Конспект урока на тему «Весна идет»

Тема: Урок внеклассного чтения « Весна идет».

Цели урока:

обучающие:

— формировать навык выразительного чтения по ролям;

— формировать представление образов героев сказки;

— учить анализировать данное произведение;

— объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий.

развивающие:

— совершенствовать память, развивать внимание, мышление, воображение;

— развивать связную устную речь учащихся;

— активизировать и пополнять словарный запас учащихся;

— формировать монологическую и диалогическую речь учащихся.

воспитывающие:

— воспитывать любовь к родной природе;

— пробуждать интерес к предмету;

— воспитывать чувство удовлетворенности результатами своей работы.

Оборудование: иллюстрации по теме, портреты: Г. Скребицкий, А. Саврасов; репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели», сказка Г. Скребицкого «Весенняя песенка»

Ход урока:

I. Орг. момент

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада нашей встрече, встрече с нашими гостями, хорошей погоде.

— Скажите, чему рады вы? (ответы учащихся)

— Я надеюсь, что у всех у нас будет хорошее, приподнятое настроение.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят…

— Сегодня чудесная весенняя погода, тепло улыбается солнышко и, чтобы вам стало чуточку теплее, оно подарило каждому свои частички. Мы продолжим говорить о весне, о том, как радуется ей все живое, узнаем, чья же песня прогнала зиму.

II. Актуализация опорных знаний

1. Ассоциативный куст (интерактивная технология)

На доске запись весна



ВЕСНА


— Какие ассоциации у вас вызывает слово весна?

2. Сообщение темы и задач урока

— Молодцы! Итак вы догадались о чем пойдёт речь на уроке? (На уроке речь пойдет о весне)

— Правильно о весне.

3. Речевая разминка

Давайте пригласим весну к нам в гости на урок.

— Весна, весна красная,

Приди, приди ясная!!! (учащиеся хором)

— Прочитаем, выделяя голосом последнее слово в каждой строчке; выделяя голосом первое слово (звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» — весенние месяцы)

III. Изучение материала урока

1.Беседа

— Весна… пожалуй, самое любимое время года у большинства людей. Символ тепла, пробуждения и радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду. Источник хорошего настроения «просто так», без причины, просто потому что хорошо и всё». Несмотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя потешки о весне, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также прилежно записывая весенние приметы.

Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Рассматривание курицы и утки»

— У вас было задание сделать книжки-малышки о весне. Сейчас вы презентуете результаты своего труда.

— А с какими произведениями о весне мы с вами уже знакомы? (на доске иллюстрации прочитанных произведений) «Счастливый жучок», «12 месяцев», «Как весна зиму поборола»

2. Работа по вопросам

— А теперь назовите произведение, с которым вы начали знакомиться дома. (Дома мы начали знакомиться с произведением Г. Скребицкого «Весенняя песенка»)

— А кто его автор? (Автор этого произведения Г. Скребицкий)

— Георгий Алексеевич Скребицкий. Известный писатель-натуралист. Он писал как для маленьких читателей, так и для более старшего возраста.

— К какому жанру относится это произведение? (Это сказка)

3. Чтение по ролям.

4. Работа с текстом.

Найдите и зачитайте в 1 части сказки, как автор называет весну. (Весна — Красна).

— Как вы думаете, почему? (Весной все красивое, солнышко светит ярче, от него становится теплее)

— А какой представляли Зиму? (Она похожа на снежную королеву, белая, снежная, злая)

— Кто просил Весну поскорее вступить в свои права? (Весну, попросили вступить в свои права все птицы и звери)

— Послушаем разговор Весны, Зимы и птиц. Но прежде вспомним, что нужно говорить слова Весны — умоляюще, Зимы — ворчливо, птиц – с просьбой (инсценировка отрывка).

— К кому обратилась за помощью Весна?(Весна обратилась за помощью к птицам)

5. Выборочное чтение.

