Тишкова Анастасия Олеговна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 154, г. Екатеринбург.
Предмет: окружающий мир.
Раздел 7. Урок 6. Твердые, жидкие и газообразные тела.
Тема: «Свойства снега и льда»
Цель: изучить свойства снега и льда.
Планируемые результаты:
Личностные:
— проводить простейшие опыты и вести наблюдения с целью поиска ответов на поставленные исследовательские вопросы;
— сравнивать свойства снега и льда, формулировать их;
— систематизировать полученные в ходе проведения опытов сведения в сводной таблице;
— определять значение снега для живой и неживой природы, а также для жизни человека
Метапредметные
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
— проговаривать последовательность действий при изучении темы;
— учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
— учиться вместе с учителем и учениками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт;
— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, сравнивать и группировать предметы;
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме;
— совместно договариваться о правилах проведения и общения;
— учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные:
— владеть простейшими навыками проведения опыта и ведения наблюдения за его результатом;
— фиксировать данные, полученные в ходе проведения опыта;
— сравнивать и формулировать выводы.
Оборудование:
конверт с загадками (конверт украшен снежинками); рисунок Снеговика; бумажные снежинки для каждого ученика; компьютер для учителя; мультимедийный проектор; система контроля Proclass; презентация; необходимое оборудование для проведения опыта; формы для льда; стаканы со снегом и льдом; молоток; листы цветной бумаги.
Задачи этапа | Форма организации деятельности учащихся | Деятельность | ||
Учитель | Обучающиеся | |||
1. Оргмомент | Обеспечить мотивацию учащихся на совместную деятельность | Формирование групп по 5-7 человек | Добрый день ребята! — К нам пришел гость. Отгадайте кто? В голове снег, В животе снег, И в ногах снег, И в руках снег. Что за чудо — человек?
| Ответ детей на загадку (снеговик) |
2. Актуализация знаний и постановка проблемы | Актуализировать имеющие знания, необходимые для изучения темы | Подводящий диалог П. Сл. № 1
П. Сл. № 1 | — Снеговик принес Вам загадки, если вы отгадаете, то сможете назвать тему урока. — Белая скатерть Все поле укрыла. — Он холодный и блестит, Стукнешь – сразу захрустит. Из воды свой род берет, Ну конечно, это… | Ответ детей на загадку
(снег)
(лед)
|
Создание проблемной ситуации — мотив для изучения нового материала |
| — Какими свойствами обладает снег и лед? — Как найти ответ на этот вопрос? Какими способами?
| Размышление детей (прочитать в книге, посмотреть в Интернете, поставить опыт, узнать из научного фильма, у кого-то спросить). | |
| Беседа о том, откуда берутся снег и лед?
| — Как вы думаете, откуда берутся снег и лед? — Снег и лед имеют разные свойства, но что общего у снега и льда? Нагревается снег и лед на спиртовке. — Верно. Снег и лед образуют воду. А если вода замерзает, она образует? — Какой же вывод мы сделаем? — Где вы видели лед: — Можно ли дома увидеть лед? — Как в домашних условиях можно воду превратить в лед? | Ответы детей (снег и лед тают, образуется вода) (лед) (снег и лед – это замершая вода) ( на реке, в луже) (в холодильнике) (поставить воду в морозильную камеру). | |
|
| П. Сл. № 2 | — Снег бывает легкий и пушистый. А бывает, что он в огромных количествах в виде лавины сходит с гор, принося различные разрушения. Видеофрагмент «Лавина»
| Просмотр фрагмента видеофильма «Лавина» |
| Работа по группам | — Обсудите по группам и назовите правила безопасного поведения в горах | Самостоятельное составление правил безопасного поведения в горах | |
