Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №28»
Чистопольского района Республики Татарстан
Конспект урока окружающего мира для 1 класса
«Увлекательный мир дерева»
подготовила
воспитатель
Макарова Светлана Андреевна
г. Чистополь
2012
«Увлекательный мир дерева»
образовательная область «Познание».
занятие для детей 6 — 7 лет
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с понятиями: «опыт», «свойства»; со свойствами дерева.
2. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву, как по ней определять возраст дерева.
3. Использовать опыт для нахождения истины.
Развивающие:
4. Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов. Продолжать развивать словарный запас, путем введения новых слов: свойства, опыт, теплопроводимость.
Воспитательные:
5. Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним. Продолжать воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы.
Интегрирование:
1. Образовательная область: Чтение художественной литературы.
Цель: рассказывание стихотворения; закрепить значения дерева для птиц, насекомых, человека.
2. Образовательная область: Социализация.
Цель: упражнять детей в словесной игре; в закреплении слов противоположных друг другу.
3. Образовательная область: Коммуникация.
Цель: продолжать работу по обогащению исследовательского словаря; побуждать детей интересоваться смыслом слов.
4. Образовательная область: Музыка.
Цель: развивать у детей слуховое восприятие – слышать шум деревьев в аудиозаписи, умение определить «мир» куда они попадают.
Оборудование и материалы:
1. Демонстрационный материал: посылка, в ней загадка про дерево, кора дерева тонкая и толстая, металлический предметы, картинки с изображением дерева, макет дерева, грамзапись шума деревьев, перочинный нож, ложки деревянная и металлическая.
2. Раздаточный материал: миски с водой, деревянные бруски, фартуки, металлические предметы, скрепка, лупа, кисть и краски, зубочистка, кора тонкая и толстая, по 1 спичке на каждого ребенка, схема выполнения опыта для каждой подгруппы.
Предварительная работа: 1. Наблюдение на прогулке за деревьями.
2. Дидактические игры: «Плавает — Тонет», «Скажи наоборот».
3. Заучивание стихов.
4. Чтение стихотворений о лесе, о разных деревьях.
5. Изготовление макета дерева.
6. Предложить родителям Леры вместе с дочкой в домашних условиях дать определение понятию: «опыт», а родителям Салиха — «свойство».
Ход занятия.
Вводная часть: (длительность 1 – 2 минуты)
Цель: создание интереса, эмоционального настроения к занятию.
Дети слышат шум деревьев в аудиозаписи.
— Стук в дверь. Приходит посылка.
— Ребята, хотите узнать, что в посылке? (Да).
Основная часть (длительность 25 минут)
Читаю письмо:
«Здравствуйте дети, я так хотел прийти к вам на занятие, но не успеваю, у меня очень много дел в лесу, поэтому я вам прислал посылку с загадкой».
Старичок – Лесовичок.
— Дети, предлагаю вам, отгадать загадку:
Нам в дождь и в зной
Поможет друг
Красивый и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
(дерево)
— Верно, дерево (показываю макет дерева). Как вы думаете, дерево живое или нет? (Живое).
— Почему вы так думаете? (Потому что оно дышит, питается, растет и размножается).
— А как дышит дерево? (Листьями).
— Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород – это чистый воздух, необходимый для жизни людей.
— Посмотрим, что еще в посылке. (Показываю кору и деревянные бруски).
— А для чего нужна кора? (Кора защищает дерево).
— А от чего она его может защищать? (От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал).
— А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (Нет, еще и ветки).
— Посмотрим, что такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку. Осторожно, придерживая рукой, отделяем часть кожицы. Что находится под ней? (Древесина).
— А какая сама кожица? (Тонкая, гибкая, мягкая).
— Да, мы легко отделим ее от древесины.
— Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: ствол и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица? (Потому что кора жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая).
— Кожица – это тонкая кора, молодая.
— Как можно определить возраст дерева по коре, как вы думаете? (Чем дерево старше, тем кора толще и тверже).
— Перед вами на столе кусочки коры, найдем кору молодого дерева, какая она (она тонкая и мягкая).
— Теперь найдите кору старого дерева, какая она? (Толстая и твердая).
— Какие вы у меня молодцы, много знаете о дереве.
— Как вы думаете, каким может быть дерево еще? (Сухим, большим, зеленым, могучим, высоким…).
— Я вам предлагаю найти свойства дерева. Что такое свойство, нам расскажет Салих. (Свойство – это то, что отличает один предмет от другого).
— А для этого нам нужно превратиться в маленьких экологов и провести опыты. Что такое опыт, нам расскажет Лера. (Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его).
— Дерево мы с вами будем сравнивать с металлом.