— Назовите птиц, к которым весна обратилась за помощью. (Весна обратилась за помощью к воробьям, дятлу, синице, овсянке, тетереву)

— Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается как пели: воробьи, дятел, синица, овсянка, тетерева.

— Как вы думаете, почему дятлу, синице не удалось прогнать Зиму? (Этим птицам не удалось прогнать зиму, потому что их пение ей не нравилось)

— Молодцы, ребята!

Физкультминутка.

IV. Работа над произведением (2 часть).

— Как вы думаете, какая птица помогла Весне прогнать Зиму? (чтение с предугадыванием) (Предположения учащихся)

— Об этом мы узнаем, дочитав сказку до конца.

1. Словарная работа.

Но прежде, чем начать читать, разберем некоторые слова:

  • бурая (трава) – один из оттенков коричневого цвета;

  • затрепетала — захлопала, стала быстро махать;

  • трущобы – самые отдаленные места.

2. Первичное восприятие текста.

— Сядьте удобнее, послушайте внимательно продолжение сказки и подумайте, как же удалось прогнать Зиму? (учащиеся читают текст).

— Ну, что ваши ожидания оправдались? (Ответы учащихся)

3. Работа над содержанием текста.

— Ребята, найдите в тексте отрывок, где говорится о том, как жаворонок спел свою первую песенку?

— Зачитаем этот отрывок еще раз.

— А теперь послушайте, как поет жаворонок. (Звучит магнитофонная запись песни жаворонка)

— Что услышали все в этой песенке жаворонка?

— Кого разбудила песенка жаворонка, перечислите. (Песня жаворонка разбудила всех зверей и птиц: перечисление)

— О какой народной примете, мы можем говорить, прочитав эту сказку? (Зяблик летит к холодам, а жаворонок к теплу)

— Весной из теплых краев к нам возвращается много птиц, но народ приметил, «зяблик летит к холодам, а жаворонок к теплу»

V. Закрепление и осмысление знаний

— Назовите главных героев сказки.

— Кому из героев сказки вы сопереживали?

— Почему?

— Какова главная мысль сказки?

— Какая пословица наиболее соответствует этой сказке

  • весна днём красна;

  • а вы друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь;

  • после самой лютой зимы все равно придет весна.

VI. Обобщение и систематизация знаний

— Сегодня вы говорили о том, какие птицы символизируют приход весны, к ним относятся ещё и грачи. Приходилось ли вам видеть этих птиц?

— А вот художник Саврасов создал картину «Грачи прилетели»

1. Работа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

— Алексей Кондратьевич Саврасов – известный русский живописец-пейзажист – родился в Москве в семье купца. Он был настолько талантливым художником, что, окончив Московское училище живописи, в 24 года стал членом Академии художеств, а в 26 лет уже преподавал в училище.

Картину «Грачи прилетели» А. Саврасов написал в 1871 году. Эта картина сразу же попала на выставку и принесла художнику всероссийскую известность.

— Что вы видите на картине?

— Какое чувство испытываете, глядя на нее?

— Какая весна показана на картине – подберите для описания только имена прилагательные?

-А теперь составим несколько синонимических рядов с названными словами (черная бурая, темная; первые, весенние; грязный, нечистый, черный; мрачное, неясное, печальное, хмурое, грустное)

2. Рассказ- обобщение учителя по картине.

VІ. Итог урока

— Наш урок подошел к концу.

— Ребята, а не появилось ли у вас желание создать свою картину о весне?

— Посмотрите на доску, видите у нас появилась прекрасная поляна, но чего-то на ней не хватает. Чего?

— Правильно — цветов, у каждого из вас на парте лежат цветы, давайте украсим поляну, прикрепите тот цветок, который соответствует вашему настроению.

Оценивание.

— Глядя на поляну, можно сделать вывод, что: урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.

— Спасибо за сотрудничество!

Домашнее задание.

1 группа — читать 2 часть и подготовить рассказ о том, как жаворонок спел свою первую песню. 2группа — читать 2 часть, подготовить рисунки о весне.




Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира на тему "Степь весной - словно вытканный ковер"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: