Беседа: «Я — гражданин России!»
Цель: Воспитание чувства гордости за свою Родину;
чувства патриотизма.
Задачи: учить видеть все прекрасное, что нас окружает;
быть настоящим гражданином своей Родины;
уметь постоять за Родину.
Оборудование: глобус, карта России, государственные символы
(герб, флаг, гимн), выставка книг открыток о родном крае.
Ход классного часа
Учитель: Ребята, я очень рада видеть снова вас в нашем уютном
классе. Мы снова отправляемся с вами в путешествие. Сегодня у нас необычный урок. Прочитаем его тему.( «Я – гражданин России!» )
Кто может разъяснить, о чём мы будем говорить? ( О Родине, Отчизне, Отечестве, государстве.)
Раскрытие понятия «Малая родина»
У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он не жил на огромной планете. Место это называется « малой родиной». У кого-то малая родина – большой город, крупнейший промышленный центр, а у кого-то – это маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу маленькой речушки. И где бы не жил человек его всегда тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, знакомые, здесь его корни. Вот какие пословицы появились у народа о Родине. ( Записано на доске)
ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА.
На чужой стороне и весна не красна.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
Дома и стены помогают.
Родимая сторона- мать. Чужая – мачеха.
— А все ли знают, как называется наша малая родина? (ответ ребят)
— А за что вы любите свой город? (ответ ребят)
2. «Малая родина»- часть огромной страны.
Мы живём с вами в Кемеровской области, с нами соседствуют другие: Новосибирская область, Томская область. Каждая из них имеет свои достопримечательности, свою славу и гордость. Как маленькие речушки вливаются в большую реку , так и области образуют одно целое – государство, страну с красивым названием. «РОССИЯ». Россия – это родина не одного человека ,а целого народа.
Для детей самыми близкими и дорогими являются мамам и папа. Родители очень любят своих детей и заботятся о них. А дети- помощники в семье. И дети, и взрослые — это сыновья и дочери Родины, Отчизны, Отечества.
Эти слова неслучайно пишутся с заглавной буквы. Они дороги каждому человеку, потому что обозначают страну, в которой человек родился. Наша страна огромна. Её территорию на севере омывает Северный Ледовитый океан, на востоке — Тихий. Границы проходят и по морям, и по рекам и по суше. Россия не только самая большая страна в мире она очень богата полезными ископаемыми, полноводными реками, густыми лесами, степями и равнинами.
В России много городов, сёл, посёлков.
3. Объяснение понятия «гражданин»
В разных частях России люди живут по — разному, имеют свои обычаи , свой язык. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей семьи и своей Родины. Итак, мы с вами граждане России, россияне. А кто такой гражданин?
ГРАЖДАНИН – ЖИТЕЛЬ СТРАНЫ, КОТОРЫЙ ПРИЗНАЁТ ЕЁ ЗАКОНЫ,
ЛЮБИТ ЕЁ, гордится ЕЮ. Вместе с нею
переживает ее горе и радости, старается
сделать ее сильной и богатой.
4. Знакомство с государственными символами страны.
Что же нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, законы, которые все обязаны выполнять. Также у страны есть государственная символика: герб, флаг, гимн. Символы эти мы можем увидеть на важнейших политических событиях, на форме защитников Отечества, на космических кораблях и т. д. ГЕРБ — главный символ любого государства.
Герб России — двуглавый золотой орёл. Более 400 лет олицетворяет нашу державу. Орел- символ солнца, небесной силы, огня
и бессмертия.
Появился он в 1497г. Впервые ввел его царь Иван III — великий
князь всея Руси. Это был вначале герб Московского княжества, затем Русского государства, а теперь России. Внутри герба — герб Москвы. Двуглавый орёл- символ вечности России. Две головы орла напоминают об необходимой исторической для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ним , скрепленные одной лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех народов- русских, украинцев, белорусов. Скипетр и держава — образное выражение незыблемости устоев государства.
ФЛАГ. Слово «флаг»- греческого происхождения, от слова «Флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»
Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями. Государственному флагу отдают почести и чтят его, как святыню. По решению Государственной думы и президента Россия вступила в 21 век с бело — сине- красным государственным флагом.
Существует несколько версий:
1. Содружество стихий: моря, земли, неба.
Содружество трех славянских народов.
Олицетворяют: белый — веру, чистоту, синий — небо, благородство, верность, красный-героизм, отвагу, смелость.
Белый — вера, синий — надежда, красный- любовь.
ГИМН. Гимн — торжественная песнь, прославляет историю государства, его народа, красоту и богатство природы, традиции народа. Гимны разнообразны: государственный, военный, религиозный, в честь исторического события или героя.
С 1 января 2001г. гимном стало произведение с современным текстом С. Михалкова на музыку В.Александрова. Текст утвержден Президентом и Государственной думой.
ВЫВОД ПО УРОКУ.
Учитель: Вы, ребята , граждане своей страны. А, значит, имеете свои права и обязанности. Каждый гражданин России имеет право на образование. Задача школы — вырастить из учеников достойных граждан страны. Задача школьников — старательно учиться. Следует заметить, что у вас кроме прав есть ещё и обязанности. Какие? (ответ учеников)
— Ребята, а как вы думаете , почему во всех школах проходит урок Отечества? (ответ учеников) Вы — наше будущее. И, если вы вырастите достойными гражданами, то страна наша будет только процветать, будет сильной и могучей.