— Приступим? (Да).
— Для этого нам нужно одеть фартуки.
Делю детей на 3 подгруппы: по уровню успеваемости (высокий, средний, низкий уровни). Первые шесть опытов провожу со всей группой детей, потом по одному предлагаю каждой подгруппе.
— (1 опыт). Мы сейчас с вами посмотрим дерево через кубик, потом через лупу. Что можно сказать о дереве? (Оно непрозрачное).
(2 опыт). Какая поверхность у деревянного бруска? (Шероховатая). А у металлической пластины? (Гладкая).
(3 опыт). Проверяем, что мягче дерево или металл. Проводим по дереву и по металлу зубочисткой. На каком из предметов остался отпечаток, след? (на дереве). Значит дерево мягче, чем металл.
(4 опыт). Смотрим, плавает ли дерево. Опускаем деревянный брусок и скрепку в миску с водой. Что произошло с предметами? (Дерево плавает в воде, а металл тонет).
— Оставляем брусок в воде, он нам пригодится позже. Возьмите другой брусок.
(5 опыт). Дерево хорошо поддается обработке: его можно пилить, что-то вытачивать (показываю, строгая образец перочинным ножом).
(6 опыт). Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. (Дети пробуют сломать гвоздь, не могут). Значит он какой? (Прочный). Попробуйте сломать спичку. (Спичка быстро ломается). Что можно о ней сказать? (Спичка хрупкая).
— А сейчас для каждой подгруппы я дам отдельное задание.
Раздаю схемы выполнения опыта.
— (7 опыт) Первая подгруппа (низкий уровень усвоения программы) будет проверять, хорошо окрашивается дерево или нет? Для этого нужно взять кисти, краски и проверить.
Выполняют
— (8 опыт) Вторая подгруппа (средний уровень усвоения программы) Каждое дерево имеет свой рисунок, на спилах. Берем лупу, рассматриваем.
Выполняют.
— (9 опыт) Задание для третьей подгруппы (высокий уровень усвоения программы). Дерево поглощает влагу и меняется в размерах. Вам нужно понаблюдать за бруском, который лежит в воде, и сравнить его с сухим бруском.
— Что может сказать первая подгруппа детей об опыте? (дерево окрашивается)
— Что может нового рассказать вторая подгруппа детей? (Что у каждого дерева есть свой рисунок, у меня нарисованы кольца, полоски, точки)
— Что может сказать третья подгруппа детей о проведенном опыте? (Дерево впитывает влагу, изменяется в размерах).
— Какие вы молодцы, у вас все хорошо получилось/ У Ромы немножко не так получилось, как хотелось бы увидеть. Но в следующий раз у него все хорошо получиться, даже еще лучше
— (10 опыт). Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода. Я положу в тарелку металлическую ложку и деревянную. Как вы думаете, что произойдет? (дети с ответом затрудняются). Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло. Повторите (теплопроводимость).
— Дети, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч, и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: шероховатое (гладкое), тонет (плавает), тяжелый (легкий)…
— Дети, а чем дерево может помочь людям? (Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.).
— А сейчас послушаем стихотворение про дерево.
Дедушка Дерево.
У дедушки Дерева добрые руки,
Большие зелёные, добрые руки…
Какая-то птица в руках суетится.
Какая-то птица на плечи садится.
Дедушка Дерево славный такой:
Белку качает большущей рукой…
Жучище примчался, и сел,
И качался, и всё восхищался,
и всё восхищался.
Стрекозы примчались и тоже качались.
И мошки примчались, и мошки качались.
И все свиристели в пуховой постели
Смеялись, качались, качались, свистели!
Дедушка Дерево пчёл подхватил
И на ладони свои усадил….
У дедушки Дерева добрые руки,
Большие зелёные добрые руки…
Наверно, их сто…
Или сто двадцать пять…
Чтоб всех покачать!
Чтоб всех покачать!
Э.Мошковская
Заключительная часть (2-3 минуты). Анализ занятия.
Цель: подвести итог занятия, выяснить, как дети усвоили материал. Нацелить на домашнее задание.
— Что мы нового сегодня узнали на занятии? (Свойства дерева и как их нужно находить, узнали, что такое «опыт» и «свойство»).
— А про кору, что нового вы узнали? (она бывает тонкой – на молодых деревьях, и толстой – на старых).
— От кого к нам пришла посылка? (от Старичка – Лесовичка).
— Сегодня я вам дам домашнее задание. В выходные дни сходите в лес, рассмотрите понравившееся вам дерево, придя, домой, выучите стихотворение про это дерево, а в детском саду расскажите его всем ребятам.
Список использованной литературы
1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.
2. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой…»
3. Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации.