МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗКА»
Семинар-практикум по экологии
«Как прекрасен этот мир»
Доклад
«Условия успешности ознакомления дошкольников с природой»
Воспитатель:
Кривоносова В .Я.
г.Троицк 2014 год.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры». Мир, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту окружающей природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней — одна из главных задач воспитателей и родителей.
Беречь природу, охранять ее богатства, заботиться о сохранности всего живого — долг каждого человека. Чтобы оберегать и любить природу по- настоящему, ее надо знать.
Поэтому, задача воспитателя — научить детей изучать жизнь природы, узнать, почему надо поступать в природе так, а не иначе.
В дошкольном возрасте у ребенка наблюдается огромная потребность понять окружающий мир. Своеобразие работы по экологическому образованию и воспитанию в детском саду заключается в том, что ребенок должен узнать этот окружающий мир.
Ребенок должен понять, как все вокруг взаимодействует между собой.
Поэтому, ознакомление детей с природой идет, в основном, нагляднодейственным путем: на экскурсиях, прогулках, во время наблюдений и труда в уголке природы, на огороде, цветнике. В работе с детьми по ознакомлению с природой мы используем такие методы: наблюдение, труд, опыт, игры, беседы, чтение художественной литературы, рассказы, сказки и просто удовлетворение любознательности детей во всех интересующих их вопросах.
Чем больше привязаны дети к родной природе, тем охотнее узнают ее мудрую жизнь, тем богаче становится для них мир.
Наблюдение — основной метод экологического воспитания в детском саду.
Наблюдение — это целенаправленное, планируемое, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира.
Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.
Наблюдению может предшествовать беседа, во время которой выявляются знания детей о наблюдаемом объекте, даем указания, на что следует обратить особое внимание. Например, провела беседу о лекарственных растениях, о птицах, о деревьях, которые растут у нас на участке сада.
Наблюдения организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями). Формируя представление о каждом сезоне, мы направляли внимание детей на характерные особенности неживой природы — температуру, осадки и т.д., состояние растительности (деревьев, травяного покрова, цветущих растений) и животного мира (насекомых, птиц, животных). Причем, беру наиболее яркие, неоднократно наблюдаемые в прошлом, признаки сезона. При формировании обобщений о разных сезонах должны быть взяты одни и те же признаки. Уточняя и закрепляя знания детей о растительности участка и ближайшего природного окружения, проводила многократные наблюдения во все времена года. Дети упражнялись в названиях растений, сравнении по коре, листьям, веткам, цветкам, плодам. Собирали небольшие букеты для вазы, делали вместе «икебаны». Собирали и засушивали листья, а затем делали осенние букеты. Неоднократно проводили игры «С какого дерева листочек?», «Детки с ветки», «Отгадай по описанию», во время прогулок загадываю загадки.
Один и тот же объект в зависимости от цели наблюдения, а также от его состояния и особенности, дети наблюдают на разном расстоянии, с различных мест.
В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими — несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель. В основном используются длительные наблюдения.
В группах раннего возраста детей можно привлекать к наблюдениям за погодой, домашними животными, рыбами, птицами. Эти наблюдения должны быть кратковременными, но должны часто повторяться.
В средней группе, кроме кратковременных, организуются и более длительные наблюдения. Например, за ростом и развитием растений, посеянных на земельном участке или в уголке природы.
В старшей и подготовительных группах длительные наблюдения занимают наибольшее место.
Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы на земельном участке и в уголке природы.
Уголок природы дает возможность проводить систематические и длительные наблюдения и позволяет удовлетворить любознательность детей.
Большую роль сыграли проведенные занятия «Знакомства с комнатными растениями», дидактические игры «Цветочный магазин», «Мое любимое растение», «Узнай по описанию» и др. Дети узнали, что комнатные растения — живые существа, их жизнь зависит от того, как мы заботимся и ухаживаем за ними. Растениям нужен свет, тепло, влага, почва, их надо поливать, рыхлить, мыть, пересаживать.
На окне огород. Сначала всходы, каждый день новые открытия. Оказывается, у моркови лист рассеченный, а у свеклы целый. А как пахнет морковь? И т.д.
Объекты природы привлекают детей прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, а с другой — будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов.
Невозможно воспитать заботливое отношение к растениям и животным, если не привлекать детей к труду в природе. Дети ухаживают в огороде за овощами, цветами на клумбе, рыхлят, поливают, выдергивают сорняки. А самое главное, дети понимают, что в природе все взаимосвязано. Ведь тепло и свет от солнца, воздух и вода необходимы живым существам. Значит, живая природа не могла бы существовать без неживой. Но и живая природа влияет на неживую. Например, растения очищают воздух.
