«Витамины и их значение для человека».
Цели: 1. Обучающие:
— сформировать представление детей о значении разных видов
витаминов;
2. Развивающие:
— развитие логического мышления на основе отработки
логических операций:
1. анализ – при рассмотрении разных видов витаминов;
2. установление связей между правильным питанием и
сохранением здоровья;
3. классификация витаминов по группам;
3. Воспитательные:
— воспитание бережного отношения к своему здоровью;
— воспитание толерантности.
Оборудование: таблицы, рисунки продуктов, содержащих в себе витамины, карточки для опроса домашнего задания (4 штуки), книжка-раскладушка, учебники, тетради.
Подготовительная работа: книжка-раскладушка «Витамины и их значение для организма».
План изучения:
1. Общее знакомство с витаминами.
2. Характеристика витаминов по схеме:
Продукты, в которых содержаться | Значение | Где откладываются | Заболевания при недостатке | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Раздать карточки /средним – 2, сильным – 1, слабым — 1/
— Что советуют врачи делать, чтобы сохранить свои зубы здоровыми? /употреблять в пищу молочные продукты, соблюдать правила гигиены/
— Какие правила гигиены нужно соблюдать, чтобы зубы были здоровыми?
— Итак, мы изучаем свой организм на уроках естествознания с одной целью. Какой? /сохранить здоровье/
III. Сообщение темы и целей урока.
— Что необходимо делать, чтобы сберечь здоровье. /правильно питаться/.
— Какой должна быть пища или какие продукты надо употреблять в пищу, чтобы правильно питаться?
Например, что полезнее есть белый хлеб или ржаной хлеб /с. 118 — 120/
— С чего лучше начинать утро с яйца или чая?
— Что обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма? /употребление витаминов/
— Сегодня на уроке мы будем систематизировать знания о витаминах, заполняя таблицу /заготовлена заранее/ таблица лежит перед вами.
IV. Работа над новой темой
— Что вы знаете о витаминах?
— Кем были открыты витамины? /русским ученым – Лунин, 1880/
— Как обозначаются витамины? /А, В1, С, Д, В2/
— Что же такое витамины? /разнообразные по составу органические вещества, которые необходимы организму для нормальной жизнедеятельности/
— Почему важно их употреблять в пищу? /так как это биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма/
— Что произойдет с организмом при недостатке витаминов /авитаминоз/
— Какое значение имеют витамины?
а) принимают участие в обмене веществ;
б) необходимы для нормального роста и развития;
в) поддерживают защитные свойства организма (невосприимчивость к заболеваниям)
Характеристика витаминов
Начнем знакомиться с некоторыми витаминами.
Витамин А
— Как по другому его называют? /витамин роста и развития/
— Почему? /важную роль в формировании костного скелета играет/
— Какое значение еще имеет витамин? /таблица/
— В каких продуктах содержится?
икра яичный желток
арбуз А молоко
масло
— Что будет, если организм не будет получать витамины или будет получать его недостаточно? /ухудшиться зрение/
— Я утверждаю, что витамин А разрушается при кипячении? Согласны? /нет/
— Что можно сказать в опровержение? Кто хочет возразить? /откладывается в печени и в почках/
Витамин В2
— О каком витамине пойдет речь, если он содержится в данных продуктах?
сердце помидоры
дрожжи В2 яйца
капуста
— Что знаете о нем? /витамин роста/
— Где откладывается? /нигде/
— Какую роль играет? /обмен жиров/
— К чему приводит отсутствие В2? /задержка роста, падение веса, воспаление слизистой оболочки глаз, губ, судороги/
— Ухудшается работа верхних и нижних конечностей. Согласны? /нет/
— Почему? /данные симптомы возникают при недостатке витамина В2/
Витамин В1
— Какие заболевания возникают при недостатке витамина В1 ? /утомление, мышечная слабость, сердцебиение/
Сделайте вывод, какое значение имеет данный витамин для организма человека? /обеспечивает более высокую работоспособность, предохраняет нервную систему от переутомления/
— Какое название получил данный витамин? /витамин бодрости/
— Где откладывается? /нигде/
— Почему его поступление должно быть …Продолжи фразу /постоянным/
— В каких продуктах содержится витамин В1?
грецкие орехи хлеб
растительные семена В1 бобы
V.Физкультминутка
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
VI. Продолжение изучения новой темы
Витамин С
— О каком витамине идет речь? «Не откладывается в организме, витамин способствует потреблению клетками организма кислорода, улучшает состояние нервной системы и всего организма. При длительном отсутствии витамина в пище – возникает заболевание цинга?» /витамин С/
— Что знаете о цинге? /болезнь десен/
— Среди кого было распространено заболевание? /путешественников/
— Почему сейчас болезнь стала редкой? /аскорбиновая кислота в аптеке, продукты в которых содержится этот витамин/
— Какие это продукты?
хвоя сосны шиповник
апельсин С черная смородина
морковь
Витамин Д
Самостоятельно заполнить витамин Д.
— Остались продукты, в которых содержится витамин Д
масло творог
сливки Д молоко
/с. 53 – последний абзац, слабые кости ломаются, кривые ноги, слабое тело, большая голова/
— Где содержится витамин? /в молоке/
— Что знаете о молоке с прошлого урока? /много фосфора и кальция, которое соединяясь получиться плотное, крепкое, как чугун вещество зубов, костей/
— Что регулирует витамин Д? /обмен фосфора и кальция/
— Следовательно, какое заболевание возникнет при недостатке витамина Д? /слабые кости, быстро ломаются, большая голова, кривые ноги, с. 53/
— Почему этой болезнью не заболевают люди, живущие при солнечном свете? /так как витамин Д можно получить из кожи, этот витамин образуется под воздействием ультрафиолетовых лучей/.
