Тема: Урок внеклассного чтения « Весна идет».
Цели урока:
обучающие:
— формировать навык выразительного чтения по ролям;
— формировать представление образов героев сказки;
— учить анализировать данное произведение;
— объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий.
развивающие:
— совершенствовать память, развивать внимание, мышление, воображение;
— развивать связную устную речь учащихся;
— активизировать и пополнять словарный запас учащихся;
— формировать монологическую и диалогическую речь учащихся.
воспитывающие:
— воспитывать любовь к родной природе;
— пробуждать интерес к предмету;
— воспитывать чувство удовлетворенности результатами своей работы.
Оборудование: иллюстрации по теме, портреты: Г. Скребицкий, А. Саврасов; репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели», сказка Г. Скребицкого «Весенняя песенка»
Ход урока:
I. Орг. момент
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада нашей встрече, встрече с нашими гостями, хорошей погоде.
— Скажите, чему рады вы? (ответы учащихся)
— Я надеюсь, что у всех у нас будет хорошее, приподнятое настроение.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят…
— Сегодня чудесная весенняя погода, тепло улыбается солнышко и, чтобы вам стало чуточку теплее, оно подарило каждому свои частички. Мы продолжим говорить о весне, о том, как радуется ей все живое, узнаем, чья же песня прогнала зиму.
II. Актуализация опорных знаний
1. Ассоциативный куст (интерактивная технология)
На доске запись весна
ВЕСНА
— Какие ассоциации у вас вызывает слово весна?
2. Сообщение темы и задач урока
— Молодцы! Итак вы догадались о чем пойдёт речь на уроке? (На уроке речь пойдет о весне)
— Правильно о весне.
3. Речевая разминка
Давайте пригласим весну к нам в гости на урок.
— Весна, весна красная,
Приди, приди ясная!!! (учащиеся хором)
— Прочитаем, выделяя голосом последнее слово в каждой строчке; выделяя голосом первое слово (звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» — весенние месяцы)
III. Изучение материала урока
1.Беседа
— Весна… пожалуй, самое любимое время года у большинства людей. Символ тепла, пробуждения и радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду. Источник хорошего настроения «просто так», без причины, просто потому что хорошо и всё». Несмотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя потешки о весне, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также прилежно записывая весенние приметы.
— У вас было задание сделать книжки-малышки о весне. Сейчас вы презентуете результаты своего труда.
— А с какими произведениями о весне мы с вами уже знакомы? (на доске иллюстрации прочитанных произведений) «Счастливый жучок», «12 месяцев», «Как весна зиму поборола»
2. Работа по вопросам
— А теперь назовите произведение, с которым вы начали знакомиться дома. (Дома мы начали знакомиться с произведением Г. Скребицкого «Весенняя песенка»)
— А кто его автор? (Автор этого произведения Г. Скребицкий)
— Георгий Алексеевич Скребицкий. Известный писатель-натуралист. Он писал как для маленьких читателей, так и для более старшего возраста.
— К какому жанру относится это произведение? (Это сказка)
3. Чтение по ролям.
4. Работа с текстом.
Найдите и зачитайте в 1 части сказки, как автор называет весну. (Весна — Красна).
— Как вы думаете, почему? (Весной все красивое, солнышко светит ярче, от него становится теплее)
— А какой представляли Зиму? (Она похожа на снежную королеву, белая, снежная, злая)
— Кто просил Весну поскорее вступить в свои права? (Весну, попросили вступить в свои права все птицы и звери)
— Послушаем разговор Весны, Зимы и птиц. Но прежде вспомним, что нужно говорить слова Весны — умоляюще, Зимы — ворчливо, птиц – с просьбой (инсценировка отрывка).
— К кому обратилась за помощью Весна?(Весна обратилась за помощью к птицам)
5. Выборочное чтение.
