Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад IV вида №144»
Нижегородской области
Конспект урока окружающего мира для 1 класса «Прогулка в зимний лес»
подготовила
Карпова Марина Васильевна
учитель — дефектолог
г. Дзержинск
-2013-
Цель. Формирование пространственных представлений и ориентировки в пространстве.
Задачи:
Образовательные
-Учить узнавать и называть диких птиц (ворона, снегирь, синица, голубь, сорока)
-Развивать способность к обобщению, употребляя родовое понятие «птицы»
-Развивать способность отгадывать загадку, ориентируясь на ряд признаков
Коррекционно – развивающие
-Продолжать знакомить с условным схематичным изображением предметов
(автобус, лес)
-Продолжать учить ориентировке в микро пространстве от себя, находить середину
-Закрепить понимание пространственных предлогов ( на, под) и активизировать их употребление в речи
-Повышать рефлекс фиксации, остроту зрения, тренировать зрительную функцию прослеживания
-Развивать мелкую моторику
-Развивать функцию самоконтроля, умение сличать сравнивать с образцом
Воспитательные
-Воспитывать интерес к живой природе
Материал, оборудование
Для учителя – дефектолога:
-карточка со схемой изображения автобуса и леса (ёлка)
-маркер
-зрительный тренажер «ёлка»
-предметные картинки птиц (сорока, снегирь, синица, ворона, воробей, голубь)
-фланелеграф
-декорация сугробы
-цветные реальные силуэтные изображения снегиря, ёлки, воробья
-графическая схема изображения частей птицы (2 лапы, перо, крыло, голова, клюв, хвост)
Для детей:
— билеты с разными фигурами, разного цвета ( красный круг, зеленый квадрат, треугольник, прямоугольник)
— стулья с разными фигурами, разного цвета (красный круг, зеленый квадрат, треугольник, прямоугольник)
-карточки со схематичным изображением автобуса, леса (ёлка)
-фломастеры
-фланелеграфы
-цветные реальные силуэтные изображения снегиря, ёлки, воробья
— подносы
Дифференциация учебного материала с учётом психофизических возможностей и состояния зрения детей
Посадка (от 0,4 единицы) – 1 стол, левая окклюзия – справа от дефектолога, правая окклюзия – слева от дефектолога
Детям с низкой остротой зрения – четкий контур, снижение темпа, индивидуальная схема
Детям при сходящемся косоглазии — подставки
Для детей с высоким (+) и средним (0) уровнем психического развития:
—Вопросы поискового характера, ответы предложением
Для детей с низким (-) уровнем
Вопросы репродуктивного характера, ответы словом, фразой
Методы и приемы:
Графическое моделирование, практические упражнения, задания,
вопросы, образец, поэтапный показ, сравнение, инструкция, оценка, контроль, совместные действия
Пропедевтическая работа:
Отгадывание загадок, игры, упражнения
Индивидуальная работа:
Оказать помощь Кириллу в проведении дорожки
Ход НОД
Организационный момент.
Милые детишки девчонки и мальчишки, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Сегодня я хочу пригласить вас на зимнюю прогулку в лес.
Поедем мы на автобусе. В путь дорогу соберемся и немного разомнемся.
( Дети стоят в кругу слушают)
Пальчиковая гимнастика.
Приготовили наши пальчики. Согнули в кулаки, на каждое слово будем их разгибать.
(Сгибают пальцы в кулаки)
Наш автобус – тёплый дом,
Ребятишек возит он
Носит шины из резины и
Питается бензином
Вы билетики берите
Место в нём своё найдите.
(разгибают пальцы на каждое слово)
«Найди своё место по билету»
Вот билеты. Найдите своё место и сядьте.
( берут билет и ищут соответствующее ему место)
«Проверь себя»
Теперь давайте проверим, правильно ли вы сели на своё место. Возьмите билет. Повернитесь назад.
( держат билет в руке, поворачиваются назад)
Приложите билет к номеру стула. Сравните их.
( прикладывают билет к спинке стула к номеру)
Если они одинаковые, похожи, то вы правильно заняли место.
