Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования г. Краснодар
«Детский сад комбинированного вида «Сказка»
структурное подразделение №150
Конспект урока окружающего мира для 1 класса
«Встреча весны»
подготовила
учитель -дефектолог
Овечая Анна Андреевна
Краснодар
2013
Конспект занятия для детей старшего возраста с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Тема: «Встреча весны»
Предварительная работа. Наблюдение за набуханием почек и появлением листочков на срезанных в третью неделю февраля веточках тополя и березы; их сравнение: «Чем похожи? В чем различие?».
Цели. Обогащать и уточнять словарь по теме (изменения в жизни растений: набухание почек, распускание листьев, цветение растений); закреплять названия весенних месяцев; развивать непроизвольную память, мышление; воспитывать бережное отношение к природе.
Материал. Демонстрационный материал: картинки («Солнце»; лужа, маленькая зеленая травка на фоне жухлой травы;
символы дня и ночи — черная и желтая полоски разной длины; дерево с почками и мелкими зелеными листочками; мать-и-мачеха, подснежники.
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Повтори, не ошибись»: март — апрель — май, май — апрель — март, май — март — апрель, апрель — май — март.
Дефектолог. Какие слова вы повторяли? (Это названия месяцев.) Месяцы какого времени года вы называли? (Весны.) Сколько месяцев длится весна? (Три.) Назовите первый весенний месяц. (Март.) Назовите последний месяц весны. (Май.) Назовите месяц, который идет между мартом и маем. (Апрель.) Март — который по счету месяц весны? (Первый.)
Работа с демонстрационным материалом
Повторение признаков весны с одновременной демонстрацией каждого признака.
Картинка «Солнце». (Солнце светит ярче и пригревает.)
Лужа, маленькая зеленая травка на фоне жухлой травы. (Снег растаял, травка зеленеет.)
Символы дня и ночи — черная и желтая полоски разной длины. (День становится длиннее, ночь — короче.)
Дерево с почками и мелкими зелеными листочками. (На деревьях набухают почки и распускаются листочки.)
Мать-и-мачеха, подснежники (появляются первые весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха.)
Игра с мячом «Какой?»
Солнце — солнечный, снег — снежный, зелень — зеленый; травка — травяной, травянистый; день — дневной, ночь — ночной; длина — длинный; коротко — короткий; лист — лиственный; весна — весенний; цвет — цветной; цветок — цветочный.
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика «Листья».
Раз, два, три,
Четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, Листья рябины, Листья клена, листья ели,
Листики дуба мы соберем, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Букет маме отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.) Н. Нищева
Работа с раздаточным материалом
«Признаки весны». Каждому ребенку предлагается альбомный лист, разделенный на 8 частей (по горизонтали на 2 части, по вертикали на 4 части) и цветные карандаши. Дефектолог проговаривает предложение (признак весны), а каждый ребенок рисует картинку-опору в соответствующем прямоугольнике листа: «Весной солнце светит ярче и пригревает. Снег растаял, травка зеленеет. День становится длиннее, ночь — короче. На деревьях набухают почки и распускаются листочки. Появляются первые весенние цветы. На полянках появляются подснежники. На пригорках появляются цветы мать-и-мачехи».
Дефектолог. Запишите название этого времени года в последнем прямоугольнике.
Составление рассказа-описания
Дети составляют рассказ о весне по опорным картинкам (рассказ по цепочке; рассказ двумя (тремя) детьми, одним ребенком).
Упражнения для закрепления на индивидуальных занятиях
Работа с серией сюжетных картинок на тему «Весна».
«Вычеркни зеленым, красным, желтым». (Ряд геометрических фигур. Задание: вычеркни треугольники — зеленым, круги — красным, квадраты — желтым цветом.)
«Цифры по порядку». (В квадрате числа от 1 до 10 в произвольном порядке. Задание: соедини стрелочками числа по порядку.)
Список литературы
Кондратьева С. Ю., Агапутова О. Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 176с.
Тарасов М. А. Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет: Планирование, лексические темы, дидактические игры. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005. – 192 с.
3.Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с.