Все это помогает детям ощутить гармонию окружающей природы, почувствовать необходимость оберегать ее.
У детей любого возраста необходимо развивать способность к наблюдению. Это дает ребенку возможность не только воспринимать красоту природы, но и узнавать новое о животных и растениях, явлениях неживой природы. В процессе наблюдения дети подмечают особенности предметов. Например, окраску цветов и величину листьев у растений, способ передвижения животных, издаваемые ими звуки, свойства снега или глины.
В процессе наблюдений стараюсь направлять внимание детей на характерные особенности объекта или явления, задаю вопросы, сообщаю что-то новое, предлагаю по возможности потрогать или не спеша рассмотреть.
Все это помогает детям проанализировать наблюдаемое и сделать соответствующие выводы. Дети умеют различать день и ночь, состояние погоды, солнечно или пасмурно, осадки (снег, дождь, град).
Разрешаю детям, гуляя на природе, посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, поэкспериментировать. Все это вызывает у детей положительный эмоциональный настрой.
Учу детей делать из природных материалов поделки. Это сближает детей с природой, доставляет им радость созидания, творчества. Когда занимаемся изготовлением поделок, дети рассматривают материал (семена, орехи, листья, ветки, желуди, еловые или сосновые иголочки), ощупывают, исследуют. Таким образом, развивается восприятие детей, они начинают различать форму, цвет. Работа с природным материалом развивает внимание, мышление, речь, мелкую моторику. Делали аппликацию из осенних листьев, изготавливали ромашки из семян клена, пингвинов из шишек ели, петушка из шишек сосны, изготовили букет роз из листьев клена.
Читаем детям стихи, загадываем загадки о природе, животных, растениях. Детская литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Произведения создают у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. В сказках, стихах, коротких рассказах Б.Жидкова, А. Барто, С.Маршака, О. Высоцкой, Л.Толстого, Е.Чарушина живо описаны сценки из жизни знакомых детям животных (собака, кошка, воробей, рыба), а так же наиболее яркие явления неживой природы (дождь, снег, гроза). Рекомендую книжки с хорошими иллюстрациями — «Пересмешник» Н.Сладкова, «Бобровый пруд», «Еж», «Что за зверь?» Е.Чарушина. Стихи «Одуванчик» Е.Серова, «Ромашка» М. Авдеева и т.д.
В детском саду используем рассматривание картин, как наглядный метод ознакомления с природой, что позволяет решать разнообразные задачи, уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать у детей эстетическое восприятие.
Картины должны быть выполнены художественно и иметь крупные размеры. Они дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменения природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений. Например, с дикими зверями, животными некоторых стран, детей можно познакомить лишь через картины. При ознакомлении детей с природой используем дидактические, сюжетные и художественные картины. Это такие картинные серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Травянистые растения». Можно широко использовать такие художественные картины, как «Сирень», «Золотая осень» И.Левитана, «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Зеленый шум» А.Рылова, «Маки» П.Кончаловского, «Зима» И.Шишкина, «Домашние животные» А.Пластова.
Рассматривание художественной картины может сопровождаться прослушиванием музыки и поэтических произведений.
Отлично закаляют игры на воздухе, купания в реке, прогулки на лыжах. Любовь к природе делает нас добрее.
Свое впечатление от услышанного и увиденного дети отражают в играх, представляя себя то веселыми белочками, то пугливыми зайчиками, то ласковыми котятами.
Экспериментирование, так же, как игра, является естественным путем познания природы. Мы с детьми проводим эксперименты с почвой, водой, снегом, семенами и т.д. Все это приводит детей к логическому мышлению, развитию речи.
Углублению восприятия ознакомления с природой, совершенствованию знаний и навыков о ней служат праздники, концерты, организуемые в дошкольном учреждении. Праздничные утренники занимают особое место в системе ознакомления с природой. Это радость, веселье, торжество. Формы празднования могут быт самыми разнообразными. Помимо проведения утренников, комплексных и тематических занятий, можно использовать и другие формы: концерты, развлечения.
Таким образом, экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс — в повседневной жизни и на занятиях.
У детей воспитываем любовь к родной природе. Дети воспринимают и глубоко чувствуют ее красоту, умеют бережно относиться к растениям и животным, развивается память, внимание, кругозор детей, развивается творчество и художественное мышление, воображение, фантазия, обогащается словарный запас детей, развивается речь, происходит приобщение детей к регулярному труду.
Все это способствует успешной учебе в школе.