Какая фигура на билете?(+,0)
Какого цвета?(-)
А на стуле, какая фигура,(-)
какого цвета,(0,-)
одинаковые фигуры, похожи?(+,0)
«Проложи дорогу от автобуса в лес»
Прежде чем мы поедем в лес, надо проложить дорогу, иначе наш автобус застрянет в снегу. Вам понадобиться вот такая карточка.
Возьмите карточку. Всмотритесь в неё.
( берут карточку, рассматривают)
Покажите на карточке автобус.(-,0)
(показывают)
Справа автобус или слева?(+,0)
Найдите и покажите ёлочку, это лес.(-)
(ищут, показывают)
Слева или справа ёлочка?(0,-)
Мы рисуем дорогу от автобуса к ёлочке от точки к точке направо.
Возьмите фломастер, снимите колпачок, положите его в поднос.
Положите фломастер в правую руку, на средний палец, а указательным и большим придерживайте его сверху. Ведем дорожку от точки у автобуса к точке у ёлочки направо.
(проводят)
В какую сторону ты ведешь дорожку?(+,0,-)
Посмотрите, как у меня нарисована дорожка.
(смотрят, проверяют)
У кого не так исправьте.
Физкультминутка зрительно – двигательная «Лес»
Мы вошли в волшебный лес,
(дети шагают)
Сколько здесь вокруг чудес!
(разводят руки в стороны)
Я на ёлочку направо посмотрю,
(взор направо)
Я на елочку налево посмотрю,
(прослеживание глазами налево)
Вверх смотрю, вниз смотрю,
(взор вверх, вниз)
Далеко, близко, высоко, низко.
(взор вдаль в окно, взор на ёлку, взор на уровне глаз)
Глаза закрываем, отдыхаем,
(глаза закрывают)
Глаза открываем.
(глаза открывают)
Пошагали, побежали, пошагали,
(шагают на месте, бегут, шагают)
Мы тихонько в лес войдем,
Может там, кого найдем,
(стоят, слушают)
Ты загадку отгадаешь, кто живёт в лесу, узнаешь.
(садятся)
«Отгадай загадку»
Поможет вам схема.
У этих лесных жителей есть на голове клюв, 2 лапы, крылья, которые позволяют им летать, тело покрыто перьями – опереньем. Кто это?(-)
Правильно, это птицы. Они живут в лесу, боятся людей, поэтому их называют дикими птицами.
Давайте, скажем все вместе.
(повторяют хором, индивидуально)
«Назови птиц справа, слева»
За сугробом птицы притаились. Давайте назовем птиц справа,(-)
сверху вниз,(-)
слева,(0,-)
справа внизу,(+,0)
слева вверху (+,0)
«Поиграй с птичками на полянке»
Вот это моя поляна, (фланелеграф) большая, снежная, а это ваша поменьше придвиньте её к себе поближе. Возьмите в подносе ёлочку, она выросла в середине поляны. А теперь посмотрите на мою поляну, у всех так? Если нет, то исправьте. Где у тебя ёлочка выросла?(+,0)
Найдите на подносе снегиря. Он прилетел и сел наверх ёлочки. Куда сел снегирь?(-)
Посмотрите, на мою полянку, у всех так? Потом прилетел воробей и сел под ёлочку. Куда сел воробей?(+,0-)
Сравните с моей поляной, правильно ли вы выполнили задание.
Физкультминутка зрительная «Птичка»
Шустро скачет воробьишка,
(круговое движение глазами)
Птичка – серая малышка,
(моргают глазами)
По двору шныряет,
(закрывают глаза, широко открывают их)
Крошки собирает
(закрывают глаза)
Подведение итогов.
Ребята, кого мы встретили на зимней прогулке в лесу?(+,0)
Каких диких птиц вы знаете?(-,0,+)
Ребята, а вы видели диких птиц в городе? (-, 0)
Птицы прилетают в город, потому что им голодно зимой. Люди их подкармливают, развешивают кормушки. Пора нам возвращаться домой, в детский сад.
Вы ребята, молодцы, так старались, хорошо все занимались!
Использованная литература
Плаксина Л.И. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) Москва, «Просвещение» 2006г