— Назовите птиц, к которым весна обратилась за помощью. (Весна обратилась за помощью к воробьям, дятлу, синице, овсянке, тетереву)
— Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается как пели: воробьи, дятел, синица, овсянка, тетерева.
— Как вы думаете, почему дятлу, синице не удалось прогнать Зиму? (Этим птицам не удалось прогнать зиму, потому что их пение ей не нравилось)
— Молодцы, ребята!
Физкультминутка.
IV. Работа над произведением (2 часть).
— Как вы думаете, какая птица помогла Весне прогнать Зиму? (чтение с предугадыванием) (Предположения учащихся)
— Об этом мы узнаем, дочитав сказку до конца.
1. Словарная работа.
Но прежде, чем начать читать, разберем некоторые слова:
бурая (трава) – один из оттенков коричневого цвета;
затрепетала — захлопала, стала быстро махать;
трущобы – самые отдаленные места.
2. Первичное восприятие текста.
— Сядьте удобнее, послушайте внимательно продолжение сказки и подумайте, как же удалось прогнать Зиму? (учащиеся читают текст).
— Ну, что ваши ожидания оправдались? (Ответы учащихся)
3. Работа над содержанием текста.
— Ребята, найдите в тексте отрывок, где говорится о том, как жаворонок спел свою первую песенку?
— Зачитаем этот отрывок еще раз.
— А теперь послушайте, как поет жаворонок. (Звучит магнитофонная запись песни жаворонка)
— Что услышали все в этой песенке жаворонка?
— Кого разбудила песенка жаворонка, перечислите. (Песня жаворонка разбудила всех зверей и птиц: перечисление)
— О какой народной примете, мы можем говорить, прочитав эту сказку? (Зяблик летит к холодам, а жаворонок к теплу)
— Весной из теплых краев к нам возвращается много птиц, но народ приметил, «зяблик летит к холодам, а жаворонок к теплу»
V. Закрепление и осмысление знаний
— Назовите главных героев сказки.
— Кому из героев сказки вы сопереживали?
— Почему?
— Какова главная мысль сказки?
— Какая пословица наиболее соответствует этой сказке
весна днём красна;
а вы друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь;
после самой лютой зимы все равно придет весна.
VI. Обобщение и систематизация знаний
— Сегодня вы говорили о том, какие птицы символизируют приход весны, к ним относятся ещё и грачи. Приходилось ли вам видеть этих птиц?
— А вот художник Саврасов создал картину «Грачи прилетели»
1. Работа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
— Алексей Кондратьевич Саврасов – известный русский живописец-пейзажист – родился в Москве в семье купца. Он был настолько талантливым художником, что, окончив Московское училище живописи, в 24 года стал членом Академии художеств, а в 26 лет уже преподавал в училище.
Картину «Грачи прилетели» А. Саврасов написал в 1871 году. Эта картина сразу же попала на выставку и принесла художнику всероссийскую известность.
— Что вы видите на картине?
— Какое чувство испытываете, глядя на нее?
— Какая весна показана на картине – подберите для описания только имена прилагательные?
-А теперь составим несколько синонимических рядов с названными словами (черная бурая, темная; первые, весенние; грязный, нечистый, черный; мрачное, неясное, печальное, хмурое, грустное)
2. Рассказ- обобщение учителя по картине.
VІ. Итог урока
— Наш урок подошел к концу.
— Ребята, а не появилось ли у вас желание создать свою картину о весне?
— Посмотрите на доску, видите у нас появилась прекрасная поляна, но чего-то на ней не хватает. Чего?
— Правильно — цветов, у каждого из вас на парте лежат цветы, давайте украсим поляну, прикрепите тот цветок, который соответствует вашему настроению.
Оценивание.
— Глядя на поляну, можно сделать вывод, что: урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.
Домашнее задание.
1 группа — читать 2 часть и подготовить рассказ о том, как жаворонок спел свою первую песню. 2группа — читать 2 часть, подготовить рисунки о весне.