— Только ли так организм получает витамин Д? /нет/
— А как? /есть второй путь – с пищей/
VII. Закрепление изученного
— Какое значение имеют витамины?
— Что же нам все сразу есть, без разбору? Чем больше, тем лучше? /нет/
— Прочитайте с. 58 и вы узнаете к чему может привести избыток витаминов?
— Как узнать, сколько надо употреблять витаминов?
— В каких количествах? /таблица/
VIII. Подведение итогов урока
Оценивание детей и выставление отметок.
Домашнее задание
Составить меню рационального питания за неделю в соответствии с необходимой дозой.
Читать с. 53 – 60
Кто хочет узнать больше с. 114 — 120
Приложение к уроку.
Витамины и их значение.
Витамины (в переводе с латинского — жизнь) – это биологически активные вещества.
Витамины были открыты русским врачом Н.И. Луниным в 1880 году. В настоящее время известно уже 30 витаминов. Обозначаются они буквами, но не русского алфавита, а латинского А (А), В (Б), С (Ц), Д (Д) и другие витамины.
Витамины принимают участие в обмене веществ. При наличии в пищи необходимых витаминов дети хорошо растут и нормально развиваются. У них повышается сопротивляемость к неблагоприятным условиям среды, они реже болеют и легче переносят заболевания. К недостатку витаминов дети особенно чувствительны. При отсутствии их в пище возникает АВИТАМИНОЗ.
Витамин А.
Витамин роста и развития организма. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, обеспечивает нормальную деятельность кожи, повышает ее защитные свойства, выполняет главную роль в формировании костного скелета, принимает участие в деятельности органов зрения. При кипячении витамин А не разрушается. Он откладывается в печени и почках.
В продуктах растительного происхождения витамин А находится в виде каротина – желтого пигмента, которому морковь обязана своим цветом. Особенно много каротина в моркови, шпинате, салате, томате, абрикосах, персиках.
Пищевые продукты, в которых содержится витамин А: сливочное масло, сыр, яичный желток, сливки, молоко, сметана, печень трески, икра, арбуз, дыня, овощи.
Витамин В1
Витамин В1 известен как «витамин бодрости». Он обеспечивает организму более высокую работоспособность и предохраняет нервную систему от переутомления. Витамин В1 не откладывается в организме, поэтому поступление его должно быть постоянным.
При недостаточном потреблении витамина В1 появляются болезненные явления: быстрая утомляемость, мышечная слабость, повышение сердцебиения.
Отсутствие витамина В1 в пище приводит к серьезному расстройству здоровья: ухудшается работа верхних и нижних конечностей, а затем совсем прекращается.
Пищевые продукты, в которых витамин В1 содержится : семена растений, хлеб, отруби, хлебопекарные и пивные дрожжи, говяжья печень, яичный желток, бобы, грецкие орехи.
Витамин В2
Витамин В2 называют «витамином роста». Он играет существенную роль в обмене жиров.
Отсутствие витамина В2 в пище отрицательно влияет на рост и развитие: наблюдается задержка роста и падения веса тела. Появляется воспаление слизистой оболочки глаз, губ, а так же судороги, потеря сознания.
Пищевые продукты, в которых содержится витамин В2: пивные дрожжи, пшеничные отруби, печень, сердце, молоко, яйца, капуста, шпинат, помидоры.
Витамин С
Витамин С или аскорбиновая кислота.
Витамин С способствует потреблению клетками организма кислорода, улучшает состояние нервной системы и всего организма.
В случаях недостаточного поступления с пищей витамина С понижается работоспособность организма, появляется сонливость и вялость, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, при чистке зубов начинается кровотечение (кровоточение) из десен.
При длительном отсутствии в пищи витамина С развивается заболевание – цинга.
До недавнего времени цинга особенно была распространена среди путешественников, если они были лишены свежих овощей и фруктов. Малейший ушиб вызывал у них на коже кровоизлияние, зубы шатались и выпадали, десны кровоточили, люди быстро теряли вес и в конце концов, совершенно истощенные умирали. Сейчас мы можем купить аскорбиновую кислоту аптеке, цинга стала очень редкой болезнью.
Витамин С очень нестоек, он быстро разрушается при длительном нагревании. Витамин С не откладывается в организме, поэтому его потребление должно быть ежедневным.
Пищевые продукты, в которых содержится витамин С: шиповник, черная смородина, лимон, апельсин, капуста, шпинат, лук, петрушка, салат, помидоры, морковь, хвоя сосны и пихты.
Витамин Д
Недостаток этого витамина приводит к заболеванию, которое называется рахитом. При рахите происходит искривление костей ног и грудной клетки, дети отстают в развитии и часто болеют инфекционными заболеваниями.
Витамин Д регулирует обмен кальция и фосфора в организме. Если этого витамина не хватает, из организма выводится большое количество солей кальция и фосфора. Костная ткань, которая является почти единственным местом их накопления, быстро начинает терять кальций и фосфор. Кости от этого становятся мягкими, искривляются и легко ломаются. Витамин Д повышает всасывание кальция и фосфора из кишечника и таким образом, предупреждает расход этих солей из костной системы организма.
Человек получает витамин Д двумя путями: с пищей и из собственной кожи, где этот витамин образуется под действием ультрафиолетовых лучей. Вот почему, если дети растут без солнца, в плохих условиях, у них как правило развивается рахит.
Пищевые продукты, в которых содержится витамин Д: рыбий жир, печень трески, камбалы и других рыб, икра, желток яиц, печень, сливочное масло, сметана, творог, молоко, сливки.