Конспект урока на тему «Свойства снега и льда»

Тишкова Анастасия Олеговна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 154, г. Екатеринбург.

Предмет: окружающий мир.

Раздел 7. Урок 6. Твердые, жидкие и газообразные тела.

Тема: «Свойства снега и льда»

Цель: изучить свойства снега и льда.

Планируемые результаты:

Личностные:

— проводить простейшие опыты и вести наблюдения с целью поиска ответов на поставленные исследовательские вопросы;

— сравнивать свойства снега и льда, формулировать их;

— систематизировать полученные в ходе проведения опытов сведения в сводной таблице;

— определять значение снега для живой и неживой природы, а также для жизни человека

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;

— проговаривать последовательность действий при изучении темы;

— учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

— учиться вместе с учителем и учениками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт;

— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, сравнивать и группировать предметы;

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме;

— совместно договариваться о правилах проведения и общения;

— учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные:

— владеть простейшими навыками проведения опыта и ведения наблюдения за его результатом;

— фиксировать данные, полученные в ходе проведения опыта;

— сравнивать и формулировать выводы.

Оборудование:

конверт с загадками (конверт украшен снежинками); рисунок Снеговика; бумажные снежинки для каждого ученика; компьютер для учителя; мультимедийный проектор; система контроля Proclass; презентация; необходимое оборудование для проведения опыта; формы для льда; стаканы со снегом и льдом; молоток; листы цветной бумаги.

Этап урока

Задачи этапа

Форма организации деятельности учащихся

Деятельность

Учитель

Обучающиеся

1. Оргмомент

Обеспечить мотивацию учащихся на совместную деятельность

Формирование групп по 5-7 человек

Добрый день ребята!

— К нам пришел гость. Отгадайте кто?

В голове снег,

В животе снег,

И в ногах снег,

И в руках снег.

Что за чудо — человек?


Ответ детей на загадку (снеговик)

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

Актуализировать имеющие знания, необходимые для изучения темы

Подводящий диалог

П. Сл. № 1


П. Сл. № 1

— Снеговик принес Вам загадки, если вы отгадаете, то сможете назвать тему урока.

— Белая скатерть

Все поле укрыла.

— Он холодный и блестит,

Стукнешь – сразу захрустит.

Из воды свой род берет,

Ну конечно, это…

Ответ детей на загадку


(снег)



(лед)



Создание проблемной ситуации — мотив для изучения нового материала


— Какими свойствами обладает снег и лед?

— Как найти ответ на этот вопрос? Какими способами?


Размышление детей (прочитать в книге, посмотреть в Интернете, поставить опыт, узнать из научного фильма, у кого-то спросить).


Беседа о том, откуда берутся снег и лед?


— Как вы думаете, откуда берутся снег и лед?

— Снег и лед имеют разные свойства, но что общего у снега и льда? Нагревается снег и лед на спиртовке.


— Верно. Снег и лед образуют воду. А если вода замерзает, она образует?


— Какой же вывод мы сделаем?


— Где вы видели лед:

— Можно ли дома увидеть лед?

— Как в домашних условиях можно воду превратить в лед?

Ответы детей


(снег и лед тают, образуется вода)


(лед)


(снег и лед – это замершая вода)

( на реке, в луже)

(в холодильнике)

(поставить воду в морозильную камеру).



П. Сл. № 2

— Снег бывает легкий и пушистый. А бывает, что он в огромных количествах в виде лавины сходит с гор, принося различные разрушения. Видеофрагмент «Лавина»


Просмотр фрагмента видеофильма «Лавина»


Работа по группам

— Обсудите по группам и назовите правила безопасного поведения в горах

Самостоятельное составление правил безопасного поведения в горах


П. Сл. № 3

— Лед на реке бывает тонкий и хрупкий, а в океанах плавают целые айсберги. Видеофрагмент «Лед»


Просмотр фрагмента видеофильма «Лед»


Работа по группам

— Обсудите по группам и назовите правила безопасного поведения на льду

Самостоятельное составление правил безопасного поведения на реке, озере


П. Сл. № 4

— В какое время года бывает снег?

