Государственное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №264
г. Москвы
Конспект урока окружающего мира для 3 класса «Лес и его обитатели»
подготовила
воспитатель Шакурова
Валентина Павловна
2012 г.
Программное содержание:
— Закреплять приемы оклеивания и скрепления частей поделки, умение работать по
схеме.
-Активизировать мыслительную активность и творческие проявления детей.
-Формировать у детей правильное отношение к труду: умение аккуратно и бережно
работать с материалами и инструментами.
-Развивать глазомер, сноровку и мелкую моторику рук.
-Воспитывать умение работать в коллективе стремление трудиться на общую пользу.
Оборудование:
Схемы с изображением поделок, выкройки, коробки, макет леса, игрушечная кукла -баба-яга, дощечки для клея, салфетки, кисточки для клея, ножницы, клеящий карандаш, цветная бумага.
Предварительная работа:
Изготовление макета леса, сборка корабля, беседы о диких животных, оклеивание коробок, изготовление цветов, ягод, грибов, чтение художественной литературы: Ю.Дмитриев, «Здравствуй белка», Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Н.Г.Лосева «Правила поведения детей в лесу», прослушивание музыки из альбома П.И.Чайковского «Времена года».
Методические приемы:
Беседа, работа по схеме, освоение нетрадиционной техники оклеивания и сборки модели из различных форм коробок, игровой проект «Знакомые-незнакомцы».
Организация детей:
1 часть занятия – Дети стоят полукругом возле воспитателя.
2 часть занятия – Дети сидят за столами.
3 часть занятия – Дети играют в хороводе.
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку по реке в наш лес.
(лес дети делали ранее в свободное время для театрализованной деятельности)
Садитесь в корабль и поплыли.
Звучит музыка «Песенка мамонтенка» из мультфильма «Мама для мамонтенка»
Воспитатель: Ой, ребята, а что произошло в нашем лесу? Все деревья разбросаны. Цветы, грибы, ягоды валяются в беспорядке. Посреди леса сидит баба-яга.
Это, наверно, злая баба — яга похозяйничала в нашем лесу. Давайте восстановим наш лес.
(Дети собирают и расставляют деревья, грибы, ягоды, цветы.)
Звучит музыка «Журчание ручейка».
Воспитатель: Ребята, а что-то наш лес какой-то скучный. Не слышно ни пения птиц, ни голосов зверей. А это что такое?
На пеньке лежит берестяная грамота. Воспитатель разворачивает грамоту и читает.
Воспитатель: Это письмо от старичка — лесовичка. Послушайте, что он пишет.
Прилетела в лес злая баба- яга. Распугала, разогнала всех птиц и зверей, меня
запугала. Помогите мне, ребята, вернуть в лес моих зверей и прогнать злую
бабу-ягу.
Старичок — лесовичок
Воспитатель: Поможем, ребята, старичку — лесовичку, а уж он то вас отблагодарит, одарит вас лесными дарами. Как мы с вами можем помочь старичку – лесовичку?
Дети: Нам нужно сделать и поселить в лес зверей и птиц.
Воспитатель: Мы с вами уже раньше оклеивали коробочки. Сегодня я приготовила для вас схемы сборки животных и птиц из коробочек. Посмотрите и скажите, что нарисовано на схемах? И как с ними работать?
Дети: На схемах нарисованы части тел животных и птиц, и как эти части нужно собирать.
Воспитатель: Подберите себе схему, понравившегося вам животного или птицы, а также нужное количество коробочек и приступайте к работе.
Дети садятся за столы, собирают по схеме и склеивают зверей и птиц из оклеенных коробок. Когда все закончат делать зверей, проводится игра «Доскажи словечко». (Описание игры: Воспитатель загадывает загадки, а дети должны отгадать загадку и досказать словечко – отгадку.)
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки, а тот, кто в них узнал своего зверя, пойдет и поселит его в наш лес.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной…. (медведь)
Ребенок: Я медведь лесной,
Мне малинник дом родной.
Воспитатель: Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост краса.
Кто это?… (лиса)
Ребенок: Я рыжая лисичка,
Для всех зверей сестричка.
Особенно для мышек
И глупеньких зайчишек.
Воспитатель: Угадайте, что за птица
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Кто это?… (сова)
Ребенок: Я мудрая сова,
Большая голова.
Я по ночам летаю
И мышек охраняю.
Воспитатель: Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (зайка)
Ребенок: Я храбрый зайчик, смелый
Люблю морковку я.
И звери все лесные
Всегда мои друзья.
Воспитатель: На овчарку он похож.
Что не зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть…(волк)
Ребенок: Я волк хороший, добрый.
А злой, когда голодный.
Воспитатель: Хожу в пушистой шубке.
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
На старом дубе
Орешки я грызу. (Белочка)
Ребенок: Я белочка отважная,
Скачу я по ветвям.
Орешки, шишки, ягоды
Я подарю друзьям.
Воспитатель: В реке живет зверюшка
Зеленая квакушка,
А зовут ее….(лягушка)
Ребенок: Мы из речки две подружки,
Две лягушки — хохотушки.
Когда всех зверей поселили в лесу, включается аудиозапись с шумом леса и пением птиц.
Воспитатель: Лес наш ожил, наполнился пением птиц, зашумел листвой. Как хоро-шо стало в лесу!
Включается аудиозапись с голосом Бабы – яги.
Ой, простите меня, зверята,
Ой, простите меня, ребята,
И ты старичок — лесовичок,
Мой любимый дружок.
У вас так стало весело, и вы все такие дружные.
Можно я буду к вам прилетать, чтобы с вами играть?
Воспитатель: Ребята, давайте простим Бабу – ягу, ведь ей так плохо без друзей.
Дети: Пусть прилетает в наш лес. Мы со зверятами научим ее дружить и никого не обижать.
Воспитатель: А теперь давайте порадуемся вместе с лесом и зверями. А еще пода-рим им каравай и споем песенку.
Далее проводится хороводная игра «Каравай». (Дети встают вокруг леса, поют песенку и делают движения согласно тексту песни)
Как на леса именины испекли мы каравай:
Из орехов и рябины, из грибочков и малины.
Каравай для всех зверят и наших рукодельников ребят.
Вот такой нижены, вот такой вышины.
Каравай, каравай всех сегодня угощай.
В конце игры верхняя часть каравая снимается и все угощаются дарами старичка – лесовичка. (Каравай сделан из круглой коробки из-под торта. На крышке лежит угощение — морковка, капуста, яблоки, орешки. Внутри коробки лежит мармелад виде лесных даров: малинка, ежевика, клюква и печенье грибочки.)
Используемая литература
1.Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. – М. Совершенство,1999 г.
2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. 1985 г.
Используемые материалы
1.Аудиозапись «Песенка мамонтенка» слова Д.Непомнящей, музыка В. Шаинского из мультфильма «Мама для мамонтенка»
2.Аудиозапись «Шум леса и журчание ручейка»
3.Схемы сборки животных составлены и нарисованы автором конспекта.
4.Ответы детей на загадки в стихотворной форме составлены автором конспекта.