Окружающий мир.
Тема. «Вода и её свойства».
Цель. Познакомить с богатством природы – водой, её свойствами.
Учить наблюдать, делать выводы, обобщать.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. Глобус, колбы, пробирки, вода чистая, краска акварельная, мел; карточки с пословицами. Картины природы (река, море, небо и т.д.)
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем». (воздух)
— Что мы узнали о воздухе?
-Что такое ветер и почему он дует?
Кто такой ветер,
Кто — нибудь знает?
Где он живёт?
И куда он летает?
Кто его детки?
Вопрос не простой,
Знаем мы только,
Что он — не живой.
-От чего загрязняется воздух?
— Что мы должны делать, чтобы в классе был чистый воздух?
3. Работа над новой темой.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Рассказ учителя (можно хорошо подготовленного ученика).
Вода есть везде. Высоко в небе и глубоко под землёй. В морях и реках. Очень трудно без питьевой воды человеку в жарких пустынях и посреди огромных солёных океанов. Не могут обходиться без воды растения и животные. Даже заводам и фабрикам нужна вода. Но главное – без воды не было бы жизни на Земле.
Беседа.
-Какого цвета больше всего на глобусе?
-Что изображено голубым цветом?
Вода занимает на Земле в 2 раза больше места, чем суша.
На нашей планете 4 океана.
-Кто знает, как они называются?
Но кроме океанов мы можем увидеть на суше голубые нити.
-Где же ещё есть вода?
Из земли пробился,
Как сердечко бьётся.
Ты в жару напился,
И другой напьётся. ( родник)
Всё на свете отражает…
Напоит и освежит.
И всё время убегает,
Да никак не убежит. (река)
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. ( болото)
4. Физминутка.
5. Продолжение новой темы.
Свойства воды.
Опыт 1.
— Кто из вас пил воду?
— Есть у неё вкус? Запах?
Опыт 2.
Посмотрите через чистую воду.
-Есть ли цвет у чистой воды?
Опыт 3.
Перельём воду в сосуды другой формы.
— Какую форму вода принимает в каждом случае? (форму сосуда)
Опыт 4.
В чистую воду добавить краску, мел. Размешать. ( хороший растворитель)
Состояние воды.
Собрались ребятишки-
Сестрёнки и братишка:
Градинка,
Снежинка,
Льдинка
И Росинка,
Тёплая Дождинка
Пар – Невидимка. (вода)
— Так в каком же состоянии можно встретить воду? ( твёрдое, жидкое, газообразное)
Беседа.
-Где используется вода в доме?
— Где используется вода в природе?
Речка, реченька, река,
Ты пришла издалека.
Что ты делала в пути,
Прежде, чем сюда прийти?
В роднике с одной синицей
Поделилась я водицей.
А потом – с цветущим садом,
А потом – с огромным стадом.
Целый город вечерком
Напоила я чайком,
А потом у берегов
Убаюкала мальков.
Повстречала я плотину,
Покрутила я турбину.
Это мой речной поток
Вам даёт электроток.
7. Работа по учебнику. ( с. 42)
Роль воды в нашей жизни.
Отчего загрязняется вода.
8. Собери пословицы и поговорки.
Где вода, камень долбит.
У воды нос остёр, да царица – водица.
Капля воды там и верба.
Царь — огонь, пробивается всюду.
(объяснить значение пословиц и поговорок)
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жильё.
Потому что на планете
Всё твоё и всё моё:
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И тропинки, и травинки,
И вода из родника.
9. Домашнее задание: стр.42-45.
10. Итог урока.
-О чём же говорили на уроке?
— Что узнали о воде? (св-ва воды, состояние воды)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (река)
Питьевой воды очень мало на Земле. Мы должны беречь воду и охранять её чистоту.
Прогулка. С.Я.Маршак.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят,
Загорают и едят.
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки.
И как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костёр, бумагу жгли-
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
-Эй, ребята!- крикнул Дима.-
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костёр,
В футбол играли-
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки-
Словом мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
— Что сделали неверно?
-Как поступаете вы?
Литература.
Плешаков А.А. учебник 3класса «Мир вокруг нас».
Поурочные разработки по курсу окружающий мир за 3 класс.
Поглазова О.Т. учебник 2класса, часть 1, стр. 34