Урок
Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
Цели:
— сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
— познакомить с правилами поведения на железной дороге;
— ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
— развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
— воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животному и растительному миру;
Оборудование:а) плакат «Смешанный лес»; записи голосов птиц; схемы и муляжи грибов;
б)раздаточный материал,учебник.
Ход урока
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари.
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
На доске открывается тема урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
— Что такое сообщество?
Проверка домашнего задания.
В лес мы с вами отправимся на поезде. Давайте вспомним правила поведения на железной дороге. (Ответы детей)
Поведение пассажиров на платформе
— Нельзя бегать.
— Нельзя толкаться.
— Нельзя стоять на краю платформы.
— Что нужно сделать перед тем, как сесть в поезд? (Купить билет)
У вас на столах лежат билеты. Чтобы ими воспользоваться, надо сначала исправить ошибки.
Почвой называют верхний твёрдый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают чернозёмные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
Самостоятельная работа детей.
Коллективная проверка.
Почвой называют верхний плодородный слой земли. Существует много типов почв. Самыми плодородными являются чернозёмные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной. На территории нашего края преобладают подзолистые почвы. Почвы нуждаются в охране.
Сбор билетов.
А теперь в путь!!!
Игра-конкурс
Игра проводится между тремя командами. Побеждает команда, знающая больше пословиц и загадок о земле-кормилице.
3. Выполнение теста.
Тест «Земля-кормилица» (почвы).
4. Послушайте сообщение об охране земли в нашей местности.
Сообщение ученика (проверка тестов).
Работа по теме.
Вот мы и прибыли на место. Звучит запись голосов птиц.
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.
— Чем является лес для живых организмов? (Домом)
— А какой это дом? (Большой, многоэтажный.)
— Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, дайте этим этажам название, используя следующие описания.
Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей. (Кустарники)
Растения с мягкими зелёными стеблями. (Травы)
Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. (Деревья)
— Учёные называют эти этажи леса – ярусами.
— Расставьте ярусы в определённом порядке, как они расположены в лесу.
Работа ученика у доски. Деревья
Кустарники
Травы
— Назовите растения, которые находятся в верхнем ярусе? (Ели, сосны, берёзы, дубы, осины и т.д.)
— Назовите растения, которые находятся в среднем ярусе? (Малина, орешник, шиповник и т.д.)
— Что растёт в нижнем ярусе? (Черника, голубика, брусника, костяника, ландыш, Иван-да-Марья и т. д.)
А что растёт на самой земле? (Лишайники и мхи)
— Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения)
— А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удаётся сделать сразу)
— А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве)
— Назовите животных, которые живут на деревьях?
— Назовите животных, которые живут на земле?
— Назовите животных, которые живут в почве?
Физкультминутка.
У оленя дом большой.
Он глядит в своё оконце –
Зайка по лесу бежит,
В дверь ему стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!»
Продолжение изучения новой темы.
— Мы выяснили, что лес для животных является домом? Что животные делают в лесу? (Рождаются, питаются, спят, умирают)
Рассмотрите рисунки и вспомните, что же обозначают стрелки.
Схемы-рисунки.
(Стрелки указывают на цепи питания в лесу.)
— Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет.)
— Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
— Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьёй, помогая друг другу.)
— Приведите примеры такой помощи. (Белка, запасая на зиму корм, забывает про него, и потом прорастают молодые деревца.)
— Мы забыли ещё об одном обитателе леса. Без него трудно пришлось бы как животным, так и деревьям.
И на горке, и под горкой,
Под берёзой, и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(Грибы)
Показ муляжей грибов.
— Как вы думаете зачем нужны грибы лесу? (Ответы детей)
Работа по учебнику.
Стр. 179.
-Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?»
— Так каким будет ваш ответ?
Физкультминутка.
У оленя дом большой.
Он глядит в своё оконце –
Зайка по лесу бежит,
В дверь ему стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!»
Продолжение изучения новой темы.
— А теперь давайте пройдёмся по лесу. Посмотрите, что у вас под ногами? (Старые листья, остатки старой травы, сухие веточки.)
— Учёные называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы.
— Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? ( Тем животным, которые зимой впадают в спячку)
Работа по учебнику.
Стр. 180.
Закрепление изученного.
— Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землёй. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных)
— Молодцы! Как можно назвать лес? (Мы назовём лес природным сообществом)
— Приведите примеры природного равновесия в лесу, опираясь на данную схему:
животные
неживая природа растения
грибы
Подведение итогов урока.
— Почему лес называют природным сообществом?
Выставление оценок.
Наше путешествие подошло к концу, мы покидаем лес и идём на станцию.
Звучит запись голосов птиц.
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твоё молчание немое
И твой таинственный язык,
Как что-то близкое, родное.
Пришёл поезд.
Кто запомнил, как надо вести себя на перроне и при посадке в поезд. (Ответы детей)
Аккуратно садимся в вагон. И отправляемся в обратный путь.
А дома прочитаете текст на стр. 175-181 и ответите на вопросы «Проверь себя».