Конспект урока на тему «В гостях у весны»

МБДОУ МО «Детский сад компенсирующего вида №76»

г. Краснодар








В гостях у весны

(конспект занятия)











подготовила воспитатель

Шевченко Елена Александровна







г. Краснодар

2014г.


Цель: развитие связной речи детей на основе русского народного творчества.

Задачи:

    • Область «Коммуникация»

— Учить детей правильно строить предложение, согласовывать прилагательные

с существительными мужского и среднего рода.

— Добиваться понимания и четкого произношения закличек.

— Обогащать словарный запас детей.

    • Область «Познание»

— Закреплять приметы весны.

— Упражнять в сравнении предметов по основным признакам (форма, цвет).

    • Область «Социализация»

— Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

— Формировать умение играть в русские народные игры.

— Широко использовать народные игры в повседневной жизни детей.

    • Область «Чтение художественной литературы»

— Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.

Материалы и оборудование:

наглядное пособие «Весна», иллюстрации к празднику «Масленица», корзинка, платочек, 3 сундучка, деревянные палочки для русской народной игры «Бирюльки», демонстрационное изображение солнца и блина, маленькое соломенное чучело, блины.

Предварительная работа:

— Знакомство с русским народным фольклором: чтение, заучивание закличек.

— Знакомство с русскими народными играми: разучивание текста и правил игры

«Заря – заряница»

— Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний.

Работа с родителями:

— Домашнее задание: изготовление и декорирование птиц из соленого теста.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Звучит русская народная музыка. Хозяйка хлопочет у стола.

Дети входят в группу.

Хоз.: — Здравствуйте, гости дорогие, милости просим в избу. Изба у меня просторная, светлая, всем места хватит, присаживайтесь, пожалуйста.

Дети проходят и рассаживаются на стульчики.

Хоз.: — Подарили мне сундучок, хотела я его открыть да посмотреть, что в нем спрятано, а он волшебным оказался.

(загадка из сундучка под фонограмму)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (Весной)

(Звучит весенняя музыка, журчание ручейка, пение птиц)

Хоз.: — Идет весна по свету, и вот уж нет зимы,

По радостным приметам весну узнали мы!

— Весенних примет у меня, полная корзинка.

( Хозяйка показывает корзинку)

— Ой, да она пустая. Предлагаю наполнить корзинку приметами весны. Поможет нам в этом русская народная игра « Бирюльки». В сундучке я нашла маленькие палочки – бирюльки. Сейчас они все в пучке, когда я рассыплю палочки, каждый из вас возьмет одну, назовет примету весны и положит палочку в корзинку. Вот корзинка и наполниться.

Дети по очереди называют приметы весны с опорой на наглядное пособие «Весна», наполняют корзинку палочками.

— Спасибо, ребятушки, без вас бы мне не справиться. Много старинных обычаев было на Руси весной. Один из них – проводы зимы. Чтобы зима ушла, нужно закликать весну. Помогайте мне.

Дети подходят к окну, тянут руки к солнышку, произносят слова.

Закличка: Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С великой милостью,

С льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождем сильным,

С хлебом обильным.

Хоз.: — Посмотрите, еще один сундучок, что же в нем?

(загадка из сундучка под фонограмму)

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселиться весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот.

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают.

Хоз.: — Как называют праздник проводов зимы на Руси? ( Масленица )

— Посмотрим, как веселился народ на празднике.

Рассматривание картин по теме «Масленица».

Составление простых предложений с опорой на наглядность. Работа над словарем: введение старинных слов (лапти, салазки, изба, катанки, масленица).

Дети составляют предложение по картине, например:

Ребенок: — Дети катаются на санках.

Хоз.: — Санки в старину называли салазками.

Ребенок: — Ребята строят крепость и играют в снежки.



Ребенок: — Взрослые разводят костер и сжигают чучело.

Хоз.: — Как раньше называли валенки?

Катанки.

-Какую обувь носили бедные люди? Лапти.

Ребенок: — Взрослые и дети катаются на санях.

Хоз.: — Обратите внимание на деревянные дома, в которых жили люди. Такое жилище называется «изба».



Хоз.: — По улицам водили дрессированного медведя.

Хоз.: — В русской печи пекли блины, оладьи,

пироги и угощали всех гостей.

Хоз.: — Масленица – веселый праздник, русские люди очень любили веселиться и играть. Поиграем?

Русская народная игра: « Заря – заряница »

(Дети стоят по кругу, затем идут хороводом с песней).

Заря – заряница,

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные,

Раз, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!









(До кого дотронется ведущий, тот бежит, но в обратную сторону.

Выигрывает тот, кто первый добежит до ленты).

Хоз.: — Весну – то позвали, а солнышко плохо светит, наверно не проснулось. Разбудим солнышко?

Закличка: Солнышко, колоколышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди,

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать!

(На мольберте появляется картинка с изображением солнца)

Хоз.: — Ребята, опишите солнышко. Какое оно? (подбор прилагательных: круглое, желтое, теплое, ласковое, яркое, весеннее)

— Солнышко дарит вам еще один сундучок.

(загадка из сундучка под фонограмму)

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный!

Словно солнышко горит,

Скушать быстренько манит.

Только мама испечет, а он прыг

И прямо в рот! (блин)

(На мольберте появляется картинка с изображением блина)

Хоз.: — Ребята опишите блин. Он какой? (подбор прилагательных: круглый, румяный, желтый, горячий, вкусный, масляный)

— Блин похож на солнце? (Дети сравнивают блин с солнцем, выделяя общие признаки: они круглые, желтые, румяные, горячие, теплые)

— Блин очень похож на солнце. Поэтому издавна блин считался символ солнца на Руси. Я напекла вам блинов, хочу угостить, подходите.

( Угощение детей блинами)

Хоз.: — Вкусные блины? А что у вас на пальцах? (Масло). Действительно, мои руки стали масленые. А твои?

(Воспитатель закрепляет произношение словосочетания «масленые руки»)

— Ребята, почему ваши руки стали маслеными? (Блины стряпают на масле).

— Так вот почему праздник называется – Масленицей! В старину руки смазывали маслом, чтобы они были мягкими. Растирайте масло на руках.

Но стряпали не только блины, но и пироги, калачи, оладьи и булочки в форме птичек

— Вы с родителями постарались и настряпали птичек.

— Как они называются? (Жаворонки)

(Хозяйка раздает птичек)

Хоз.: — Жаворонки – прилетали первыми и приносили с собой весну.

Вспомним закличку про жаворонков.


Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам, принесите нам,

Весну теплую!

Унесите от нас, зиму холодную!


Хоз.: — У нас в детском саду сегодня проводится ярмарка, где каждый продавец хвалит и продает свой товар, уговаривает купить. Попробуйте и вы продать свои изделия.

Дети уходят в музыкальный зал на ярмарку.


Авторская разработка. Фотоматериалы предоставлены из личного архива автора. В ходе образовательной деятельности с детьми использовались загадки, заклички, русская народная игра « Заря – заряница», описанные в литературе.





























Список литературы:

  1. Рожнова П.К. Радоница: Русский народный календарь; Обряды; Обычаи; Травы; Обережные слова; Древо жизни. – М.: Дружба народов, 1997. – 224 с.

  2. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников. Под редакцией А.В.Орловой. – Владимир, 1995. – 184 с.

  3. Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей дет.сада. — Сост. Л.Н.Елисеева. – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. – 448 с.: ил.



Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Уход за комнатными растениями и первая их подкормка»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: