Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект урока окружающего мира для 1 класса
«Растёт – не растёт. Гниёт – не гниёт»
подготовила
воспитатель
Нургалиева Альбина Ракибовна.
г. Нижнекамск
2013 год.
Вид: Экологическое воспитание.
Тема: «Растёт – не растёт. Гниёт – не гниёт»
Возраст детей: Старшая группа.
Программное содержание:
Показать и доказать детям, что отходы производства и потребления оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, состояние здоровья людей и животных.
Учить детей понимать, что человек как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, должен сохранить природу.
Развивать у детей умение рассуждать, анализировать, формулировать выводы.
Формировать у дошкольников экологическую культуру.
Активный словарь: полигон отходов, мусор, свалка, пищевые отходы, древесно-растительные отходы, бытовые отходы, почва.
Пассивный словарь: утилизация отходов, ядовитые вещества, промышленные отходы.
Материал: 1 лопата большого размера, 1 лопата маленького размера, резиновые перчатки на каждого ребенка, 3 пластиковых контейнера.
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: Составление конспекта занятия, изучение материала по утилизации отходов в Нижнекамском районе.
Предварительная работа с детьми: Накопление отходов для захоронения в ямах; обустройство полигона отходов (закапывание отходов в ямы); ежедневные прогулки на полигон отходов; полив водой почвы на полигоне; наблюдение за ростом растений и поведением насекомых на полигоне; чтение рассказов В.Танасийчук «Что такое кислый дождь», «Нефть в море», «Отчего погибли киты».
Структура и методические приемы:
Вводная часть:
а) Прогулка по экологической тропе на полигон отходов.
б) Беседа об отходах производства и потребления.
2. Основная часть:
а) Рассматривание фотографий и беседа «Что мы делали весной».
б) Чтение стихотворения «В полях растёт трава»
в) Практическая работа «Растёт — не растёт, гниёт – не гниёт»
3. Заключительная часть:
а) Итог занятия.
б) Чтение стихотворения «Земля моя, планета голубая!» Гаврюшкин А.Е.
Ход занятия:
По экологической тропе с подгруппой детей пройти на полигон отходов.
Воспитатель: Ребята, что здесь находится?
Дети: Здесь находится полигон отходов.
Воспитатель: Полигон отходов — это захоронение различного мусора. Такой полигон должен быть строго в определённом месте, вдали от населённых пунктов. Наш полигон отходов находится в дальней территории детского сада, за «лесом» и огорожен забором.
Воспитатель: Скажите, какие виды отходов вы знаете?
Дети: Есть пищевые отходы. Это остатки продуктов для приготовления пищи. Бывают твёрдые бытовые отходы – это предметы, которые были использованы людьми и выброшены в мусор (пластиковые бутылки, крышки, коробки). Растительный мусор – ветки, сухие листья, бумага.
Воспитатель: Существуют еще медицинские отходы, которые представляют опасность для окружающей среды. Назовите их?
Дети: Использованные бинты, шприцы, лекарства.
Воспитатель: Не менее опасны и промышленные отходы – это отходы, которые образуются при работе заводов и фабрик. Люди всё больше производят и потребляют, поэтому много свалок с различными отходами. Сейчас люди решают проблему «Как утилизировать, то есть уничтожить отходы, чтобы не нанести вред окружающей природе».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли отходы опасны для здоровья человека и состояния окружающей среды?
Выслушать ответы детей
Воспитатель: Давайте вспомним, какой эксперимент мы решили провести весной? Рассмотрим альбом с фотографиями «Что мы делали весной».
Дети: Мы выкопали три ямы. В каждую яму сложили мусор. В первую положили древесно-растительный мусор: палки, ветки, бумагу, листья. Во вторую – твёрдые бытовые отходы: пластиковые крышки, бутылки, коробки. В третью яму сложили пищевые отходы.
Воспитатель обращает внимание на таблицы с изображением различных отходов.
Воспитатель: Да, мы с вами сделали полигон отходов. Отходы разделили по видам: древесно-растительные, бытовые, пищевые. Что мы поставили возле каждой ямы, чтобы знать, где какой мусор находится?
Дети: Возле каждого полигона мы прикрепили таблицы с изображением отходов.
Древесно-растительные Бытовые отходы Пищевые отходы
отходы
Воспитатель: Для чего такой опыт начали проводить?
Дети: Мы решили выяснить, сгниёт ли мусор в ямах. Вырастет ли трава на почве, где находится полигон.
Воспитатель: И узнать, какой мусор опасен для живой природы.
Воспитатель: А что вы делали в течение лета?
Дети: Поливали полигон отходов водой, для того, чтобы узнать вырастет ли трава.
Воспитатель: Молодцы! Всё лето вы присматривали за полигоном. Наблюдали за состоянием растений и поведением насекомых на месте захоронения отходов. Сейчас посмотрите внимательно, на каком из полигонов растёт трава?
Чтение стихотворения Алексея Шевченко «В полях растёт трава»:
Прислушайтесь, прислушайтесь,
В полях растёт трава!
Вот раздвигает камешки,
Набравшись сил едва!
Вот сквозь песок торопится,
Спешит сквозь чернозём!
И знает, что мы слушаем,
И ждём её и ждём.
Воспитатель: Давайте выясним, на этом полигоне отходы сгнили или остались невредимыми.
Воспитатель с детьми в резиновых перчатках выкапывает мусор на полигоне, где растёт трава. Небольшое количество мусора складывают в пластиковый контейнер для рассматривания.
Воспитатель: Какие отходы здесь захоронены?
Дети: Ветки, деревянные палки, сухие листья, бумага.
Воспитатель: Что произошло с древесно-растительными отходами?
Дети: Растительный мусор сгнил.
Воспитатель: Да, древесно-растительные отходы сгнили. Повреждения почвы не произошло, поэтому растения выросли и сохранились. Обратите внимание на полигон, где растет тыква. Там тоже захоронены древесно-растительные отходы. В каком состоянии тыква?
Дети: Листья тыквы зеленые, плоды гладкие без повреждений.
Воспитатель: Что можно сказать о почве, где растёт тыква?
Дети: Почва не повреждена.
Воспитатель: На каком еще полигоне растёт трава?
Дети обращают внимание воспитателя на очередной полигон. Выкопав и рассмотрев мусор, воспитатель обращается к детям:
— Ребята, в каком виде находятся пищевые отходы?
Дети: Мусор выглядит почерневшим. Отходы сгнили и издают неприятный запах. Вокруг много насекомых.
Воспитатель: Трава на этом полигоне низкая с желтым оттенком. Значит, есть небольшое повреждение почвы.
Воспитатель: Обратите внимание на третий полигон.
Дети: Травы нет, насекомые исчезли.
Воспитатель выкапывает мусор и показывает детям.
Воспитатель: Что интересного вы заметили?
Дети: Мусор не сгнил, пластиковые предметы остались невредимыми.
Воспитатель: Изделия из пластика в основном не поддаются гниению. Находясь в земле, они выделяют ядовитые вещества. Почему все — таки трава не растёт на этом полигоне?
Дети: Потому что яд от пластиковых бутылок, крышек, коробок повреждает почву. Семена различных растений гибнут.
Воспитатель: Правильно. А из почвы ядовитые вещества могут попасть в организмы животных и людей. После всех наблюдений, какой мы делаем вывод?
Дети: Отходы опасны и для природы, и для людей.
Воспитатель: Какие отходы мы посчитали безопасными?
Дети: Растительные отходы гниют, не повреждают почву и не наносят вред окружающей природе.
Воспитатель: Да, древесно-растительный мусор самый экологичный, так как создается самой природой. Поэтому на полигоне с такими отходами растительность в изобилии.
Воспитатель: Что происходит с отходами производства и потребления?
Дети: Бытовые отходы не гниют. Почва в местах таких свалок опасна.
Воспитатель: Это является причиной усыхания растений, гибели животных, ослабления здоровья людей. Поэтому необходима правильная утилизация отходов, чтобы сохранить богатство природы нашей Земли.
Чтение стихотворения Гаврюшкина А.Е. «Земля моя»:
Земля моя, планета голубая!
Тебя мы начинаем лишь ценить.
Простишь ли человечество, не знаю,
Поможешь ли лёд сердца растопить?
Список литературы:
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве — Москва: «Новая школа», 1995.
.
Использованные материалы:
1.Фотографии из семейного альбома.
2. Шевченко Алексей, стихотворение «В полях растёт трава».
3. Гаврюшкин А. Е., стихотворение «Земля моя».