| П. Сл. № 3 | — Лед на реке бывает тонкий и хрупкий, а в океанах плавают целые айсберги. Видеофрагмент «Лед»
| Просмотр фрагмента видеофильма «Лед» | |
| Работа по группам | — Обсудите по группам и назовите правила безопасного поведения на льду | Самостоятельное составление правил безопасного поведения на реке, озере | |
| П. Сл. № 4 | — В какое время года бывает снег? 1) Снежинки образуются высоко над землей, примерно, на высоте 10 км. Это колючие, иглистые снежинки, в них мало влаги 2) Снежинка четкая с рисунком образуется в кучевых облаках (кучевые облака, это когда облака имеют различные формы, похожие на зверей, птиц и тд.) 3) Если снег идет хлопьями, то в снежинках много влаги. — Одинаковых снежинок нет. | Ответ детей (Зимой) Это снежинки, которые падают с неба | |
Физминутка |
| И. Токмакова | С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. | -встаем на носочки, руки вверх -приседаем — встаем, руки в стороны — руки перед собой — покачались из стороны в сторону, руки в стороны — шаг на месте |
3. Совместное открытие знаний и умений | Сформулировать цель исследования: в ходе проведения практической работы | Работа по группам П. Сл. № 5 | — Ребята, а какой способ больше всего подойдет нам сегодня для того, чтобы ответить на вопрос? Какими свойствами обладает снег и лед? Какой способ поиска информации вам кажется интереснее?
| Цель: Необходимо изучить свойства снега и льда. Обсуждая, дети под руководством учителя приходят к заключению, что оптимальный источник информации о свойствах выделенных объектов – проведение опытов.
|
Исследование в малых группах. Практическая работа. Обмен информацией | П. Сл. № 6-12 | Каждая группа получает необходимое оборудование. Задания поочередно зачитываются, а затем выполняются в каждой малой исследовательской группе. | Самооценка свое деятельности Самостоятельный вывод | |
Контрольно-оценочная деятельность | Развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий. | Тест П. Сл. № 14-22
| Учитель организует проведение теста | Работа с системой контроля Proclass (пульт). Самоконтроль ответов. Самооценка своих ответов по тесту.
|
4. Первичное закрепление знаний | Контроль усвоения материала. Формулируется обобщение урока | П. Сл. № 22 | — Итак, с какими свойствами снега и льда нам удалось сегодня познакомиться? — Какие выводы вы можно сделать по практической работе?
| Снег и лёд обладают разными свойствами. Снег белый, мягкий, рыхлый, непрозрачный, сыпучий, пушистый, а лёд бесцветный, прозрачный, скользкий, твёрдый, гладкий, хрупкий. Оба вещества при нагревании превращаются в воду |
|
| П. Сл. № 23 | — Есть место на Земле, где всегда лежит снег и толстый слой льда. Это Антарктида. — Самое глубокое озеро, состоящее из кристаллов воды, располагается в Антарктиде. Глубина его более 4 км подо льдом. Станция Восток» сейчас озеро бурит, осталось 120 км. Берутся пробы о микроорганизмах, для того, чтобы узнать, как зародилась жизнь на Земле. | Просмотр фрагмента видеофильма «Антарктида» |
|
|
|
|
|
5. Подведение итогов. Рефлексия | Вспомнить важнейшие понятия по теме, самостоятельно объяснить значимость правильных действий в различных жизненных ситуациях. | П. Сл. № 24 | — Давайте подведем итоги. — В ходе нескольких исследований мы изучили такие объекты окружающего мира, как снег и лёд. -А так ли важны для природы снег, лёд? -Что было бы, если бы снега не было? — Как изменился бы мир вокруг нас? — Что стало бы с растениями, животными, как изменилась бы жизнь человека? (Учитель раздает снежинки на память) | Высказывание и ответы детей. Дети получают снежинки.
|
| П. Сл. № 25 | Понравился ли Вам урок? | Работа с системой контроля Proclass (пульт). Самоконтроль ответов.
| |
|
| П. Сл. № 26 | Спасибо за внимание. |
|