Тема: Урок-путешествие Удивительный мир птиц»
Расширить знания детей о птицах.
Воспитывать заботливое отношение к ним.
Познакомить с историей создания Красной книги.
Ход мероприятия:
Организационный момент Чтобы узнать тему нашего классного часа, вы должны разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово .
1 слайд Голоса Птиц
Что вы представили? (лес, деревья )
А чьи голоса вы услышали?
Кто-то уже догодался о ком мы сегодня будем говорить на классном часе?
И так, тема нашего классного часа «Удивительный мир птиц»
Учитель:
Почему без птиц нам не обойтись?
. ( Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну.
Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов.
Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.
Помните, нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья!
Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. )
Учитель:
Наше путешествие будет необычным. Давайте на поезде отправимся с вами в удивительный мир птиц!
Согласны?
Наш поезд прибыл на станцию угадай-ка
Станция «Угадай-ка»
Выбегают птицы
Цапля. Здравствуй, скворушка!
Скворец. Что ты такая печальная, цапля?
Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
Учитель: Ребята, так почему же скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
(Они перелетные).
Ведущий 2: Мы отправляемся на следующую станцию. Она называется «Историческая»).
Станция «Историческая».
Ой, ребята, а кто это к нам в вагон зашёл?!
Лесник: Приветствую вас, дорогие мои друзья! Хорошо, что я взял билет именно на этот поезд , я много знаю и может вам пригожусь!
Вы любите загадки?
Тогда угадайте, о какой птице идет речь?
Лесник: Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В середине века церковь объявила эту птицу « нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица?
Лесник: Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювом гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрещивающимся клювом и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут лежать годы без изменения.
.Учитель: Молодцы, ребята! Продолжаем наше путешествие (звук сороки)
Сценка «Глухарь и Сорока».
К доске выходят дети, на голове которых шапочки, имитирующие птиц.
Глухарь. Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?
Сорока. Летом в тёмном лесу жила, осенью — на светлой опушке.
Глухарь. А теперь куда?
Сорока. В деревню, милок, в деревню.
Глухарь. Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока. Да как же, милок, да как же? Птичьи гнёзда давно пустые, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого.
Глухарь. Чем же в деревне-то хорошо?
Сорока. Да как же, милок, да как же! У дворовой собачки косточку стяну, у кошки кусочек хлеба отниму. Я птица не гордая!
Сообщение про сороку (Котенкова И)
Учитель: Мы прибыли на станцию знатоков.
Станция «Знатоков» (распечатаны на листе А4)
-Поработаем в парах
Конкурс1. «Сложи пословицу» (Пословицы разрезаны на слова).
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Красна птица пером, а человек – умом.
Слово не воробей, вылетит не поймаешь
Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.
Птице даны крылья, а человеку- разум.
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
Конкурс2. «Загадка- плетенка».
Здесь спрятались птицы. Отгадайте, какие?
В |
| Р |
| Б |
| Й | |
2 |
| К |
| О |
| Е |
|
3 | К |
| К |
| Ш |
| А |
4 |
| Л |
| Х |
| Р |
|
5 | С |
| Л |
| В |
| Й |
СОЛОВЕЙ
Здесь заканчивается седьмой слайд. (слайд8)
Мы прибываем на станцию «Отдыхай-ка»
Станция «Отдыхай-ка»
Физминутка.
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой,
Качают головой,
Прямо и гордо
Умеют держаться
И очень бесшумно
На место садятся.
Здесь заканчивается девятый слайд. (слайд 10)
Продолжаем свое путешествие. Станция «Красная книга»
Станция «Красная книга»
Учитель: Сегодня мы будем говорить о необычной книге. Цвет переплета у этой книги красный.
Где вы встречаетесь с красным светом? (Кто-нибудь из детей вспомнит про светофор)
Вспомните, что показывает красный цвет у светофора? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Связь с ПДД)
Правильно, красный сигнал светофора, предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда”. Вот и Красная книга предупреждает об опасности, но о какой?
Учитель: В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим их сегодня ,то они погибнут.
Красную Книгу называют Документом совести человека.
Для удобства пользования, страницы у книги цветные: на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения; на желтых — уязвимые виды; на белых — сведения о редких видах; на серых — сведения о мало изученных и редких видах; на зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.
А как вы думаете, что находится на чёрных страницах?
Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.
Учитель: Мы тоже можем помочь в сохранении разных видов птиц. Чтобы знать какие виды птиц исчезают, мы с вами работали над проектом на тему « Красная книга» , некоторые из них представлены на нашей выставке. (У доски разложены проекты детей).
Здесь заканчивается десятый слайд. (слайд (11)
Учитель: Незаметно мы добрались до станции «Заботливой»
Давайте послушаем стихи, которые приготовили нам дети? (читают стих0
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая!
«Спасибо вам великое!»
Лесник созывает птиц, и они показывают сценку.
-А ну птички, летите ко мне и говорите, что вас беспокоит?
К доске выходят шесть человек в шапочках птиц: сорока, снегирь, воробей, синица, клест, щегол и разыгрывают следующую сценку.
Сорока. Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.
Клест. Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
Лесник: Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.
Здесь заканчивается одиннадцатый слайд. (слайд12)
Наши ребята сделали кормушки для птиц и хотят нам их представить. Ученики показывают кормушки
Посмотрите, Лесник, принес корм для птиц, давайте его положим в кормушки, а после уроков развесим в школьном саду
Ученики насыпают корм и видят, что в большой кормушке Лесника лежат конфеты. Лесник предлагает им конфеты в благодарность за их кормушки.
Учитель:
Мы прибыли на последнюю станцию нашего путешествия «Школьный сад»
Ученик: Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их — не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть.
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Ребята какой вы вывод сделаете для себя с сегодняшнего классного часа? ( мир птиц разнообразен и удивителен, птиц нужно беречь и охранять)
Кому на классном часу сегодня было весело, интересно познавательно, поднимите коричневую шишку.
А кому было не совсем интересно и он испытал трудности – зеленую.
Я рада, что вам было интересно и весело
А теперь угощение от лесника и поём песенку