1) Снежинки образуются высоко над землей, примерно, на высоте 10 км.

Это колючие, иглистые снежинки, в них мало влаги

2) Снежинка четкая с рисунком образуется в кучевых облаках (кучевые облака, это когда облака имеют различные формы, похожие на зверей, птиц и тд.)

3) Если снег идет хлопьями, то в снежинках много влаги.

— Одинаковых снежинок нет.

Ответ детей (Зимой)

Это снежинки, которые падают с неба

Физминутка



И. Токмакова

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

-встаем на носочки, руки вверх

-приседаем

— встаем, руки в стороны

— руки перед собой

— покачались из стороны в сторону, руки в стороны

— шаг на месте

3. Совместное открытие знаний и умений

Сформулировать цель исследования: в ходе проведения практической работы

Работа по группам

П. Сл. № 5

— Ребята, а какой способ больше всего подойдет нам сегодня для того, чтобы ответить на вопрос? Какими свойствами обладает снег и лед?

Какой способ поиска информации вам кажется интереснее?


Цель: Необходимо изучить свойства снега и льда.

Обсуждая, дети под руководством учителя приходят к заключению, что оптимальный источник информации о свойствах выделенных объектов – проведение опытов.


Исследование в малых группах. Практическая работа. Обмен информацией

П. Сл. № 6-12

Каждая группа получает необходимое оборудование.

Задания поочередно зачитываются, а затем выполняются в каждой малой исследовательской группе.

Самооценка свое деятельности

Самостоятельный вывод

Контрольно-оценочная деятельность

Развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий.

Тест

П. Сл. № 14-22


Учитель организует проведение теста

Работа с системой контроля Proclass (пульт).

Самоконтроль ответов.

Самооценка своих ответов по тесту.


4. Первичное закрепление знаний

Контроль усвоения материала.

Формулируется обобщение урока

П. Сл. № 22

— Итак, с какими свойствами снега и льда нам удалось сегодня познакомиться?

— Какие выводы вы можно сделать по практической работе?


Снег и лёд обладают разными свойствами. Снег белый, мягкий, рыхлый, непрозрачный, сыпучий, пушистый, а лёд бесцветный, прозрачный, скользкий, твёрдый, гладкий, хрупкий. Оба вещества при нагревании превращаются в воду



П. Сл. № 23

— Есть место на Земле, где всегда лежит снег и толстый слой льда. Это Антарктида.

— Самое глубокое озеро, состоящее из кристаллов воды, располагается в Антарктиде. Глубина его более 4 км подо льдом. Станция Восток» сейчас озеро бурит, осталось 120 км. Берутся пробы о микроорганизмах, для того, чтобы узнать, как зародилась жизнь на Земле.

Просмотр фрагмента видеофильма «Антарктида»






5. Подведение итогов. Рефлексия

Вспомнить важнейшие понятия по теме, самостоятельно объяснить значимость правильных действий в различных жизненных ситуациях.

П. Сл. № 24

— Давайте подведем итоги.

— В ходе нескольких исследований мы изучили такие объекты окружающего мира, как снег и лёд.

-А так ли важны для природы снег, лёд?

-Что было бы, если бы снега не было?

— Как изменился бы мир вокруг нас?

— Что стало бы с растениями, животными, как изменилась бы жизнь человека?

(Учитель раздает снежинки на память)

Высказывание и ответы детей.







Дети получают снежинки.




П. Сл. № 25

Понравился ли Вам урок?

Работа с системой контроля Proclass (пульт).

Самоконтроль ответов.




П. Сл. № 26

Спасибо за внимание.


Свежие документы:  методическая разработка урока по химии, 9 класс




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: