19
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида
Киселёвского городского округа Кемеровской области
Конспект урока на тему
«Я – часть истории родного города»
подготовила
Тузовская Марина Анатольевна,
старший воспитатель
высшей квалификационной категории
МАДОУ детского сада №63 «Журавлик» комбинированного вида,
Киселёвск
2011
«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней, потому что дом — это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» — это то же самое, что бездомный человек».
Патриарх Алексей II
Образовательная область.
Ознакомление с историческим и культурным наследием родного края.
Вид проекта
Групповой, творческий
Актуальность проекта
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить … «воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то останется навсегда. В детские годы формируются основные качества человека.
Судьба нашей страны и ее завтрашний день во многом зависят от того, какие качества мы сможем воспитать в тех, кто определяет будущее России. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Родной город… В нашей стране немало молодых городов, которые появились в результате интенсивного освоения природных ресурсов и профессиональной деятельности человека. Так, история возникновения города Киселёвска связана с освоением богатств Западной Сибири, добычей и переработкой угля.
Патриотическое чувство, желание найти своё место в родном городе не возникают у людей сами по себе. К сожалению, молодёжь, получая образование в Кемерово и других крупных городах Сибири, не спешит возвращаться в родной город. И хотя молодым специалистам предоставляется жильё, льготные кредиты и т.п., больницы и школы остро испытывают недостаток квалифицированных кадров.
Патриотическое чувство — это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста.
Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.
Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей Родины.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Актуальность избранной нами темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. Следует подчеркнуть, что в настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности — нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Наша задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т.д.
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей, а именно:
недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений;
отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей;
недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Цель проекта — создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству, воспитание уважения к символике страны, города, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу.
Задачи проекта
Способствовать формированию у ребёнка представлений о себе, своей семье и социальном окружении.
Дать представление о роли родного города в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города.
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, его жителям, труду.
Формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Кузбасса.
Познакомить с историческим и культурным наследием родного края.
6. Создать условия для формирования толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Участники проекта: заведующий МАДОУ, старший воспитатель, психолог, музыкальные работники, руководитель по физической культуре, родители воспитанников, воспитатели.
Продолжительность проекта. 1 год.
Сроки реализации проекта. Сентябрь2011 – май 2012 года.
Основные формы реализации проекта. Экскурсии, занятия, конкурсы, игры, мини-выставки, праздники, консультации для родителей.
Обеспечение:
Материально-техническое: автобус для экскурсии, слайды «Достопримечательности Киселёвска. Окрестности города», фотоальбомы, самоклеящаяся плёнка, изоматериалы, видиокамера, фотоаппарат, мультимедийное оборудование.
Учебно-методическое:
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации. [Текст]/ Н.Г. Зеленова. – М.: Скрипторий – 2003, 2007. – 104с.
Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». [Текст]/ М.Д. Маханёва. — М., 2004. — 135с.
Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников [Текст]/ Сост. Н.А. Арапова–Пискарёва. – М.: Гном, 2005. – 136 с.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей. [Текст]/ М.Ю. Новицкая. — М.: Учитель, 2003. – 137 с.
Сакавичене О.В.Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / О.В.Сакавичене // Ребёнок в детском саду – 2006. — № 2-3, — С. 14-18
Антонова Л.И. Обычаи и традиции татарского и мордовского народа [Текст] /Л.И.Антонова // Ребёнок в детском саду – 2005. — № 5, — С. 56-61
Этапы проведения проекта
Подготовительный этап. Сентябрь 2011
Наименование мероприятия | Ответственные | |
| «Хотели бы вы, чтобы ваши дети жили в родном городе?» «Как знакомить детей со своей профессией» «Мы живём в Кузбассе» | Старший воспитатель, психолог, воспитатели старших, подготовительных групп
|
Ознакомление с окружающим и развитие речи. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
Ознакомление с художественной литературой. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
Продуктивная художественная деятельность |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
Работа кружка |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
Основной этап.
Виды деятельности | Наименование мероприятия | Ответственные |
| ||
Октябрь 2011 | Сбор информации о семьях (фото, рассказы) Досуг | «Семейные традиции» | Воспитатели групп, родители Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели групп, родители |
| |
Ознакомление с окружающим и развитие речи. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
| ||
Ознакомление с художественной литературой. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
| ||
Продуктивная художественная деятельность |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
| ||
Работа кружка |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп Заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель |
| ||
Ноябрь 20101 | Фотовыставка | «Традиции моей семьи» | Воспитатели групп, родители |
| |
Ознакомление с окружающим и развитие речи. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
| ||
Ознакомление с художественной литературой. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
| ||
Продуктивная художественная деятельность |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
| ||
Работа кружка |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп Старший воспитатель, заведующий, родители |
| ||
Декабрь 2011 | Сбор информации о профессиях города Киселёвска |
| Воспитатели, родители | ||
Ознакомление с окружающим и развитие речи. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп | |||
Ознакомление с художественной литературой. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп | |||
| Продуктивная художественная деятельность |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп | ||
Работа кружка |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп Заведующий, старший воспитатель | |||
Январь 2012 | Ознакомление с окружающим и развитие речи. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп
|
| |
| Ознакомление с художественной литературой. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп
|
| |
Продуктивная художественная деятельность |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
| ||
Работа кружка |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп
|
| ||
Февраль 2011 | Спортивный праздник Экскурсия в краеведческий музей города Киселёвска | «Папа, встань с дивана!»
| Руководитель по физической культуре, музыкальный руководитель Заведующий, старший воспитатель |
| |
Ознакомление с окружающим и развитие речи. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп
|
| ||
| Ознакомление с художественной литературой. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
| |
Продуктивная художественная деятельность |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
| ||
Работа кружка |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
| ||
Март 2012 | Ознакомление с окружающим и развитие речи. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп Музыкальный руководитель |
| |
Ознакомление с художественной литературой. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
| ||
Продуктивная художественная деятельность |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
| ||
Работа кружка |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп |
| ||
Апрель 2012 | Ознакомление с окружающим и развитие речи. |
| Воспитатели старших групп Заведующий, старший воспитатель Воспитатели подготовительных групп
| ||
Ознакомление с художественной литературой. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп
| |||
Продуктивная художественная деятельность |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп
| |||
Работа кружка |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп
|
Завершающий этап. Май 2011
Виды деятельности | Наименование мероприятия | Ответственные | |
|
| Концерт для гостей, экскурсоводы — дети | Заведующий, старший воспитатель, психолог, воспитатели групп, родители |
Ознакомление с окружающим и развитие речи. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп
| |
Ознакомление с художественной литературой. |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп
| |
Продуктивная художественная деятельность |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп
| |
Работа кружка |
| Воспитатели старших групп Воспитатели подготовительных групп Заведующий, старший воспитатель
|
Предполагаемый результат
У детей появился интерес к краю, городу, микрорайону, в котором они живут. Этот интерес проявился не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках.
Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
У детей отмечено уважительное отношение к людям труда, истории, культуре и обычаям родного края. У ребят появилось желание самостоятельно организовывать и проводить народные подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
В сюжетно-ролевых играх детей нашли отражение, полученные знания о быте крестьян, семейных традициях, русских народных костюмах.
Появился интерес к сравнению предметов окружающего мира, познанию их особенностей и назначения, возник интерес к загадкам и самостоятельному придумыванию их.
Заметно изменяются взаимоотношения детей, они проявляют большое внимание друг к другу. В группах реже встречаются межличностные конфликты, развито стремление к созданию благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением.
Дети научились самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. В самостоятельных работах по рисованию, лепке, конструированию стали проявлять инициативу и творчество. Возник большой интерес к конструированию из природного материала.
Героические события Отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области экономики и науки, культуры, спорта воспринимаются детьми как нравственные идеалы и являются благодатной почвой для формирования любви к своему Отечеству.
Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг.
Мамы и папы оказывают активную помощь в сборе и пропаганде материалов о родном крае, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т.п.
Продукт проектной деятельности. Мини-музей «Мы живём в Кузбассе».
Презентация проекта. Открытие мини-музея: концерт для гостей, проведение экскурсии детьми по музею для сотрудников ДОУ, родителей, сверстников из соседних ДОУ.
Серебряная медаль Межрегиональной выставки-ярмарки «Образование. Карьера. Занятость» (2012 г.).
Продолжение проекта. Пополнять мини-музей материалами о родном крае, городе, фотографиями семей детей вновь поступивших.