Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно – речевому направлению развития детей
второй категории № 8 «Звездочка»
Конспект урока окружающего мира для 1 класса
«Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое!»
подготовила
старший воспитатель
Худякова Наталья Сергеевна
станица Егорлыкская
2012год
Цель: Формировать у детей основы культурно – гигиенических навыков, учить заботиться о своём здоровье;
Задачи:
• Совершенствовать умение использовать фразовую речь, включая оборот «я думаю… , я считаю…»;
• Научить самостоятельно определять те предметы, которые предназначены для индивидуального пользования;
• Содействовать тому, чтобы ребёнок открыл неизвестное в хорошо известном;
• Развивать логическое мышление, воображение;
• Учить всматриваться в друг друга, во взрослых, замечать состояние и настроение человека.
Материал к занятию: мочалка, губка, мыло, шампунь, чистое и грязное полотенце, картинки животных, щётка, расчёска, зубная паста, кукла, кубики, ложка, таз с водой и др.
Ход занятия
( Дети сидят на стульчиках по краю ковра, воспитатель разговаривает с Мишкой и детьми)
Воспитатель: — Ребята, вы только послушайте, что Мишка говорит.
Мишка: — Я сегодня увидел, как Кирилл умеет раздеваться, я видел, умеет куртку повесить, брюки сложить, и аккуратный пришел в группу.
— И Лера умеет все хорошо убирать. У нее порядок в шкафу: куртка висит, шапка на верхней полке, сапоги на полочке. Умеет!
— А вот умеете ли вы руки мыть, я еще не знаю…
Дети: — Я умею, и я умею…
Мишка: — Не знаю…
Воспитатель: — А вот мы тебе сейчас расскажем, а потом и покажем. Мы ведь научились мыть руки как средние…
А как средние руки моют?
Дети: — Аккуратно…, чтобы чисто…, чтобы сухо…
Воспитатель: — А как узнать, можно уже руки о полотенце вытирать или еще рано?
Дети: — По мыльным перчаткам, если белые, то можно смывать и вытирать руки.
Воспитатель: — А зачем нужно, чтобы руки чистые были? Пусть бы жили на них червяки…
Дети: — Чтобы быть здоровыми!
Воспитатель: — Да, чтобы быть здоровыми!
А вот, если мы руки будем мыть, а вытирать не будем…
Будут руки здоровыми?
Дети: — Нет, не будут…
Кожа потрескается, цыпки появятся…
Воспитатель: — А что же делать, руки не мыть? Не мочить их водой раз кожа не любит!?
Дети: — Надо вытирать сухо каждый пальчик, чтобы кожа стала сухой.
Воспитатель: — Интересно, все ли снимают полотенца или у нас есть дети, которые вытираются как «привязанные лошадки»?
Я спрошу у полотенец. У меня вот тут два есть (одно чистое, одно грязное) (Разговор с чистым полотенцем)
Воспитатель: — Я хочу спросить тебя… Ты радо встречи со своим хозяином?
Полотенце: — Да, меня хозяин бережет.
Воспитатель: — Как же он тебя бережет?
Полотенце: — С крючка снимает, чистые руки вытирает.
На мне нет ни одного грязного пятнышка!
(Разговор с грязным полотенцем)
Воспитатель: — Ну, а как с тобой хозяйка обращается?
Полотенце: — Она очень любит руки мыть, умываться. Но обо мне не заботится. Одно место работает, устало, а кончики отдыхают, совсем чистые, даже ни разу мокрыми не были. Да и с крючочка снимать забывает…
Мишка: — А говорили, что средние могут руки мыть…
Воспитатель: — Да это наверняка не наше полотенце?! Правда, ребята?
Мишка: — Ну, если так, нужно срочно найти хозяина и рассказать ему, как правильно нужно умываться. Я всё понял, я ему расскажу.
(Мишка уходит)
Воспитатель: — Как приятно знать, что ты не только сам можешь правильно что-то делать, но и других можешь научить. А мы научились делать руки чистыми?
Дети: — Научились!
Воспитатель: — Только дети делают руки чистыми и хотят быть здоровыми?
Дети: — Нет, все… взрослые… и животные тоже…
Воспитатель: — А вот интересно, кто из животных тоже моется?
Воспитатель показывает различные картинки с изображением купающихся животных или использует для показа интерактивную доску. Например: «Слон поливает себя водой из хобота», «Поросёнок в луже», «Воробей в тарелке с водой», «Кошка умывается язычком».
Воспитатель:- Кошки любят мыться?
Дети: — Нет!
Воспитатель: — А как же они моются?
Дети: — Языком и лапкой.
Воспитатель: — А кто ещё у нас тут умывается?
Дети: — слоник поливает себя хоботом, воробушек чистит своё тело клювиком.
Воспитатель: — Интересно, оказывается, все звери умеют умываться, заботится о своём здоровье. Только все делают это по- разному.
А какие предметы нужны нам, чтобы ухаживать за своим телом, кожей, быть здоровыми?
Дети из предметов, разложенных на столе: кубик, мочалка, губка, ложка, шампунь, карандаш, лист бумаги, расчёска, бантик, полотенце, зубная паста, зубная щётка, носовой платок, салфетка – выбирают нужные.
Воспитатель:— Так вот они наши верные друзья, которые следят за нашим здоровьем.
Мочалка, губка, мыло –
Наши верные друзья.
Чтобы чистыми мы были,
Без них никак нельзя!
Воспитатель:- Среди отобранных предметов есть те, которые предназначены для всех членов семьи, а некоторыми может пользоваться только один человек – это личные предметы. Как вы думаете, какие это предметы?
Дети показывают личные предметы (мочалка, губка, полотенце, зубная щётка, расчёска)
Предметы для всех членов семьи (мыло, шампунь, зубная паста)
Воспитатель: — А что же ещё нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми?
Дети: — Хорошо кушать, заниматься физкультурой, делать зарядку.
Воспитатель: — А давайте сейчас все вместе сделаем зарядку?!
Солнце глянуло в кроватку,
1,2,3,4,5.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
1,2,3,4,5.
Наклониться – 3,4.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку!
(Раздаётся стук в дверь)
Воспитатель:- Кто – то к нам пришёл.
(Входит няня с куклой, у куклы испачканы лицо и руки)
Вы узнали его?
Дети:— Это грязнуля из «Мойдодыра».
Воспитатель:— Что же с тобой случилось, грязнуля?
Грязнуля: Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня…
Воспитатель:— А почему так случилось, ребята?
1–й ребёнок:- Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя…
2-й ребёнок:- Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался и грязнулею остался…
3-й ребёнок:- Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Воспитатель:— Давайте поможем грязнуле снова стать чистым и красивым. Посмотрите, какое у него настроение?
Дети:- Он очень грустный, ему наверное стыдно.
Воспитатель: — И нам грустно и неприятно, правда?
Пойдём, грязнуля, умываться.
Дети вместе с воспитателем умывают куклу, приговаривая потешку
Воспитатель: — Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Всем нам очень угодил!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Воспитатель:— Какое настроение стало у нашего героя?
Дети:— Весёлое.
Воспитатель: — А у нас?
Дети:— Весёлое.
Воспитатель:— А теперь и нам пришла пора мыть руки с мылом.
Давайте вспомним волшебные слова, которые мы произносим, когда умываемся:
От простой воды и мыла
У микробов тают силы!
Дети идут в ванную комнату мыть руки.
Использованная литература:
Воробьёва Л.В. «Как себя вести. Этикет для малышей в играх, стихах, картинках» Литера, серия Я расту! 2008г.
Доскин В. А. «Растем здоровыми». Пособие для воспитателей,
родителей и инструкторов физкультуры . –М: «Просвещение», 2002г.
Зебзеева В.А. «Организация режимных процессов в ДОУ». – М.: Сфера, 2007г.
Конина Е.Ю. «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей». Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007г.
Крылова Н.М. «Детский сад – дом радости. Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности», Пермь «Книжный мир» 2005г.;
Чуковский К. «Мойдодыр» М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001г.