-Как лес защищает водоемы?(Там ,где растет лес,не мелеют реки, лес «питает»их.)

-Как же лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

-Какие экологические проблемы возникают по его вине в лесу? (Вырубка,браконьерство,лесные пожары, мусор.)

-Как мы можем помочь в их решении?

VII.Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

2,3,4 (с.50-51)

VIII.Задание на дом

1.Учебник: прочитать статьи на стр.86-89,ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на стр.89

2.Рабочая тетрадь: №1,5, с. 50-51

X .Рефлексия

-Ребята, покажите цветом, какое впечатление вы получили от сегодняшнего урока? ( Дети показывают цветные лепестки)

— Закончите предложения: Я сегодня узнал, что …….

Мне было …… Я рад, что …..



Свежие документы:  Итоговый тест по алгебре за курс 9 класса

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: